Основные элементы культуры
По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех элементов:
1.Понятия (знаки и символы). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего нас мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке прием пищи людьми и прием пищи животными обозначается разными словами, в то время как в английском языке и то и другое обозначает одно слово. В уэльском языке имеется слово glas, обозначающее все цвета, которые в английском обозначаются как зеленый, синий и серый.
2.Отношения.Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности. В нашем языке есть слова, обозначающие Землю и Солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
3.Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет.
4.Правила.Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им. Даже если это не соответствует их интересам? Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, - негативные санкции (штраф, тюремное заключение, выговор и др.). Позитивные санкции – поощрения за соблюдение норм (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж).
Кроме этих элементов культуры можно выделить еще такие, как, этикет, обычаи, ритуалы, традиции.
Этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом, неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге «Народные обычаи». Опубликованной в 1906 году. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Другой американский ученый – антрополог Рут Бенедикт (1934) усовершенствовала эту концепцию следующим образом: каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте и рассматривать ее надо как единое целое. Ни одна ценность, ритуал или другие особенности данной культуры не могут быть вполне поняты, если рассматривать их в отдельности.
Формы культуры.
В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры.
Высокая (элитарная) культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых почтовых изданий, телевидения, Интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая связана с региональными, религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов.