Социальная коммуникация
• Если попытаться сформулировать главную мысль Лумана в одном предложении, то можно утверждать: его идея состоит в том, что формой существования и самоописания общества является социальная коммуникации.
• Это значит, что социология должна внести "общество" в общество в качестве отдельной важной темы. Тем самым теория общества Лумана получает свое место в обществе как его органическая часть.
• Эта мысль проходит красной нитью через книгу "Общество общества": любая социальная коммуникация является самонаблюдением общества, а значит общество присутствует всегда и везде, где только бывает коммуникация людей.
Объективность и ответственность СМИ
Уилбур Шрамм
• История образования теоретического фундамента современной американской коммуникативистики и превращения ее в академическую дисциплину прочно связана с именем профессора Уилбура Шрамма.
• В течение 45 лет (начиная с 1943 года) он вел исследования читал лекции и доклады в различных университетах, писал книги и статьи, в которых призывал коллег соблюдать принципы баланса между экономическим благополучием информационных cредств, профессиональной этикой журналистов и общественными интересами.
Хрестоматия
• Под руководством Шрамма в 1949 году была опубликована хрестоматия «Массовые коммуникации. Книга для чтения», знакомившая с работами крупнейших представителей главного — социологического направления, в фарватере которого в основном и формировалась новая академическая дисциплина.
• Авторы этих работ имели разные профессии (историки, политологи, экономисты, антропологи, психологи), но всех их объединял интерес к объяснению специфики коммуникационно-информативных процессов в общественной жизни мира в условиях ускоренного развития массовых средств связи для массовой аудитории.
Тройная ответственность
• В ходе анализа истории омассовления коммуникационных систем, особенностей их структурно-функциональных взаимодействий с различными общественными формациями и культурой исследователи, включенные в авторский коллектив хрестоматии, обосновывали необходимость тройной ответственности в отношении к средствам массовой информации — со стороны тех, кто ими управляет, кто пользуется и кто их изучает.
Качество информации
• В главе «Структура и функции массовых коммуникации» Шрамм подчеркивал, что вместе с переходом человечества от индивидуально-информационных обменов (с помощью родителей, учителей, бардов и т. п.) к массовым средствам меняются как структура, так и качество самой информации. Но в отличие от Маклюэна, он не фетишизировал технические средства и ставил вопрос о повышении социальной ответственности распространителей и потребителей информации, исходя из задач социального консенсуса и конкретного изучения условий его достижения.
Эффективное воздействие
• В трактовках эффективности этого воздействия Шрамм выделяет два типа крайности: либо преувеличение манипулятивных возможностей информационных систем, либо утверждение их исключительно консервативного воздействия на общество.
• Воплощение первой позиции он видит в антиутопическом романе Джорджа Оруэлла «1984».
• В противовес этому произведению включает в хрестоматию работу Поля Лазарсфелда и Роберта Мертона «Массовые коммуникации, популярные вкусы и организованное социальное действие» как пример позиции ученых, которые не отрицают ни возрастающей роли средств массовой информации в. жизни общества, ни их пропагандистских возможностей, но считают, что огромные дозы массовой информации сами по себе могут стать «социальным наркотиком» для масс, отучая их от активного участия в общественной жизни и познании ее законов превращая в пассивных потребителей новостей.
Бернард Берелсон
• Компромиссной позиции Шрамма соответствует работа Бернарда Берелсона «Коммуникации и общественное мнение», призывающая к тщательному учету множества факторов, определяющих характер и результаты воздействия средств массовой информации на аудиторию: степень образности и эмоциональности в передаче новостей, их содержание и форму подачи, а также настрой общественного мнения, обладающего силой своего собственного влияния на печать, радио и телевидение.
• Для изучения всех этих факторов Берелсон предлагает использовать и исторические экскурсы в сочетании со статистическими анализами тех или иных тенденций в развитии как средств массовой информации, так и общественного мнения.
Обобщение
• Поддерживая и обобщая многообразные аргументы в защиту общественно-гуманистической миссии средств массовой информации, Шрамм в заключительном разделе хрестоматии снова обращается к проблеме всеобщей социальной ответственности за их деятельность.
• «В нашем обществе есть три влиятельные группы, способные при желании вносить изменения, — пишет он. — Это — правительство, сами средства связи и публика. Мы полагаем, что ответственность они должны разделить между собой».
Уильям Риверс
«Новости в печати. Описание и сообщение»
• В книге дается предельно простое, но содержательное определение новостей как «своевременного сообщения о событиях, фактах и мнениях, которые интересуют значительное число людей».
• В этой формулировке предусмотрено единство субъективного и объективного факторов в создании и распространении новостей, предназначенных для удовлетворения интересов массовой аудитории.
• Чтобы выразить свою мысль еще более убедительно, автор сравнивает процесс возникновения новостей с перевернутой пирамидой, на вершине которой сосредоточены главные факты, а в расширяющемся основании — подробности и контекст. Согласно этой формуле, чем ближе к вершине, тем ближе к истине и объективности должны быть новости. А у основания собираются мнения и комментарии, субъективно освещающие значения фактов.
• «По мере того как чувство профессионализма у журналистов будет усиливаться, станет исчезать и их вассальная зависимость от бизнеса», — пишет Риверс и поясняет, что он имеет в виду зависимость журналистов не только от владельцев средств массовой информации, но и от рекламодателей, которые обеспечивают около 2/3 финансового бюджета газет и журналов.
• И если «журналисты не могут изменить такое положение, то, по крайней мере, они должны быть осведомлены о том, какое большое значение имеют эти силы в современной общественной жизни».
Ответственность СМИ
• Эти же идеи Риверс отстаивает и в других своих работах, в частности в книге «Ответственность в средствах массовых коммуникаций», написанной им в соавторстве с У. Шраммом и К. Кристиансом в 1980 году.
• Создателей этого труда объединяет убеждение в том, что «все мы живем в синтетическом мире, и этот синтез формируется в значительной степени благодаря информации, получаемой с помощью массовых коммуникаций». Это они расширяют горизонты нашего видения реальности, способствуют решению разных проблем и достижению согласия в общественной деятельности, сохраняют культурные традиции, оказывают помощь экономике в реализации товаров и услуг, выполняют развлекательную функцию. Важно, чтобы мир и согласие царили между самими средствами массовой информации и чтобы каждое из них «вносило свой вклад в общий банк сведений день за днем, час за часом».
МАРКСИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕОЛОГИИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Лекция 4
Содержание лекции
1. Концепция идеологии в работах основоположников марксизма.
2. Структуралистская интерпретация идеологии.
3. Массовая коммуникация и концепция гегемонии.
Цель лекции
• Выяснить специфику понятия идеологии и показать его важное значение в связи с анализом процессов массовой коммуникации в современном обществе. Исследовать конкретные механизмы, посредством которых СМИ используются для осуществления властных отношений
1. Концепция идеологии в работах основоположников марксизма
Духовное производство
Продукты культурного производства - материалы СМИ - создаются и распространяются в определенных исторических условиях, конкретными социальными группами и для конкретных социальных групп. Поэтому материалы массовой коммуникации представляют собой форму выражения и продвижения определенных ценностей, убеждений, идей. При этом общий социально-экономический и политический контекст, в котором материалы производятся, распространяются и используются, является одной из важнейших областей анализа.