Тема 8. Брачное поведение
Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинается с предродительства – периода от заключения брака до рождения первенца. Брачность – процесс образования супружеских пар в населении. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брачность определяет воспроизводство брачной структуры населения. Брачность измеряют с помощью
· Коэффициентов брачности, показывающих интенсивность вступления в брак во всем населении(общие коэффициенты брачности) и отдельных группах бракоспособного населения (эффективность брачности).
· Таблиц брачности.
На уровень брачности влияют господствующие ценности данного общества, юридические факторы.
Влияние религии на брачность.
Принято выделять родо-племенные, местные (национальные) и мировые религии. К мировым религиям относятся:
· Иудаизм. Сформировался в 1-м тысячелетии до н. э. Среди еврейского населения Палестины. Иудаизм призывает своих последователей «плодиться и размножаться» в рамках моногамного брака (ранний иудаизм разрешал и полигамию). Обряды направлены на предотвращение бесплодия. Талмуд призывает хранить супружескую верность, допускает повторные браки для вдовых и разведенных.
· Брахманизм. Получил распространение в Индии в 1-м тыс. до н. э. Существует в виде индуизма. Индуизм закрепил деление общества на касты –сословно-профессиональные группы. Призывает верующих к ранним бракам и воспроизводству только мужского потомства, т. к. только мужчины могут совершать важные священные обряды и сохранять культ предков. В прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов В 20 в. сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин, что ведет к их повышенной по сравнению с мужчинами смертности. Брак считается нерасторжимым союзом при главенстве мужа; случаи развода (вернее изгнания жены из дома крайне редки). Вдовцам разрешены повторные браки, вдовам (независимо от их возраста) такие браки запрещены, что приводит к исключению еще части молодых женщин из процесса детопроизводства. На снижение рождаемости оказывали также влияние необходимость заключение брака внутри своей касты, что в малочисленных кастах было нелегко, а также множество запретов половых сношений в определенные дни. По принятому в 1955 г. закону, в Индии были разрешены межкастовые браки, строго запрещена полигамия, допущен развод по инициативе жены, однако, большинство индуистов продолжают придерживаться старых правил, особенно в сельской местности.
· Конфуцианство. Возникло в сер. 1 тыс. до н. э. в Китае как социально-этическое учение. Изложенное Конфуцием (Кун-цзы); на протяжении множества столетий оно было своего рода государственной идеологией. Конфуцианство стремится к упорядочиванию личных и социальных отношений путем их регламентации, строго соблюдения культа предков, почитания старших, а также всемерного укрепления патриархальной семьи (государство по Конфуцию – большая семья). Основная задача в воспроизводстве населения – получение мужского потомства, которое сохранит культ предков. Женщина занимала приниженное положение. Право на развод имел лишь муж, но этим правом пользовался редко. В случае бездетности ему разрешалось иметь вторую жену или наложницу. В 90 г.г., несмотря на рост атеизма, многие установки конфуцианства сохраняются, особенно в сельской местности, что отчасти сдерживает политику ограничения рождаемости.
· Даосизм. Местная религия, основанная на сочетании элементов буддизма и конфуцианства.
· Синтоизм. Местная религия Японии, представляет собой сочетание элементов конфуцианства (особенно соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтения к старшим и т. п.) и даосизма. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Однако в нем нет нормативных установок многодетности. Допущенная синтоизмом свобода демографического поведения способствовала тому, что еще в средние века в Японии были распространены аборты и деитоубийства, а после 2 мировой войны быстро распространились новые средства контроля над рождаемостью. В 80 г.г. наблюдалось оживление синтоизма, но его функции ограничились ролью домашней религии и свелись к установкам по моральному воспитанию детей.
· Буддизм. Его основателем считается индийский царевич Гаутама (6-5 в.в. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробужденного, просветленного. Отношение буддизма к воспроизводству двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь, как непрерывную цепь страданий, признавая единственным путем к спасению самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни в одной из своих догм не связывает достижение нирваны (полной отрешенности от чувств бытия, растворения души человека в мировой душе – брахме) с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма, связанного с культом плодородия) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощения в сущности призывает к деторождению, т. к. дух может проникнуть в новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции, в т. ч. ранние браки и браки овдовевших и считает употребление контрацептивов равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль в семье мужчины, буддизм также препятствует контролю над рождаемостью, в котором заинтересованы прежде всего женщины.
