Объект и предмет социологии

БУЛАТОВА А.Н.

ИСМАГАМБЕТОВА З.Н.

МИРЗАБЕКОВА А.Ш.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО

СОЦИОЛОГИИ

Караганды

Болашак-Баспа

А. Н. Булатова, З.Н. Исмагамбетова, А.Ш. Мирзабекова.

Курс лекций по социологии. - Караганды: Болашак-Баспа, 2012. - 196 с.

Предлагаемый цикл лекций по социологии (дополненный и переработанный) апробирован авторами в учебном процессе, включает материалы, учитывающие специфику социальных процессов в СНГ, в Республике Казахстан и мировом сообществе, а также наиболее актуальные темы курса, какими являются проблемы становления науки об обществе, социальная структура и демографические процессы в обществе, вопросы социологии личности, ее главного агента- семьи; социологии права и экономической социологии; а также проблемы гендерных отношений, молодежи и образования.

В этом издании имеется приложение, в котором содержится материал, предназначенный для самостоятельной работы студентов (силлабус, анкеты, тесты и др.)

ББК 60.5я73

ISBN 9965-01-553-8

Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н., Мирзабекова А. Ш.

Караганды 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА1.СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА с.4

ТЕМА2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ

МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ с.10

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ с.18

ТЕМА4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

ВИДЫ И ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ с.34

ТЕМА 5. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ с.41

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА с.48

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ с.62

ТЕМА8. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ с.74

ТЕМА 9. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ с.84

ТЕМА10. СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРА с.92

ТЕМА11. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ с.103

ТЕМА 12. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ с112

ТЕМА13.СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА с.124

ТЕМА14.СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА с.141

ТЕМА15. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ с.153

ПРИЛОЖЕНИЕ с.177

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.Объект и предмет социологии

2.Уровни, структура, категории, функции и подходы социологии

Объект и предмет социологии.

Формирование социологии как науки произошло на основе существовавших традиций в исследовании общества. Еще в трудах древне европейских и древневосточных мыслителей, наряду с общефилософскими проблемами рассматривался вопрос о возникновении и сущности общества, его организации и развитии. Древние ученые пытались не только определить совершенные характеристики идеального общества, но и заложить основы для формирования принципов “моделирования” социальных процессов, осуществить конкретно-эмпирический анализ отдельных социальных фактов и процессов, структуры общества, связей и отношений между людьми, различными социальными группами.

Каждая традиция внесла в социологию свой способ исследования проблем общества, приращения, построения и применения социологического знания, определения объекта и предмета изучения.

Возникновение социологии как науки часто связывают с именем французского учёного середины 19 века Огюста Конта (1798-1857), который впервые (в 1838 г.) предложил новый термин - “социология”. На формирование социологии как науки оказали значительное влияние многие ученые Западной Европы (Г. Спенсер, Г. Тард, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) и Америки (А. Смолл, Дж. Винсент, В. Томас, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

О. Конт, обосновывая предмет и объект социологии, предложил свое понимание существовавшей в то время системы наук в виде иерархической лестницы, которая, по его мнению, способна выразить в логической последовательности исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания, по Конту, - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку.

Иерархия основных наук выглядит у Конта следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, биология (последний термин - тоже заслуга О. Конта) и социология. Математика, полагал ученый, наиболее простая и абстрактная, не будем забывать, что это была середина 19-го века.

Из данной схемы также следует, что социология основывается на законах других наук. Конт подчеркивал, что социология - это единственно подлинно социальная наука, имеет нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее. Человечество -Великое Существо, действует только через индивидов. Поэтому основная наука (в смысле сложности и важности) - это наука о человеке.

Конт разделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику, разработал принципы социологии и методы социологии (первоначальное название -“социальная физика”).

Социальная статика описывает законы существования, а социальная динамика - законы и этапы изменения общества.

Принципы социологии (по Конту):

-эмпиризм (эмпирические наблюдения, показывающие связь между явлениями);

-физикализм (конкретика);

-позитивизм (научность, объективность, независимость от ценностных суждений исследователя).

Таким образом, социология, подытоживая развитие научного знания, изучает самый сложный из когда-либо существовавших объектов. И таким объектом является общество, а также взаимодействие индивидов друг с другом в повседневном общении.

Человек реализует себя как личность только в том случае, если этому способствуют условия в самом обществе. У человека в обществе имеются несколько социальных позиций, каждая связана с определенными правами, обязанностями и называется статусом. Помимо занимаемого социального статуса в обществе, человек выполняет в обществе социальную роль. Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Статусы различают на приписанные (от рождения, напр., национальность, семья, гражданин, статус по полу и т.п.) и достигнутые (приобретенные в процессе функционирования в обществе: студент, муж, жена и т.п.). Здесь можно различать принадлежность индивида к той или иной социальной группе, с которой он себя идентифицирует в первую очередь. Например, официальная группа – это такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил и т. п. члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархически структурированной подчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение, студенческая группа и др.). Неофициальная (неформальная) группа – это такое объединение людей, которое строится на основе общих интересов и устремлений и не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование (например, дворовые коллективы, криминальные группировки и др.)

Крупные объединения ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности, называются социальными институтами (семья, религия, система образования, экономическая, политическая и др.). Создавая специальные институты (лат. institutum - установление, устройство; учреждение) и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества.

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институализацией.

Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например, семьи, снижения доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно выполнять свои главные функции, например, образования – учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса – перераспределение функций. Например, когда средняя школа наиболее слабо справляется с подготовкой своих выпускников к поступлению в вуз, появляется институт посредников – репетиторы.

Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние социального института. Кризис обнажает неполадки, возникшие в функционировании социального института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развитие социального института. Так, институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы – в 60-, 70- и 80-х годах, когда страна, догоняя ушедшие вперед страны (сначала СССР, а позже Японию), пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас еще не достигли поставленной цели, утверждают исследователи, тем не менее, многого добились на этом пути, и американское образование считается сейчас престижным.

Помимо социальных институтов, в обществе имеются много различных видов социальных организаций (общностей): планетарная общность людей и их государственные общности; социальные группы, этнические общности, общности, схожие по стадиям жизненного цикла (половозрастные, социодемографические группы), разномасштабные поселенческие общности, региональные общности.

Следовательно, “социальная общность” - это не просто сумма неких индивидов, а более или менее устойчивое социальное образование, в нем субъекты объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, а каждый человек приобретает свое социальное качество.

Вся совокупность вышеназванных социальных общностей, их взаимодействие, законы их развития и функционирования являются предметом социологии.

Социальная организация, объединяющая вышеперечисленные виды общностей, называется обществом и это есть объект социологии.

Таким образом,социология - это наука об общих закономерностях развития и функционирования общества как целостной системы, изучающая социальные явления в их взаимодействии.

Наши рекомендации