Тема 5 –Научное мышление. Язык науки
Цель: формировать у обучающихся знания о науке мышлении.
Задачи обучения:
· ознакомление с наукой мышления;
· формирование навыков пользования классификацией науки;
· формирование коммуникативной компетенции путем умений формулировать вопросы и давать ответы на них, умений работы в коллективе.
Основные вопросы темы:
1.Что такое наука?
2. Классификация науки, метод научного познания.
3. Язык , уровни языка , функции языка.
Методы обучения и преподавания: групповое обсуждение по материалам темы, презентация.
Литература:
1. Юлов В. Ф. Научное мышление. Монография. — Киров: 2007. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 08.10.2013.
- Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968.
- Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С.57.
- Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. - М.: Академический проект, 2005. - 495 с.
Контроль (вопросы):
12. Дайте определение термину «наука».
13. Классификация науки и методы научного познания?
14. Что такое язык?
15. Уровни языка и функции языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ü Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
ü Наука – это:
ü социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
ü отрасль духовного производства (НИОКР);
ü особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
ü КЛАССИФИКАЦИИ НАУК:
ü по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
ü по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
ü ФУНКЦИИ НАУКИ:
ü культурно-мировоззренческая,
ü познавательно-объяснительная,
ü прогностическая,
ü социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
ü
ü Наука- сложный элемент духовной культуры, развивающийся противоречиво. Долгое время науковеды полагали, что наука развивается эволюционно. Американский философ Т. Кун в середине ХХ века выдвинул иную теорию развития научного знания – как скачкообразный, революционный процесс, проявляющийся в форме периодической смены научных парадигм.
ü Научное познание предполагает 2 уровня:
ü Эмрипический – преследует цель собрать отдельные факты
ü Теоретический – ставит задачу обобщит собранные факты, выявить закономерности, доказать научные законы и сформулировать теорию.
Методы также бывают двух уровней
• 1. методы эмпирического уровня познания:
• Наблюдение
• Эксперимент
• Анкетирование
• Интервьюирование
• 2. Методы теоретического уровня:
• Анализ
• Синтез
• Абстрагирование
• Моделирование
• Классификация
• Индукция
• Дедукция
• Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление и научное мышление.
УРОВНИ ЯЗЫКА
• Первый – уровень мимики, жестов, поз, элементарных запрещающих (например, запугивающих) или разрешающих (скажем, побуждающих к какому-либо действию) звуков и знаков, типа знаков дорожного движения. Они могут быть весьма сложными, но отличаются непосредственной наглядностью и присущи всему животному миру, закрепляясь условно либо в виде инстинктов.
• Второй уровень – живая и письменная речь с учетом того различия, что живая речь – это индивидуальное воплощение мысли в языке, а письменность – интерсубъективное, коммуникативное.
• Третий, решающий для культурного развития человечества уровень – предметный, включающий и орудия человеческой деятельности, технику и технологии. Сознание, мышление стало на этом уровне реальностью воплощенных абстракций разума – от «второй природы» до институтов гражданского общества.
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
• В качестве основных выделим четыре:
• мышления;
• памяти, в том числе социальной;
• коммуникативная;
• управленческая.
• В научных исследованиях, как и в обыденном языке, присутствуют следующие три типа понятий: предметные, операциональные и ценностные. Первые относятся к именам предметов, описывают вещи, их свойства и отношения, вторые – действия и операции исследователя, процессы получения знаний. Третьи, ценностные понятия характеризуют исходные установки проблематизации научного поиска
• Три уровня языка теории:
• Эмпирический
• Общетеоретический (теоретический первого уровня)
• Математизированный (теоретический второго уровня).
• Назначение нетерминологической лексики в тексте эмпирического уровня – дать истолкование вводимых научных терминов опыта через уже известные и также приобретшие почти обыденный общеупотребительный смысл – металлы, электрический ток, трение, электрон, энергия. Новые теоретические термины не вводятся: термин «сверхпроводимость металлов» обозначает новый эмпирический факт. Заметим также, что на уровне эмпирических описаний наряду с предметными и операциональными широко используются ценностные понятия.
• Общетеоретический уровень включает систему исходных понятий, принципов и гипотез данной теории, элиминируя даже посттеоретические образы вроде электрона или трения в предыдущем тексте: чувственная данность элиминируется либо опосредуется.
• Третий, логико-математический уровень мы лишь обозначим ввиду его полной «бессмысленности» (непонятности) для неспециалистов. Этот уровень явно предназначен для профессионалов и не содержит «ничего лишнего» – в нем практически исчезли ценностные понятия и нетерминологическая лексика, основой изложения стал строгий, с однозначным истолкованием терминов логико-математический язык. Его основу составляют вербальные и математические абстракции высокого уровня опосредованности.