· Христианство возникло в 1 в. н. э. Возникло сначала как секта иудаизма, но вскоре обособилось как самостоятельная религия. В своем развитии оно распалось на множество церквей и сект. С самого начала христианство не строго соблюдало библейский завет «плодитесь и размножайтесь»; достижение в христианстве основой цели – спасения души не связывается с какими-либо обязанностями по продолжению рода, более того, именно отказ от всего «плотского» считается лучшим путем служения Богу. С этим связаны целибат (безбрачие у духовенства католиков), распространение монашества и появление некоторых изуверских сект (например, скопцы). Влияние христианства на воспроизводство населения обусловлено в основном его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые отношения лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению.
· Католичество как наиболее значительная ветвь христианства отличается наибольшей консервативностью своих установок в области демографического поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI «Человеческая жизнь» (1968), а также принятым в Ватикане «Положением женщины в обществе и церкви». Таким отношением объясняется высокий уровень рождаемости среди прихожан.
· Православие, которое в ходе историиразделилось на ряд местных церквей. Целибат обязателен только для «черного» духовенства, остальные священнослужители обязаны вступать в брак, однако вторичные браки им не разрешаются. Отношение к разводам неодобрительное, однако не такое жесткое как в католицизме.
· Протестантизм не пропагандирует безбрачие (у них нет монашества), допускаются разводы, они (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше других христиан стали практиковать контроль над рождаемостью.
· Ислам. Самая молодая из мировых религий. Возник в 7 в. в Аравии. Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха, бездетность жены – важнейшая причина для развода. Разрешаются браки с несовершеннолетними девочками – по достижении ими половой зрелости, юноши – с 15 лет. Браки считаются по существу обязательными, разведенные и вдовые вступают в новый брак. Среди шиитов в прошлом была распространена практика временных браков (по договору). Ислам навязывал приниженное положение женщины, затворничество, свел брак к купле-продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением, аборты запрещены. В последние десятилетия некоторые мусульманские реформаторы выступили за ограничение рождаемости; первая мусульманская конференция по планированию семьи одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах принят закон о запрещении многоженства и браков с несовершеннолетними.
Брак – санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчинами и женщинами, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Первой формой регулирования половых отношений считался групповой брак, который характеризовался отношением между родами. Групповой брак был отношением между родами, а не лицами; всякие половые связи внутри рода были запрещены (экзогамия). Групповой брак был дислокальным, т. ею муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.
В дальнейшем групповой брак между членами сузился до лиц, принадлежащих к одному поколению, затем постепенно сменился парным барком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а потом жена в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.
Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочился, дал начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи, которая с распадом родового строя становится основной социально-экономической ячейкой общества. В ходе исторического развития основной формой брака становится моногамия, у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение полигамии постепенно сокращается. Заключение брака и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.
Брачное поведение – поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т. е. брачным отбором).
Таким образом, брачное поведение состоит из 3 частей:
4) система действий и отношений, ведущих к заключению брака;
5) супружеское поведение;
6) конфликтность супружеского поведения.
На уровень брачности влияют господствующие ценности данного общества, юридические факторы, особенно закрепление в правовых нормах минимально брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет. В прошлом брачный возраст определялся религиозными нормами и был очень низок, как для женщин, так и для мужчин. У католиков он составлял 12 лет для женщин и 14 лет для мужчин, у протестантов – 14 лет для обоих полов. Ислам не предусматривал единого для всех брачного возраста. По законам шариата брачный возраст для женщин составлял 9 лет, для мужчин – 15 лет. В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин – 13 лет, для мужчин – 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст был повышен на 3 года для обоих полов, за исключением Закавкзья, где был сохранен прежний брачный возраст. В России до 1917 г. был сохранен предельный брачный возраст – 80 лет. Для вступления в брак лиц православного вероисповедания старше 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея. У народов, придерживающихся ислама брачный возраст регулировался законами шариата. ВЦИК и СНК РСФСР в постановлении от 18 декабря 1917 г. “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражднского состояния, установили в РСФСР брачный возраст 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин; в 1926 г. для обоих полов был принят единый брачный возраст в 18 лет.
Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе выделяется тот, в каждом конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем живут вместе.
Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического различия различны как пространство возможных вариантов, так и степень свободы индивидуального выбора. Если повторные браки допускаются (серийная моногамия), то совокупность, из которой производится брачный отбор является предельно широкой, поскольку включает в себя, как состоявших, так и не состоявших в браке. Здесь правило состоит в том, что мужчина или женщина постоянно является доступен для брака вне зависимости от того, находится он в браке или нет.
Напротив, если повторные браки не допускаются, в культуре жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает состоящих в браке. В России, в этом смысле прозападной стране, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии (особенно для женщин) к моногамии серийной. Например, в 1991 г. для четверти, как мужчин, так и женщин, вступление в брак было повторным 88% мужчин и 83% женщин вступили в него после развода. Аналогичные данные и в США.
Что касается степеней свободы индивидуального выбора, между различными культурами существуют значительные отличия. В некоторых культурах преобладают браки, организуемые родителями или опекунами, в других доминирует сам актор выбора, но в любом случае выбор партнера не является произвольным.
Факторы брачного выбора:
1)Культурологический фактор. Правило эндогамии/экзогамии. Важнейшее правило. Его роль состоит в ограничении поля выбора, в исключении из него тех, кто не может быть потенциальным партнером. Правило эндогамии – предписание (принуждение) выбирать себе партнеров из собственной этнической группы, но из разных кланов, если они есть. Например, чеченские девушки выходят замуж только за чеченцев. Правило экзогамии – запрещает браки внутри собственной семейной группы, т. е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Правило эндогамии, или, как его еще называют, эндогамное давление, действует сильно и жестко. В 1989 г. в СССР браки с другими национальностями составили среди русских 16% у мужчин 17,7% у женщин, среди украинцев 32.4 и 32,1%, среди грузин – 16,5% и 8,8% и т. д. Аналогичная ситуация наблюдается и в США, только там основным избирательным признаком является не этническая, а расовая принадлежность. В 1990 г. только 1,8% брачных пар явились межрасовыми. Но в современных культурах правило эндогамии ослабевает и практически отсутствует в случае, если вступающему в брак за 30 лет или у него повторный брак. Также слабое проявление эндогамии наблюдается в крупных городах и на территориях со смешанным населением, где контакты с представителями разных национальностей являются более частыми и интенсивными.
2)Социологический фактор гомогамии и близости (соседства).
Обычно термин «гомогамия» употребляется для обозначения тенденции заключения брака между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками – социальными, психологическими, физическими и т. д. В социологии семьи термин гомогамия означает, что браки между индивидами со схожими характеристиками являются более вероятными, чем с теми, чьи характеристики отличаются друг от друга. Эффект согласия был проверен в реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюк изучал 2 группы, сложившиеся из 17 студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель их совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Когда Сюзан Шпрехер и Стив Дк после «знакомства вслепую» устроили свидания 83 случайным парам, где они познакомились, участники, пожелавшие встретиться вновь – таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими.
· Роль возраста в брачном отборе подтверждается многими социологическими и статистическими данными. При этом наиболее вероятным является не совпадение возрастов, а превышение возраста со стороны мужчин. Например, в 1993 г. в РФ было заключено 1 106 723 брака, из них, браки, в которых невеста была старше жениха составили 11%. Браки, в которых жених и невеста были в одном возрастном интервале составили 40%, а в тех, где жених старше невесты – 49%. В среднем невесты были моложе женихов на 5 лет. Аналогична ситуация с возрастом и в США, поскольку считается, что мужчины предпочитают более молодых женщин по ассоциации с юностью, а женщины выбирают мужчин старше из-за более высокого статуса.
