Методологические концепции теоретической социологии
3.1. Общая характеристика
Все рассмотренные нами теории социального устройства в той или иной степени включают в себя и установки методологического плана. Но в теоретической социологии имеют место и такие концепции, которые носят сугубо методологический характер. Например, социометрия или этнометодология. Со своей стороны, эти методологические теории не исключают и свое онтологическое видение объекта исследования. Иначе говоря, методология, хотя и касается чисто познавательных проблем, не может полностью абстрагироваться от проблем устройства общества, тенденций его изменения и развития. Все это и заставляет в рамках анализа теоретической социологии не оставлять без внимания и теорий методологического плана, которые весьма важны для определения теоретического статуса самой социологии, для определения специфики социологического познания.
3.2. Методологические парадигмы позитивизма, неопозитивизма и эмпиризма в социологии
Многовековая борьба теологического и сциентистского (научного) мировоззрения, рационального или иррационального типов познания имела разные формы своего проявления. Проблески разумного, рационального познания, как правило, тонули в абсолютном преобладании теологических представлений, поэтому каждая историческая эпоха стремилась противопоставить теологическому мировоззрению свои идеалы рационального осмысления действительности. В период Возрождения рационализм под-питывался идеями гуманизма и антропоцентризма, мыслители Нового времени вдохновлялись идеями просвещения и эмпиризма, а XIX век ознаменовался новым проявлением рационализма, основанном на впечатляющих достижениях естественных наук,
ориентированных на наблюдение и эксперимент с соответствующими образцами теоретического знания, предполагающего процедуры объяснения.
На фоне этих достижений старая социальная философия и рассуждения обществоведов представлялись анахронизмом, образцами спекулятивного, оторванного от жизни мышления. Вот почему передовые мыслители начала XIX в. задались целью реконструировать социально-философское знание на идеалах естественнонаучного познания. Научность, естественность, объективность, практическая значимость знания стали рассматриваться как критерий подлинно научного (позитивного) познания, которому и должна была соответствовать новая наука об обществе — социология.
С самого начала идеология естественного описания и объяснения социальных явлений разделилась на два направления: материалистическое и идеалистическое. Первое воплотилось в марксистской философии истории, второе связано с позитивистским истолкованием основ социального бытия.
Основоположниками позитивизма считаются О. Конт, Дж. Милль и Г. Спенсер.
В "Курсе позитивной философии" О. Конт сформулировал свое понимание системы научного (позитивного) знания и соответствующих методов познания; Дж. Милль разработал логическую модель индуктивно-эмпирического познания, а Г. Спенсер сосредоточил свое внимание на методах познания изменяющихся объектов, отдавая предпочтение сравнительно-историческому методу исследования.
Вся старая философская и обществоведческая мысль представлялась О. Конту как цепь теологических или метафизических заблуждений, основанных на стремлении мыслителей скорее аргументировать, чем наблюдать. Именно наблюдение и рассматривается им как основа подлинного научного, позитивного познания. "В метафизической стадии, — пишет О. Конт, — умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать" [35, 15].
Свою позицию он определяет так: "Наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредотачивает свои усилия в области действительного наблюдения. Чистое воображение теряет тогда безвозвратно свое былое первенство в области мысли и неизбежно подчиняется наблюдению" [35, 16-17].
4 Зак. 1968
Что же поддается и что не поддается наблюдению? Наблюдению не поддаются действия причин, которые уходят в дурную бесконечность, т.к. одна причина есть результат действия другой причины и так до бесконечности, поэтому причины (а тем более, конечные причины) не поддаются наблюдению и не могут интересовать ученого. Наблюдению поддаются только явления (факты) и их связи друг с другом, которые и определяют суть научных законов. Именно эта связь и выражает сущность научного знания. "Основной переворот, — пишет О. Конт, — характеризующий состояние возмужалости нашего ума, по существу, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова — простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений существующих между наблюдаемыми явлениями" [35, 17].
Научное познание, в том числе и социологическое, раскрывая законы, которые основаны на фактах, всегда остается относительным, оно не может превращаться в непререкаемую догму, т.к. явления постоянно меняются. Поэтому О. Конт приходит к следующему выводу: "Не только наши положительные исследования во всех областях должны по существу ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечное назначение, но, кроме того, важно понять, что это изучение явлений вместо того, чтобы стать когда-либо абсолютным, должно всегда оставаться относительным" [35, 17].
