Социальная коммуникация как объект курса «основы теории коммуникации»

Любая наука состоит из понятий и теорий, а также имеет свой объект, предмет и методологическую базу исследования. В качестве самостоятельной науки, имеющей собственный объект и междисциплинарный предмет исследования, теория коммуникации возникла в середине XX в. на пересечении, в результате теоретического синтеза целого ряда наук: философии и социологии, психологии и политологии, социолингвистики и культурологии, кибернетики и технических наук, каждая из которых в свою очередь имеет свой объект, предмет, теории и направления исследования.

Объектнауки – это часть объективно существующей реальности, обладающей очевидными границами и относительной автономией, на которую направлен интерес исследователя и на что направлен процесс познания. Самые крупные, сложные и многогранные для познания объекты реальности – это человек, общество, природа, техника, и каждый из них служит объектом изучения целого ряда наук. Более того, сложные объекты необходимо изучать междисциплинарно, используя комплексный подход. Коммуникация также является объектом изучения многих наук – не только социогуманитарных, но и технических.

Технические, биологические, гуманитарные, социальные виды коммуникации изучает коммуникологиякак наука о коммуникациях, которая является естественно-технико-гуманитарной дисциплиной. Гуманитарно-социальная коммуникологияизучает коммуникацию между людьми в обществе. Гуманитарное – это все, что касается человека, а социальное – групп, аудиторий, институтов общества (Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникации. СПб., 2009. С. 3, 4).

Объектомтеории коммуникации, или гуманитарно-социальной коммуникологии, является именно социальная коммуникация,т.е. коммуникация в человеческом обществе, или «Human communication». В широком смысле социальная коммуникация понимается как «осознанный или неосознанный, с намерением или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях» (International Encyclopedia of Communication: 4 vol./ed. by Barnouw, G. Gerbner, W. Schramm, T. L. Worth, L. Gross. N.Y., 1989. Vol. 4; Berko R.M., WohinA.D., WolvinD.R. Communicating. Boston, 1992. C. 5).

В этой предельно широкой дефиниции социальной коммуникации содержится несколько моментов: 1) процессуальность; 2) наличие определенной цели, намеренность, сознательность, или интенциональность коммуникации; 3) ее форма (вербальные, опосредованные словом, и невербальные – без слов – знаковые средства кодирования информации); 4) ее уровень (участники коммуникации: коммуникация с самим собой, между двумя индивидами, в больших и малых группах, коммуникация, направленная на массовую аудиторию).

Социальная коммуникация – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий; это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Социальная коммуникация отличается процессуальностью, целесообразностью, функциональностью, длительностью, динамизмом, направленностью, интерактивностью, необратимостью, контекстуальностью,иногда – конструктивностью (она всегда происходит в определенных пространственно-временных и социокультурных условиях, в определенной ситуации, т.е. в каком-то контексте). Ситуационными характеристиками, воздействующими на коммуникацию, являются следующие: знакомая-незнакомая, формальная-неформальная, ориентированная на выполнение дела или на общение, поверхностная – интимная) (Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001. С. 17; Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 18, 22; он же:Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 24, 27).

Коммуникация всегда имеет знаково-символический характер, т.е. передаваемая информация, сообщение кодируются при помощи каких-либо знаковых средств или сигналов (в словах, изображениях, формулах, звуках, картинах, взглядах и жестах, цветах одежды, байтах, символах, других средствах культуры). Родоначальник интерпретативной антропологии, американский теоретик культуры Клиффорд Гирц (1926–2006) подчеркивал символичность человеческого поведения, которое имеет смысл, что-то означает для тех, кто принимает в нем участие. Человек живет в «паутине значений», представляющей собой систему смыслов, которые ориентируют его по отношению к другим и в окружающем мире (Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. С. 107). Коммуникация – это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов» (Berger P., Luckmann Т. The Social Construction of Reality. Doubleday. N. Y., 1966).

Коммуникация связана с информацией (см. главу 7, параграф 7.4). Социальная коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю (PR: современные технологии: учеб. пособие/под ред. Л.В. Володиной. СПб., 2008. С. 8).

Основными функциями социальной коммуникации являются: информационная (передача информации); экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию); прагматическая (способность передавать коммуникационную установку, предписывающую определенное воздействие на адресата в конкретной ситуации); взаимодействия(передача и восприятие информации, формирование значений) и воздействия; репрезентативная. Специализированными функциями коммуникации являются: контактоустанавливающая; самопрезентации; аппелятивная; побудительная; волеизъявительная; регулирующая; ритуальная; перформативная (Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 85; Бориснёв С.В.Социология коммуникации. М., 2003. С. 265).

По мнению профессора Техасского университета Сан-Маркос Стивена Биби, объектом самой социальной коммуникации является сообщение, а ее предметом – социальные отношения, возникающие по поводу и в связи с сообщениями (Терещенко О.В. К вопросу о концептуализации коммуникационной науки//Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании. Материалы II Международной научно-практической конференции 13–14 ноября 2008 г. Минск, 2008. С. 40).

Наши рекомендации