· С образованием та же ситуация, половину сходства в браке составляет схожесть в образовании. НО для мужчины с любым уровнем образования максимальной является вероятность вступления в брак с женщиной, имеющей тот же уровень образования. Тогда, как для женщин, чем дальше уровень образования от уровня образования жениха, тем меньше вероятность вступления в брак.
· Социальный статус. Поскольку уровень образования тесно коррелирует с социальным статусом, принадлежностью, то чаще всего партнеры принадлежат к одной или близким социальным группам. Из-за схожести их верований, убеждений, ценностей и т. д.
В целом, если брать эти 3 характеристики: возраст, образование и социальное происхождение, то в процессе отбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин. Эта тенденция называется брачный градиент.
В сильно классово дифференцированном обществе брачный градиент может вызвать переизбыток незамужних, образованных женщин старшего возраста. Отсюда вытекает и существование второго пика рождаемости, когда, потеряв надежду выйти замуж, женщины выбирают одинокое материнство.
· Личностные характеристики. Правило гомогамии действует и в отношении других личностных характеристик: ум, физическую привлекательность, сходство биологических ритмов (жаворонки предпочитают жаворонков, совы – сов), включая политические взгляды. Умные, искушенные люди в идеале советуют не пленяться внешностью (Цицерон), но на самом деле исследования говорят, что внешность является очень ценным качеством. Философ Бертран Рассел считал в 1930 г., что в целом женщины любят мужчин за характер, а мужчины женщин за внешность. Но Элайн Хатфелд провела исследование в университете Минессоты, когда на Вечер компьютерной танцевальной музыки пригласили студентов и наугад сформировали пары. Оказалось, что при оценке партнера только одна вещь имела значение – физическая привлекательность, причем одинаково, как для мужчин, так и для женщин. Эксперименты подтверждают феномен «ровни». Люди склонны выбирать в супруги равных по привлекательности. Кстати, что касается физической привлекательности, то оказывается привлекательным для людей остается что-то среднее – не слишком выделяющееся. По американским данным, когда заложили в компьютер изображение лиц 32 студентов колледжа и путем наложения выявили среднее арифметичекое, то студенты оценили усредненное лицо как более привлекательное, чем 96% индивидуальных лиц. То, что делает лицо человека более привлекательным, в большей степени зависит от пола человека. В соответствии с тем, что мужчины имели большей общественной власти, они считали привлекательными тех женщин, во внешности которых было что-то «детское» (например, большие глаза), что как бы говорит об отсутствии склонности к доминированию. Мужчины кажутся более привлекательными, когда их лица говорят о зрелости и властности. Среди гомосексуалистов действует обратная тенденция: многие мужчины-гомосексуалисты предпочитают мужчин с детскими лицами, а многие женщины-лесбиянки женщин с детскими лицами не любят. За эти исключением, сообщает Майкл Каннингем, люди проявляют исключительное единодушие по всему миру при оценке мнений относительно идеальных мужских и женских лиц при оценке любой этнической группы. Психологи, работающие с эволюционной теорией, объясняли оценки при выборе привлекательных партнеров. По их мнению эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, ассоциирующимися с юностью и здоровьем и следовательно, хорошим репродуктивным потенциалом. Женщину же восхищают те качества, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником. То, что является привлекательным, зависит от используемого эталона. Кенрик и Гутьеррес провели эксперимент, в котором студенты, участники опыта, неожиданно заходили в общежитие Государственного университета Монтаны и говорили своим сверстникам следующее: «На этой неделе приезжает наш друг , и мы хотим познакомить его с одной девушкой, но мы не можем решить, достаточно ли она симпатична, и мы, на всякий случай решили провести исследование. Мы хотим, чтобы вы сказали, насколько она привлекательна … По шкале от 1 до 7» Посмотрев на фотографию девушки, в меру привлекательной, те студенты, которые только что посмотрели программу «Ангелы Чарли» с красавицами, считали ее менее привлекательной, чем те, кто передачи не смотрел. Лабораторные эксперименты подтверждают и эффект контраста. Мужчинам, только что рассматривающим рекламных красоток, обычные женщины, даже их собственные жены, кажутся менее привлекательными. Просмотр порнографических сцен со стимулированно-страстными постельными сценами также понижает удовлетворенность собственным партнером. Сексуальное возбуждение может временно сделать привлекательным человека другого пола, но остаточный эффект облучения идеальными образами снижает рейтинг реального партнера. Но, оптимистичным является тот факт, что чем больше мы знаем своего партнера, тем менее заметны его физические несовершенства. Чем больше люди любят друг друга, тем менее привлекательными им кажутся все другие люди противоположного пола.