Таким образом, наблюдение явлений, накопление фактов, установление законов рассматривается О. Контом как важный показатель позитивного знания, что и отличает это знание от умозрительных построений. Вместе с тем ему пришлось преодолевать и крайности эмпиризма, бессмысленного накопления огромного количества фактического материала, которое также противопоказано позитивному знанию. Особая опасность эмпиризма проявляется как раз таки в обществознании, поэтому мыслитель считает, что любые социальные наблюдения должны предполагать постоянное употребление фундаментальных теорий.
Отсутствие позитивной теории, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты, составляет, по его мнению, главную трудность социологии, которая попадает как бы в заколдованный круг, т.к. для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории — наблюдение. Этот круг, как считал О. Конт, разрывается в связи с созданием им самим новой кон-
цепции устройства и развития общества. Социология мыслится как сугубо теоретическая наука.
В числе менее значительных трудностей, связанных с наблюдением, О. Конт отмечал необходимость соответствующей научной (специальной) подготовки, которая могла бы обеспечить освобождение исследователя от помех ненаучного характера — предрассудков, ходячих мнений, политических пристрастий и т.д. И здесь также нужна соответствующая научная теория, которая помогла бы избавить исследователя от спекуляций и обеспечила бы его необходимыми общими понятиями.
Наряду с наблюдением в социологии, по мнению О. Кон-та, особое значение имеют место такие методы, как эксперимент, сравнение и метод исторического анализа (или сравнительно-исторический метод), которые и обеспечивают позитивность социальному познанию.
В целом эти методы познания и особенно метод наблюдения имеют ярко выраженную эмпирическую направленность. Поэтому характерным для первого позитивизма является расхождение между онтологической и методологической частями этого учения. Онтологическая часть носит ярко выраженный умозрительный, метафизический характер, т.е. представляет собой тот образец философского знания, от которого сам О. Конт стремился избавить социологию. Методологическая же часть акцентирует внимание на эмпирических процедурах научного познания, которая и должна определять позитивный статус социологии.
Если О. Конт дал качественное описание методов социологического познания, выделяя наблюдение в качестве главного метода, то его английский последователь Дж. Милль подвел под них логическую основу, разработав принципы индуктивной логики, правила наблюдения и обобщения фактов, построения научного объяснения. Последнее имеет особо важное значение в позитивистской методологии социального познания, т.к. Дж. Милль полагал, что единство двух видов познания (естественного и общественного) обеспечивается именно единой основой научного объяснения, которое может быть построено только лишь на основе знания законов.
Можно сказать, что для позитивизма (как, в равной мере, и для неопозитивизма) проблема объяснения (наряду с проблемами наблюдения и эмпирической проверки знания) приобрела ключевое значение как в плане построения научного (в том числе и теоретического) знания, так и в плане выявления основных функций теоретического знания.
При анализе природы объяснения позитивисты вынуждены были отходить от провозглашаемых ими принципов индук-тивизма и эмпиризма и обращаться к проблемам построения дедуктивного знания. Эта метаморфоза прослеживается и в творчестве Дж. Милля.
Провозглашая принцип индукции, он не отрицает и необходимость объяснения как важного приема научного познания. В этой связи он пытается конкретизировать процедуру объяснения индивидуальных явлений и общих положений (т.е., законов). Наконец, он склоняется к мысли, что с логической точки зрения любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод, в качестве большой посылки которого выступает формулировка того или иного закона. "Объяснением единичного факта, — пишет он в этой связи, — признают указание его причины, т.е. установление того закона или тех законов причинной связи, частным случаем которого или которых является этот факт... Подобным же образом всякий закон, всякое единообразие в природе считают объяснимым, раз указан другой закон или законы, по отношению к которому или которым первый закон является лишь частным случаем и из которых его можно было бы дедуцировать" [48, 374].
Вся последующая интенция позитивистской методологии (неопозитивизм, сциентизм) была нацелена на детальную проработку этого миллевского положения и в современной методологии научного познания получила название "теории охватывающего закона", которая активно обсуждалась в западной методологии в 60-е годы как ее сторонниками, так и противниками.
