Тайна египетских пирамид

До наших дней сохранились древнеегипетские папирусы (архив одного из храмов), где можно видеть служебный график. Он расчерчен на квадраты, и в нем записаны обязанности пер­сонала. В клеточках, которые соответствуют дням месяца, записаны имена служащих, кото­рые должны исполнять данные поручения. Вот этот, например, должен провести ночь в доме, который находится у дверей склада к северу от дороги жреца, молящегося об усопших, когда он обходит пирамиду. Дело обычное, оно поруче­но одному человеку. Несколько человек должны доставить божественное приношение в храм Солнца Сетип-Ра из резиденции и дворца. А другие должны уединиться в храме в часы, ког­да нет богослужения. И наконец, группа людей должна выполнять священные ритуалы для цар­ских статуй в праздничные дни. Например, ког­да в храме нет богослужения, тогда они распре­деляются между двумя категориями людей: свя­щенниками, с одной стороны, и служащими храма— с другой. Их называют «рейтиша».

А здесь вписаны в клеточки дни месяца и име­на людей, которые должны дежурить в обоих случаях. Как можно убедиться, эти имена через несколько дней меняются. Притом работа смен­ная: день — ты, день — твой коллега. А на обо-

Тайна египетских пирамид - student2.ru

ротной стороне этой таблицы, которая состав­лена очень подробно, можно увидеть черновик графика, сделанного в последний день этого ме­сяца на следующий месяц. А здесь перечисле­ны те, кто должен провести ночь на крыше хра­ма с северной и южной стороны. Эти люди дол­жны были оставаться на крыше храма, чтобы наблюдать за движением звезд и распознавать по ним ночное время.

Белое духовенство — это протопресвитер, протоиерей, иерей, протодиа­кон, диакон.

Черное духовенство — это епископство (патриарх, митрополит, архиепис­коп, епископ), священство (архимандрит, игумен, иеромонах), диаконство (архидиакон,иеродиакон).

Иерархияпредставляет собой систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступени. В государстве это президент, король, император, в органи­зации — директор, управляющий, председатель совета директоров.

Каждый исполнитель имеет не только четко предписанный круг должност­ных обязанностей, ной название своей должности, например, бригадир, ин­женер, токарь 6-го разряда, начальник отдела кадров. Если рассматривать общество в качестве организации, то и здесь существуют свои названия долж­ностей. Раньше они именовались титулами.

ТИТУЛЫ И РАНГИ

Происхождение института титулования прямо связано с военным делом и ратными подвигами. На протяжении многих столетий всевозможными титулами, начиная с Древнего Египта и кончая императорской Россией, титулы и многие звания присуждались и жаловались почти исключительно за воинскую службу, боевые заслуги, выигранные битвы.

Титул(от лат. titulus — надпись, почетное звание): 1) почетное владетель­ное, родовое (наследственное) или пожалованное (присваиваемое) звание (например, князь, герцог, граф) для подчеркивания их особого, привилеги­рованного положения и требующее соответствующего титулования (напри­мер, сиятельство, высочество); 2) словесная формула именования лица в соответствии с его официальным почетным званием, высоким служебным или общественным положением; 3) в юриспруденции основание какого-либо права собственности на данный участок, например титул купли-продажи, дарения, мены и т.д.; 4) страница книги, на которой напечатаны ее назва­ние, имя автора, место и год издания (титульный лист); 5) устаревшее —ат­тестат, диплом об окончании образования в каком-либо учебном заведении.

С социологической точки зрения титул может означать как приписывае­мый статус (родовой, унаследованный от родителей), так и достигаемый (полученный от первого лица в государстве).