· Влияние родителей. Степень гомогамности влияет на то, как прожили свою жизнь родители. Если опыт родителей достаточно позитивен, то и дети скорее всего выберут супругов, похожих на них.
· Образ партнера, похожего на родителя противоположного пола. Это социализационный подход, в основе которого лежит предположение о том, что дочери имеют особенность выбирать партнеров, похожих на отцов, а сыновья – на мать. Этого же придерживался Фрейд, утверждавший, что в выборе партнера происходит смещение либидо с самого первого объекта любви – родителя – на своего сексуального партнера. Социолог Едличка изучил 7000 супружеских пар и обнаружил, что вероятность найти партнера, похожего на родители была выше, чем просто партнера. Гленн и Баррет со своей стороны показали, что старший сын в среднем вступает в брак, будучи моложе, чем это сделают его братья последующих очередностей; мужчина с более страшим отцом женится позже, дети из этнически смешанных браков, выбирают супруга из этнической группы родителя противоположного пола. И, наконец, люди более склонны с союзом с теми, кто в физическом отношении более похож на партнера противоположного пола. В социально-психологическом плане такой выбор объясняется тем, что людям легче находить контакт с теми, чьи личностные характеристики он может угадать, вследствие похожести.
По брачному состоянию, по американским данным, никогда не состоявшие в браке предпочитают таких же, разведенные – разведенных, вдовые – вдовых.
Но разве нас не привлекают люди, которые каким-то образом от нас отличны в том, что будет дополнять наши черты. Исследователи попытались ответить на этот вопрос путем сравнения не только взглядов и убеждений друзей и супругов, но и сравнения их возраста, конфессиональной принадлежности, национальности, отношения к курению, экономического уровня, образования, склада ума, физического роста и внешности. Как выяснилось, большинство супругов обладают сходством и в этих и во многих других отношениях. Умные птички гнездятся вместе. И также поступают красивые птички, высокие птички, богатые птички, протестантские птички. И все-таки, разве нас не привлекают люди, чьи потребности и личные свойства дополняют наши собственные? «Ридерс Дайджест» говорит, что «общительный подыскивает одиночку, любитель новизны – того, кто ненавидит перемены, щедрый – скрягу, любитель острых ощущений – очень осторожного». Социолог Роберт Уинч разработал теорию комплементарных потребностей (ТПК –теория). Основной тезис ее состоит в том, что люди предпочитают брать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнительны к собственным). Суть ТПК – противоположности притягиваются. Например, потребности решительного и властолюбивого субъект будут дополнять потребности робкого и склонного к подчинению. В этом утверждении есть известная логика, и большинство из нас могут припомнить пары, которые рассматривают свои различия как взаимодополняющие качества: «Мой муж и я великолепно подходим друг другу. Я – Водолей – натура решительная. Он – Весы и совершенно не способен принимать решения. Но зато он всегда охотно поддерживает мои начинания». В основе идеи Уинча – его наблюдения, которые он провел за 25 брачными парами в Северо-Западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в своей правоте, другие исследователи отнеслись к его идее критически. Например, ясно, что неопечаленные люди предпочитают компанию счастливых людей. Когда Вы опечалены, Вас может раздражать человек, которого распирает от веселья. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что открытие Уинча – это артефак. Или из-за неправильной методологии или из-за того, что он изучал брачные пары. Тем не менее, другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча пытались усовершенствовать его теорию.