Свой вклад в разработку этой теории внесли К. Поппер, К. Гемпель, Э. Нагель и др. И в настоящее время идея идентичности естественнонаучного и социально-исторического объяснения остается доминирующей в рамках неопозитивистской (сциентистской) методологии. По этому поводу К. Поппер, например, писал: "Как уже говорилось, дедуктивные методы получили широкое распространение, и значимость их гораздо более высока, чем мог предположить Милль. В этом разделе я надеюсь пролить... свет... о концепции единства метода; иначе говоря, о том, что все теоретические, или обобщающие науки (неважно, естественные или социальные) пользуются одним и тем же методом... Не стану утверждать, что между методами теоретических наук о природе и об обществе не существует никаких различий; они есть даже между разными естественными науками,
так же, как и между социальными науками... Но я согласен с Контом и Миллем..., что методы, применяемые в этих двух областях знания, в сущности своей одинаковы... Они заключаются в выдвижении дедуктивных причинных объяснений и их проверке (через проверку предсказаний). Иногда это называется гипотетично-дедуктивным методом, чаще — гипотетическим методом, поскольку он не сообщает абсолютной достоверности проверенным с его помощью научным положением" [54, 150-151].
Расширяя проблему объяснения до проблемы предсказания и проверки знания (на основе фальсификаций дедуктивно выведенных гипотез), К. Поппер, а затем и многие современные позитивисты развивают концепцию теоретического знания, построенного на основе гипотетично-дедуктивного метода и признания его универсальности, т.е. одинакового проявления, как в естественных, так и в общественных науках.
Однако ригоризм методологических установок позитивизма (неопозитивизма, сциентизма) привел к тому, что сложилась оппозиция этому направлению как внутри позитивизма, так и вне его. Первая была связана с усилением эмпирических тенденций, с пренебрежительным отношением вообще ко всяким теоретическим обобщениям, вторая (внешняя оппозиция) ярко проявилась в антипозитивистских (антисциентистских) направлениях теоретической мысли.
В целом эмпиризм имеет глубокие корни в европейской философской традиции. В Новое время он особенно ярко заявил о себе в трудах английских философов-материалистов, которые много внимания уделили критике человеческих заблуждений и полагали, что только опыт позволит человечеству выйти на дорогу истинного (позитивного) познания природы и общества.
В социологии эмпиризм проявился по двум основным направлениям. С одной стороны, предполагалось, как об этом уже говорилось выше, что основным методом познания социальных явлений должен стать метод наблюдения (не исключая, конечно, и метод эксперимента); с другой стороны, допускалось, что социология, как никакая другая наука, может использовать в качестве эмпирических данных различные статистические показатели. Именно на эту сторону проблемы обратил внимание франко-бельгийский ученый-математик Л. Кетле (1796-1874), который наряду с О. Контом был инициатором создания социальной физики. Но, в отличие от последнего, считал, что основой познания социальных явлений должны стать статистические методы
(сбор статистических данных, их корреляционный анализ, установление статистических закономерностей и т.д.). К слову сказать, О. Конт к этим методам относился весьма скептически.
Так или иначе, методологическая ориентация позитивизма на эмпирические методы познания (как на источник истинной информации о социальных явлениях) повлияла на то, что в недрах социологии стал формироваться особый корпус социальных исследований, ориентированных либо на изучение локальных объектов (малых групп, изучение которых и допускало применение методов наблюдения и эксперимента), либо на изучение массовых явлений, но через их статистические описание (например, демографических процессов или изучения общественного мнения и т.д.). Постепенно в социологии складывается мощный пласт эмпирических (прикладных) исследований, который потребовал и своего методологического обеспечения. К середине XX века в социологии начинает даже ощущаться ситуация противостояния теоретической и эмпирической ветвей знания. Традиционные теоретики не без высокомерия оценивают довольно сложные математические расчеты практиков, которые по своим выводам оказывались весьма тривиальными, а социологи-практики не видят особого смысла в абстрактно-социологических построениях своих оппонентов, полагая, что они носят надуманный, схоластический характер. Именно для примирения этих крайностей и потребовалась концепция теорий среднего уровня. Оппозиционное же позитивизму направление в социологической методологии оформилось в виде "понимающей социологии".