Титулы зародились в Древнем Египте. В управленческой иерархии каж­дый египетский чиновник имел свой титул. Например, титул «стоящий над людьми» обозначал принадлежность к высшему сословию. Внутри же сосло­вия существовали дополнительные титулы, которые добавлялись к первому. Так, сочетание двух титулов «стоящий над людьми» и «главный» давало но­вый титул — «князь». Эти князья имели, кроме того, и придворные титулы, например «царский знакомый» или «единственный друг». Наконец, суще­ствовал титул, выражающий личное расположение царя к чиновнику, но не в прямой, а в обращенной форме — как отношение старшего к младшему или отца к сыну. Этот титул назывался «имахи» и переводился как «почтенный кем-либо». Получить от царя сан имахи было предметом желаний и венцом

карьеры для любого чиновника. Вместе с ним даровалось право на получе­ние гробницы1.

Египетский фараон имел, как правило, не один, а несколько (иногда очень много) титулов, которые, складываясь в систему, назывались титулатурой. Каждый очередной фараон считался потомком двух богов — Ра (бог Сол­нца) и Хора2 (сын Осириса и Исиды), следовательно, был связан с ним бо­жественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в офи­циальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая греко-римское время. Первым

членом титулатуры двух фараонов, Се-нусерта I и Тутмоса III, было имя фара­она как воплощения бога Хора, вклю­чавшего в качестве обязательного компо­ Тайна египетских пирамид - student2.ru нента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии — «Хор, жизнь рождений», Тутмоса III — «Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах» и т.д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения «двух влады­чиц» — богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Ниж­него Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождествен­но имени Хора — «жизнь рождений», у Тутмоса 111 оно звучало «Устойчивое явление Ра». Третий член титулатуры состоял из имени фараона как «золо­того Хора». У Сенусерта I это было опять «жизнь рождений», у Тутмоса III — «могучий силой, святой коронами». Четвертый член титулатуры начинался словами: «Царь Верхнего и царь Нижнего Египта», затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I — Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III — Мен-Хепер-Ра). Пятым чле­ном титулатуры служило «отчество», которое предварялось словами «сын Ра», затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, — Тут-мос-Нефер-Хепер. Из пяти членов титулатуры четыре содержат отождеств­ление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом. В текстах, исходивших из официальных кругов — храмов, дворцов и т.п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в це­лях упрочения его авторитета. Слова «бог благой», «фараон», «царь» имели один и тот же денотат — «живой царь», «фараон».

С тех пор правители монархического государства, в том числе и римско­го, имели полный официальный титул и более краткие варианты титула, употребляемые в обиходе. Официальный титул обычно множествен и исполь­зовался в официальных документах, а краткий состоял из одного-двух слов.

' Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 198. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола бога Хора еще с древ­нейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования го­сударства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. Иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но неза­висимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра. Атум, Хепри или Хор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью Царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру.

У римских императоров долгое время не было строго установленной офици­альной титулатуры. В зависимости от обстоятельств главу государства назы­вали по-разному: imperator, princeps, dominus, caesarw т.д. Титул первого граж­данина (princeps civitatis) был лишь наиболее употребительным в гражданс­ком обиходе обозначением носителя высшей власти, но не официальным титулом. Позже система титулования упорядочилась, и титул императора Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) звучал так: Imperator Caesar divif. Augustus, pontifex maximus, cos. XIII, tribunicia potestate XXXII, imp. XXVI, pater patriae. В его состав входят следующие элементы: преномен «император», имена «Це­зарь» и «Август», титулы верховного понтифика и консула, указание на три­бунскую власть и количество императорских аккламаций и титул отца оте­чества3. В титулатуре российских государей из династии Романовых титул «Царь Польский» следовал сразу за «Самодержцем Всероссийским».

В Древнем Египте фараон — первое лицо государства и носитель макси­мально престижного титула, был не только высшим гражданским лицом, высшим жрецом, но и главнокомандующим. Титул зародился в военной сфере. Происхождение высшего воинского звания связано с развитием го­сударства, при котором складывались определенные социальные отношения. Как правило, эти отношения оформлялись соответствующими атрибутами социального этикета: титулами, чинами, денежными и иными наградами, знаками различия и т.п. Особенностью большинства из них является то, что поначалу они означали не звания или титулы, а реальные должности, от ко-

Врезка

Л.Е. Шепелев

Наши рекомендации