Основные социальные институты
Конт Закон 3х стадий
На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явле-ний и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
Теория социального факта Э. Дюркгейма
Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:
1) объективное существование^ е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «... социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;
2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительная сила, а значит, детерминировать его действия. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.
К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп).
Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.
Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения.
Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется тем, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.
Социальное действие по М. Веберу
Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.
Основные социальные институты
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Функции семьи
Экономическая функция — одна из основных. Все прежние формы семьи (до куклеарной) являлись производственными единицами: члены семьи, как правило, занимались одним видом труда, причем дети приступали к производственной деятельности с малых лет. В современных условиях профессиональная деятельность людей осуществляется вне рамок семьи, экономической функцией семьи остается организация потребления и быта. В перспективе сфера экономической функции семьи будет, вероятно, сужаться.
Репродуктивную функцию называют еще функцией деторождения или воспроизводства населения. Исследования выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. В современной семье репродуктивная функция имеет некоторую специфику. Во-первых, наметилась устойчивая тенденция к малолетнему типу воспроизводства населения. Во-вторых, семья, сохраняя за собой функцию ранней социализации детей, все больше разделяет ее с общественными учреждениями (подготовка к трудовой деятельности, привитие профессиональных навыков почти целиком осуществляются общественными учреждениями). Семья, формируя нравственно-психологическое отношение к трудовой деятельности, в основном утратила возможность профессиональной подготовки детей.
Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств.
Рекреативная функция включает в себя оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.
Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье.
Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям.
Реформа социальная
фран. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, нововведение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не устраняющее основ существующей социально-политической структуры и наличного общественного строя. Рассматриваемая в историческом плане, Р. с. противостоит социально-политической революции, которая означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества. «Понятие реформы,отмечал В. И. Ленин,несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам во всех исторических рассуждениях. Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае». (Поли. собр. соч. Т. 20. С. 167). И это умение, по Ленину, заключается прежде всего в том, чтобы различать, в какой момент, при каких обстоятельствах следует действовать по-революционному, а при каких обстоятельствах-реформистски (см.: там же. Т. 44. С. 222-223).Соотношение Р. с. и революции обусловливается конкретно-историческим взаимодействием объективных и субъективных факторов, в том числе расстановкой классовых сил в международном масштабе и в каждой стране. В условиях классово-антагонистического общества Р. с., вследствие вынужденного характера (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна, противоречива и по содержанию, и по формам осуществления, и по влиянию на ход социальных процессов. Являясь шагом вперед в общественном развитии, Р. с. здесь предстает одновременно как мера, призванная предотвратить падение господствующих классов. Так, в современном капиталистическом обществе Р. с. используется правящими классами в качестве средства политического компромисса в классовой борьбе и обеспечения устойчивости сложившейся системы отношений, сохраняющей господство капиталистов и ослабляющей натиск революционных сил. В процессе построения и обновления социалистического общества относительная противоположность Р. с. и социальной революции, по-видимому, не устраняется. Как показывает новейшая история социализма, в социалистическом обществе неизбежны такие этапы его развития, когда происходит глубокая качественная перестройка сложившихся экономических, социальных и политических структур, всех сторон социальной жизни, требующая революционных действий масс. Путь более или менее постепенных изменений сменяется на какой-то период коренной, революционной ломкой мешающих развитию социальных отношений, институтов и учреждений.Например, перестройка, развернувшаяся в советском обществе, будучи революционным процессом, опирается на комплекс Р. с. в разных сферах общественной жизни: в экономической (радикальная реформа механизма хозяйствования и управления экономикой), в политической (реформа политической системы), в духовной (реформа системы образования и др.) и т. д. Суть этих реформ состоит в том, чтобы обеспечить демократизацию общественной жизни, вовлекая все более широкие массы трудящихся в процесс обновления социализма. Соотношение Р. с. и социальной революции одна из важнейших и сложнейших теоретических и практических проблем марксистско-ленинского обществознания, международного рабочего движения и революционного процесса в целом. Исторический опыт последних десятилетий по-новому обнажил некоторые грани этой проблемы, без теоретического уяснения которых невозможно правильно ориентироваться в перспективах радикальных общественных изменений в современном мире. Это, в частности, такие вопросы, как потенциальная цена революций и реформ, их гуманистическая направленность, созидательное начало, нравственная основа и ненасильственный характер, место компромиссов в революции и реформировании, судьбы и счастье людей, интересы которых затрагивают Р. с. и социальная революция, и др.Упрощенный, прямолинейный подход к данной проблеме, характерный для догматического обществознания эпохи застоя, все более вытесняется представлениями, в которых Р. с. и революция метафизически не противопоставляются друг другу, а переплетаются, выступают в качестве гармонически связанных противоположностей одного и того же процесса социального развития. Социологическая наука, изучая общественное мнение, выражающее отношение людей и социальных групп к проведению тех или иных Р. с., к их результатам, предоставляет обществу ценную информацию и практические рекомендации для управления социальными процессами, осуществлением Р. с., для революционных преобразований. Роль социальная нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, группе, организации) и выполняющего соответствующие ей функции. Будучи членом общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя свойственные этим позициям функции, индивид тем самым исполняет соответствующие Р. с.: например, главы семьи, работника, члена Советской социологической ассоциации, депутата и т. п. Одни из этих ролей индивид свободно выбирает, стремясь активно освоить (роли матери, отца), другие же заданы ему независимо от его желания и воли (роли женщины, мужчины, члена этнической группы). Р. с. характеризуется комплексом нормативных требований к поведению и ожиданий (экспектаций). Кроме того, с ней связываются определенные права и обязанности индивида, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, но и от возможностей, качеств самого индивида, в связи с чем любая его роль персонифицируется и субъективируется. Таким образом, исполнение индивидом определенной Р. с. обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами.Поскольку один и тот же индивид исполняет множество Р. с., то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае проявляются так называемые внутриили межролевые конфликты, возникающие на основе противоречий между различными ролевыми требованиями (хороший семьянин плохой специалист, способный инженер малокомпетентный руководитель и т. д.). В современном обществе наиболее сильные межролевые конфликты характерны для Р. с. женщины (женщина мать, жена и производственница, руководитель, депутат и т. д.). Понятие «роль», введенное в социальную науку американским антропологом Дж. Мидом, занимает центральное место в концепциях «ролевой теории» (Дж. Морено, Р. Линтон, Т. Сарбин, Э. Гоффман, Н. Гросс и др.), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани, Н. Дензин и др.), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Б. Малиновский, Э. Радклифф-Браун). Анализ Р. с. как значимого регулятора социального поведения находит все более широкое отражение в работах советских социологов и социальных психологов, в которых дается аргументированная критика абсолютизации значения Р. с. в организации общественной жизни и формировании индивидуального сознания, раскрывается диалектическая взаимосвязь между Р. с. как формальным, нормативно предписанным способом поведения и сознательным, творческим исполнением личностью социальных функций. Ролевая интерпретация человека является полезным инструментом познания и формирования его социальных характеристик. Однако структура личности не сводится только к совокупности Р. с. и проявлению ролевого поведения. Освоение Р. с., разрешение меж и внутриролевых конфликтов всегда предполагает устойчивую конкретную индивидуальность, которая в известном смысле может противостоять традиционным ролевым влияниям. Об этом свидетельствуют различные виды отклоняющегося поведения и, в первую очередь, инновационная активность человека (см. Инновация социальная), способного творить новые социальные ценности, нормы и роли.