3.3. Методологические концепции понимающей социологии, феноменологии и этнометодологии
Позитивистская традиция в определенной степени может считаться родоначальницей социологии, она ориентировала обществоведов на использование общих научных методов. И, справедливости ради, следует сказать, что эта традиция положительно сказалась на развитии как теоретической, так и эмпирической социологии. Однако параллельно с этой традицией (а точнее, в философии жизни и неокантианстве) сформировалась и развивалась альтернативная позитивизму методологическая парадигма, которая исходила не из идеи сходства между естествознанием и обществознанием, а из идеи их радикального раз-
личия. Эта идея была сформулирована немецким философом В. Дильтеем (1833-1911), который рассматривал природу и общество как весьма отличающиеся друг от друга сферы. Общество, с точки зрения этого философа, представляет собой деятельность людей, наделенных чувствами, разумом и волей. Последние становятся частью социального бытия и познание социальных явлений должно учитывать эту часть. В противном случае социальное познание утрачивает свою значимость как научное познание. Но внутренний духовный мир человека не поддается строгим логическим нормам познания, канонам естественно-научного объяснения. Этот мир может быть раскрыт только с помощью непосредственного постижения, интуитивного понимания, так как духовный мир невозможно ни взвесить, ни измерить, ни зафиксировать никакими физическими приборами. На этой основе, как считал В. Дильтей, психология как наука о духовном, должна строиться не на строгих основаниях логики объяснения, а на принципах "понимающей методологии".
Эта идея постепенно перекочевала в методологию социального познания, получив название "понимающей социологии". Автором самого этого термина считается М. Вебер.
Социология, с точки зрения М. Вебера, как и любая другая наука, стремится к раскрытию причин изучаемых явлений, каковыми для социологии выступают социальные действия. Специфика же социальных действий заключается в том, что они включают в себя субъективный смысл агентов действия, то есть тех, кто эти действия осуществляет. Причем социальность человеческого действия проявляется лишь в том случае, если его субъективный смысл каким-то образом соотносится с действием (поведением) других людей. Таким образом, социальное действие в его общей форме предстает как паутина связей между людьми, как переплетение различных смыслов, что и создает "смысловую связь поведения".
Выявление этой связи и представляется в качестве главной цели социологии. Достичь эту цель можно лишь с помощью понимания, то есть с помощью некоего интуитивного постижения внутреннего смысла происходящих событий.
Справедливости ради следует отметить, что М. Вебер не переоценивал роль понимания в социальном познании, полагая, что оно годится лишь для выдвижения гипотез, которые после своего выдвижения требуют вполне стандартных операций проверки с помощью научных методов. Поэтому идея понимания,
как специфического средства социального познания, выступает лишь как часть методологической парадигмы М. Вебера. Однако ее разработка этим ученым придала ей определенную научную респектабельность и известную моду в научных кругах.
Наиболее видным разработчиком этой идеи считается Г. Зиммель, который придал ей не столько конкретно-научный, сколько философский оттенок, полагая, что результатом понимания является не обнаружение причинно-следственных связей, а открытие смысла исторического действия, заключающегося в связи этого действия с человеческими желаниями, целями и интересами. Кроме того, понимание предстает и как критерий оценки познавательной деятельности, так как требует, по мысли Г. Зиммеля, выяснения того, как связано исследуемое явление с интересами самого исследователя или той социальной группы, интересы которой он выражает. Так как этот исследовательский субъективизм представлялся неизбежным, то следовал вывод об относительности социально-исторического объяснения и необходимости своеобразного контроля над деятельностью исследователя. Этот контроль и мог быть осуществлен с помощью понимания.
Наконец, Г. Зиммель выделяет и третью функцию понимания как своеобразного связующего звена между эмпирией и теорией или между конкретной социологией и социальной философией, то есть понимание у него служит средством теоретико-исторического осмысления данных, доставляемых формальной социологией.
В той или иной степени идея понимания (как специфического приема познания) разделялась и многими другими исследователями. Однако социологами в отличие от представителей философии жизни и герменевтики понимание никогда не интерпретировалось в качестве единственно возможного акта познания, заменяющего и вытесняющего объяснение и причинно-следственное изучение событий из сферы социологического познания. Поэтому идея понимающего познания в социологии имела ограниченный и в определенной мере вспомогательный характер, однако ряд концепций исходил из нее как из основополагающей. Рассмотрим их подробнее.