Одним из примеров может служить Инструментальная теория Р. Сентера, который исходит из того, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают или (кажется, что обеспечивают) максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей. При этом в отличии от Уинча, Сентер полагает, что одни потребности более значимы, чем другие, причем для некоторых потребностей это различие значимости одинаково для обоих полов, а для некоторых других – нет. Например, по словам Сентера, мужское доминирование – более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно. Обратная ситуация имеет место с такой потребностью, как потребность в заботе. Отсюда согласно выдвинутому Сентером принципу гендерной конгруэнтности, вытекает, что ценности, которые более типичны для мужчин должны коррелировать с потребностями, более типичными для женщин. В частности Сентер полагал, что наибольшее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в заботе и покровительстве. Хотя инструментальная теория Р. Сентера более разработана и методически и эмпирически и многие из его 239 гипотез подтвердились, принципы ТКП-теории продолжают подвергаться критки со стороны многих авторов. Исследователь Дэвид Басс подвергает это сомнению: «Тенденция противоположных типов жениться или дружить … до сих пор не была продемонстрирована с достоверностью. Единственное исключение – пол». Так что, по всей видимости, правило, если оно вообще отражает хоть какую-то истину, представляется второстепенным по сравнению с мощной тенденцией к притяжению подобного подобным.
Близость (соседство). Чаще всего люди брачуются с жителями своего района, работающими с нами на одном предприятии или хотя бы в той же профессиональной сфере или в школе учились в одном классе. Секрет этого не в критическом географическом расстоянии, а в том, насколько часто люди сталкиваются в повседневной жизни.
Еще один психологический момент состоит в том, что нам нравятся те, кому мы сами нравимся. Как говорила Марлен Дитрих, среднего мужчину скорее может заинтересовать женщина, которая проявляет к нему интерес, нежели женщина с красивыми ногами
Другой мощный фактор – завоевание одобрения у других. Чтобы проверитьэто на практике Эллиот Аронсон иДарвин Линдер поставили эксперимент. Они «дали возможность» 80 студенткам университета случайно услышать, как им дает оценку кто-то из их соучениц. Одни студентки услышали о себе только положительные, другие – только отрицательные, третьи получили неустойчивую оценку, которая менялась либо от негативва к позитиву, либо наоборот. В этом и прочих экспериментах к оценивающему лицу отнеслись с большей симпатией те участники, которым удалось завоевать его уважение, в особенности в тех случаях, когда это завоевание проходило медленно и в конце концов опровергало первоначальный критицизм. Кстати, Аронсон считал, что постоянное одобрение деваливируется, если оно становится постоянным.
Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена. Основанная на модели социального взаимодействия, Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой. Согласно Хомансу в обществе существует шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен и человеческое поведение складывается из суммы ценностей его отдельных качеств. Человек, имеющий более высокую ценность, получает плату от того, чья ценность ниже.
Попытку описать процесс брачного отбора предпринял Бернард Мурштейн в теории «Стимулов-ценностей-ролей (СЦР)». СЦР –теория сначала была разработана Мурштейном для анализа процесса ухаживания, затем применена для изучения межрасовых браков и затем с небольшими модификациями расширена для исследования дружбы и супружеских взаимоотношений. СПЦ-теория является разновидностью теории обмена, устанавливающей, что в и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнера предлагают друг другу». Согласно Мурштейну, процесс развития отношений детерминируется 3 классами переменных, которые он называет стимулы, ценностные сравнения и роли. Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухаживание, решение на брак), но каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии этого процесса, которые соответственно получили название – «Стадия стимуляции», «Стадия оценивания» и «ролевая стадия». На стадии стимуляции действуют факторы, которые притягивают индивидов друг к другу, делают из привлекательными друг для друга, благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам. На стадии ценностного сравнения, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, роста числа детей в семье и т. д. Первичный фокус стадии ценностного сравнения – это сбор информации о другом путем вербальной интеракции с ним. Некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или нескольких ролевых стадий. Однако большинство переходит в ролевую стадию. Для тех, кто переходит в ролевую стадию сходство ценностей – необходимое, но недостаточное условие. Достижение ролевой совместимости – бесконечный процесс, поскольку ролевая притирка происходит всю жизнь..
Процесс брачного отбора.