Феноменологическая социология. Оригинальная методологическая концепция родилась на стыке понимающей социологии и феноменологии. Основателем феноменологии считается немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938). Анализируя феномены
познавательной деятельности, он пришел к выводу, что научное знание (в особенности обществознание) все более и более отходит от повседневности, которая рассматривалась этим философом в качестве подлинного источника научных знаний. Основной идеей феноменологии явилось утверждение о том, что мир таков, каковым его представляют люди. Допускается, конечно, что мир существует объективно, но определенное значение для людей он начинает приобретать лишь через его осознание. Человек не просто соотносится с предметами внешнего мира, а придает им определенное значение, которое также обретает бытийный смысл и должно учитываться в научном исследовании. Отсюда делается вывод о том, что задачей ученого является не постижение природы реального мира, а исследование путей и способов, с помощью которых мир структурируется в сознании человека. Феноменология и претендует на роль философского метода, с помощью которого можно установить природу повседневного опыта и его связь с научными концепциями.
Через ученика Э. Гуссерля, А. Шюца (1899-1959), философская идея феноменологии перекочевала в социологию, определив рождение такого направления, как феноменологическая социология, представляющей собой определенную разновидность понимающей социологии.
Основной упрек, выдвигавшийся сторонниками понимающей социологии в адрес позитивистов, состоял в том, что они чрезмерно натурализировали социальный объект. И хотя позитивистов трудно упрекнуть в недооценке человеческого сознания в структуре социальных явлений (сама идеалистическая сущность позитивизма как бы не позволяла этого делать), тем не менее, определенный ригоризм в отождествлении методов естественнонаучного и социального познания позволял оценивать их позицию как излишне пронатуралистическую, заставлявшую изучать социальные явления (социальные факты) "как вещи". Вот этот-то методологический ригоризм и заставлял противников прона-туралистического подхода искать в этих "вещах", т.е. социальных явлениях, какое-то особое проявление человеческой природы. Специфика этого подхода заключалась в том, что социолог (обществовед) изучает не просто "вещи", а человеческие действия и взаимодействия, в структуре которых обязательно присутствуют ментальные (когнитивные) признаки.
В своей работе "Феноменология социального мира" А. Шюц обосновал новое видение социальной действительности и пони-
мания как особого способа ее проявления и постижения. Он считал, что объективный мир, воздействуя на органы чувств, лишь сигнализирует о своем существовании. Однако этот мир сам по себе ничего для нас не значит, он всего лишь сосуществует рядом с нами. Обозначая же эти объекты познавательно-языковыми "метками", именуя их, придавая им значения, люди наполняют их смыслом, входят с ними в определенные отношения. Так объекты из незначимых становятся значимыми, вписываются в мир наших сознательных конструкций и тем самым приобретают определенный смысл. Так, солнце и луна, и звезды и т.д. могут быть просто предметами природы, но они же могут стать и олицетворением каких-то сверхъестественных сил, приобретая для человека особую значимость, воздействуя на его поступки и сознание. В качестве таких значимых предметов может выступать и сам человек (шаман, знахарь, колдун, прорицатель, пророк, вождь и т.д.), и его действия, и мотивы действия, поняв которые, можно рассчитывать на более или менее адекватное познание социальной действительности. "Значимость, — пишет Шюц, — не присуща природе, как таковой, она является результатом селективной и интерпретирующей деятельности человека" [79, 530]. Иначе говоря, в структуру общества вводятся не только физические, но и духовные образования. Наличие последних и придает социальный смысл общественным явлениям, определяет принципы организации повседневной жизни, формирует обыденное знание с его рациональными и моральными элементами. Это первый слой интерпретации. Он-то и служит основой для выработки научных (обобщенно-теоретических) понятий, формирование которых выступает в качестве главной задачи социальной науки. Этот переход от незначимых объектов к значимым (то есть логически упорядоченным и наделенным определенным смыслом), осуществляемый вначале в сознании отдельно взятого человека, а затем реализуется во взаимодействии индивидов, и определяет стержневую методологическую идею феноменологической социологии.
Методология понимающей социологии в ее феноменологической интерпретации стремится раскрыть процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального сознания, до высокогенерализированных конструкций социальных наук. Основная методологическая установка заключается в том, что необходимо понять процесс ста-
новления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Здесь понимание (интерпретация) возводится как бы во вторую и даже в третью степень. Первый уровень понимания (интерпретации) связан с осмыслением предметов объективного мира, обозначением их языковыми формами, с приданием им смысла; второй — с пониманием действий другого человека, с раскрытием его целей и желаний; и третий — это понимание понимания, то есть понимание исследователем взаимодействия как социального феномена, раскрытие его смысла, что обеспечивает переход от единичного, индивидуального, но интерсубъективного знания, к обобщенно-понятийному уровню описания социальной действительности. Эта установка транслируется затем на определение таких методологических категорий, как научный факт, обобщение, теоретическая абстракция, теоретический конструкт и т.д.
Таким образом, образование социологических понятий и конструирование социологических теорий, по А. Шюцу, зиждется на механизме перевода одних когнитивных структур (отражающих повседневный опыт индивидов) в когнитивные структуры более высокого теоретического уровня, в которых индивидуальная субъективность преображается в интерсубъективную адекватность. Отдавая должное логическим формам познания (то есть не отрицая важность объяснения в социальном исследовании), А. Шюц вместе с тем весьма высоко оценивает и психологические формы познания, которые, так или иначе, реализуются в актах понимания. Иногда понимание мыслится как дополнение объяснению, а иногда и просто как нечто, его заменяющее.
Методологические установки феноменологической социологии А. Шюца ориентируют исследователя не столько на изучение объекта, сколько на его значение, определяемое деятельностью человеческого сознания, опытом его обыденной жизни. Ментальный смысл повседневности и есть та область, на которую должна быть нацелена мысль исследователя, если он придерживается феноменологической установки.
Специфическое развитие идея этой установки получила в такой разновидности понимающей социологии, как этномето-дология.
Этнометодология. Идея понимания получила свое подкрепление и развитие в этнографии. При внешнем изучении культур различных народов в терминах развитой науки у исследователей возникало сомнение в возможности адекватного описания
изучаемых явлений, особенно если речь шла о явлениях духовной культуры или о каких-то реликтах культуры. Складывалось впечатление, что для адекватного описания явлений культуры необходимо изучать их как бы изнутри, то есть необходимо сжиться с тем или иным народом, понять его менталитет, язык, обычаи, верования, традиции; только после этого можно рассчитывать на объективное познание и описание изучаемого этнографического материала. Для этнографии, антропологии и этнологии эта методологическая установка была достаточно привычной и традиционной. Естественно, что при расширении поля социологических исследований (при возникновении таких разделов, как социология культуры, социология знания, социология религии, когнитивной социологии, социологии повседневности и т.д.), имеющих культурологический смысл, идея понимания приобрела более широкий контекст. Стали даже раздаваться голоса о необходимости превращения методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. На этой базе и зародилась этнометодология, имеющая в настоящее время множество разветвлений. Основоположником ее считается американский исследователь X. Гарфинкель (1917), который изложил свои идеи в работе "Исследования по этнометодологии".
Этнометодология претендует на новую теорию социального познания, в которой онтологический и методологический аспекты столь тесно переплетаются друг с другом, что их трудно разъединить, так как понимание выступает и на стороне объекта познания как рациональная основа взаимодействия, и на стороне субъекта познания (исследователя) как способ постижения этой рациональной основы социального бытия, своеобразное понимание понимания.
Самого X. Гарфинкеля интересовало, каким образом возможно рациональное (научное) описание повседневного опыта, актов социального взаимодействия; почему и как люди приходят к согласию, составляющему основу общественного существования и порядка; что людей связывает в единое общественное образование; что составляет основу культуры.
С точки зрения этого исследователя, социология призвана изучать все аспекты повседневной жизни, все обычные и необычные явления, будучи сама по себе частью повседневной деятельности людей. Все люди в обществе, по X. Гарфинкелю, являются как бы социологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в
качестве практических теоретиков, а ученый-социолог должен обобщать этот повседневный опыт взаимодействия и понимания в строгих однозначных терминах, добиваясь соответствующего теоретически значимого объяснения социальных явлений. Наука и объект познания сливаются как бы в единое органическое целое.
Важным компонентом гипотезы X. Гарфинкеля является утверждение о том, что объясняя свои действия, индивиды рационализируют их, делая тем самым социальную жизнь упорядоченной и понятной. Задача же социолога заключается в том, чтобы понять, описать и обобщить этот рациональный фон оо-циального бытия, выработав на этой основе теоретическую модель общества. При этом наука не должна отрываться от объекта описания, чрезмерно теоретизировать свой язык, наоборот, она должна как можно ближе подходить к тем речевым стандартам, которые господствуют в обыденном мире, быть как бы транслятором народной мудрости и здравого смысла.
Таким образом, с позиции этнометодологии необходимо четко различать два уровня познания: повседневный опыт и научно-теоретическое знание. Каждая из этих форм познания обладает своей спецификой. В одном случае преобладает индивидуализирующий опыт, во втором — объективизирующий. Но, при всей специфичности этих уровней, они не могут существовать отдельно друг от друга. Наука становится частью обыденного опыта, а последний органично вписывается в науку.
К основным теоретико-методологическим положениям этнометодологии можно отнести следующие:
1) общество как таковое лишается признаков объективной реальности;
2) социальная реальность предстает как система взаимодействий;
3) само взаимодействие понимается не как реальный акт физического взаимодействия, а как реализация духовных (речевых) контактов, основанных на интерсубъективном значении речевых единиц. Поэтому социальная реальность предстает как онтологизация значений и смыслов слов; она конструируется в ходе речевой коммуникации;
4) социальная реальность подвижна, изменчива, уникальна и неповторима; ее объективность, повторяемость и закономерность есть лишь результат наличия общетеоретических понятий как квазикатегорий. Объективирование социальной реальности (как чего-то устойчивого и повторяющегося) осуществляется лишь
в науке как переход от индексных суждений обыденного языка к объективным (т.е. обобщенным) суждениям языка науки.
Таким образом, специфика этнометодологии выражается в том, что она ориентирует исследователей на изучение сугубо духовных элементов культуры, выражая социальную реальность через значение слов, понятий и суждений, отождествляя ее с практикой языковой коммуникации. Методы познания этой практики и представляются в качестве основного средства познания социальных явлений.
3.4. Методологические установки структурализма и функционализма
Наряду с методологическими установками позитивизма и антипозитивизма в социологии особый смысл и значение приобрели методологические идеи структурализма и функционализма. В одних случаях эти идеи выступают в чистом виде, в других — представляют своеобразное "смешение жанров". Тогда говорят о системно-структурном или структурно-функциональном подходах. Но в этом случае, хотя и расширяется диапазон самих этих методов, несколько размываются границы между ними, они утрачивают свою специфику. Учет же этой специфики весьма важен для уяснения сущности структурализма и функционализма. Поэтому есть смысл рассмотреть их отдельно друг от друга.
Методология структурализма. Пытаться определить сущность структурализма, исходя из общекоренного слова "структура", столь же нелепо, как и пытаться определить сущность жизни, исходя только из структуры живого организма. В этом случае любого ученого можно было бы отнести к сторонникам структурализма, так как все они изучают структуру интересующего их объекта. И действительно, в самом общем смысле любой объект изучается с четырех точек зрения: строения (структуры), функциональных характеристик составляющих его элементов, изменения этих элементов и развития объекта в целом. Общество в данном случае не составляет исключения. И нет таких философов и ученых, которые, изучая общество, не стремились бы ответить на вопросы, как устроено общество, как оно функционирует, изменяется и развивается. Начиная с Платона и. Аристотеля и до современных исследователей не пропадает интерес к этим вопросам. Однако никто не относит Аристотеля, Гоббса, Монтескье, Конта,
ПО
Маркса, Спенсера, Дюркгейма и многих, многих других исследователей общественной структуры к структуралистам. Отсюда следует, что структурализм представляет собой не просто изучение структуры общества, а какое-то особое ее понимание, особые способы и приемы ее изучения.
Для уяснения сущности структурализма необходимо учитывать тот факт, что структура общества представляет собой чрезвычайно сложное образование. Эта сложность предопределяет возможность различного рода абсолютизаций, т.е. стремления выразить всю сложность социальной структуры через какой-либо отдельно взятый ее аспект. Например, ее можно представить как борьбу между бедными и богатыми, через природу человека или группы, через структуру действия или взаимодействия, через рациональные или иррациональные мотивы человеческой деятельности и т.д.