Сексуальное поведение семьи. 4 страница
Теория институционального кризиса семьи в ее нынешнем виде дает вполне убедительные объяснения разрушения традиционной семьи в связи с переходом многих семейных функций к внесемейным социальным институтам. Это в свою очередь обусловлено переходом самого человеческого общества от сельских к городским и от аграрных к индустриальным и постиндустриальным формам существования. При этом семья перестает быть производственным коллективом; функция воспитания и социализации в значительной степени переходит от семьи к школе; забота о пожилых все больше ложится на систему социального обеспечения и все меньше на семью; люди не связывают свою судьбу на поздних этапах жизни с числом детей. Все эти и многие другие обстоятельства, о которых речь пойдет ниже, способствуют переходу к малодетной, т.е. одно-двухдетной, модели семьи, что неизбежно означает депопуляцию.
Слайд 6.65.
уменьшение среднего числа детей в семьях до уровня, не обеспечивающего даже простое замещение поколений (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.Н. Архангельский).
________
В работах А.И. Антонова, В.А. Борисова, В.Н. Архангельского и других сторонников теории институционального кризиса семьи основное внимание обращается на одно из проявлений этого кризиса, а именно на уменьшение среднего числа детей в семьях до уровня, не обеспечивающего даже простое замещение поколений. Другие кризисные изменения, например в супружеских или межпоколенных отношениях, рассматриваются главным образом лишь как факторы, способствующие снижению рождаемости. Между тем эти аспекты кризиса семьи имеют не меньшее значение, чем переход от многодетности к малодетности, и должны представлять большой интерес как для демографии, так и для социологии семьи.
Слайд 6.66.
Концепция модернизации семьи (А.Г. Вишневский, СВ. Захаров и др.);
Концепция институционального кризиса семьи (А.И. Антонов, В.А. Борисов и др.),
_________________________
Сторонники теории модернизации семьи (А.Г. Вишневский, СВ. Захаров и др.) часто критикуют демографов и социологов, придерживающихся концепции институционального кризиса семьи (А.И. Антонова, В.А. Борисова и др.), за «идеализацию прошлого» и негативное отношение к прогрессу в трансформации семьи как социального института. «Модернизаторы» обвиняют «кризисников» в стремлении «повернуть колесо истории вспять», т.е. в непонимании как исторической необратимости изменений в брачно-семейных отношениях, так и того, что сами эти изменения при всех «издержках» вроде убыли населения целых стран, в том числе и нашей, в конечном счете носят положительный характер.
Слайд 6.67.
Рассмотрим основные типы детности.
Первыйтип детности - многодетность. Для первого этапа трансформации семьи характерны неприменение искусственного регулирования рождаемости в браке и рождение детей по принципу «сколько Бог пошлет». Контрацептивные и абортивные средства и методы используются только при внебрачных связях, чаще всего к ним прибегают проститутки. Основным регулятором рождаемости выступает брачность, особенно такие ее параметры, как средний возраст вступления в первый брак, уровень окончательного безбрачия, частота случаев овдовения и развода в репродуктивных возрастах и доля замужних среди женщин этих возрастов. Считается, что этот тип многодетности был характерен для Франции до конца XVIII в., для других стран Западной Европы — до середины XIX в., для России — до конца XIX в., для стран Азии и Африки — до окончания «демографического взрыва», т.е. до
1970—1980-х гг. В каждой стране среди городского населения
этот тип детности переставал быть основным раньше, чем среди сельского населения, а среди богатых и образованных слоев населения — раньше, чем среди бедных и малообразованных.
Не следует рассматривать многодетность в отрыве от других сторон семейной жизни и от социально-экономических условий. Большое число детей в семье обычно сочетается с устройством браков родителями или самими детьми, но с разрешения (благословления) родителей, с низким уровнем разводов, высоким процентом расширенных семей из трех поколений и более, тесными и обязывающими к взаимопомощи родственными связями. Социальный контекст многодетности — это либо аграрное общество, либо средневековое городское общество, разделенное на сословия, цеха и гильдии, либо современное городское, но не индустриальное общество, состоящее в основном из недавних выходцев из деревень, сохранивших тесные связи с сельскими родственниками и сельские стереотипы семейной жизни.
В этом обществе основными кормильцами семьи являются мужья и отцы. Женщины, как правило, не работают по найму вне дома. Дети либо вообще не учатся в школах, либо учатся два-три года (как в церковно-приходских школах Российской империи) и соответственно очень рано начинают работать и помогать родителям. Подавляющее большинство пожилых либо не получает пенсий, либо получает настолько маленькие пенсии, что прожить на них без материальной помощи детей и внуков просто невозможно.
В этом обществе очень сильны позиции религии. Поскольку во всех традиционных религиозных конфессиях сексуальные отношения разрешаются лишь в браке и только для продолжения рода, а применение контрацепции и тем более искусственный аборт осуждаются как тяжкий грех, в большинстве семей рождается столько детей, «сколько Бог пошлет».
Следует также иметь в виду, что рождение большого числа детей обычно имело место в условиях высокой детской смертности и было связано с соображениями «про запас». В Европейской России в конце XIX в. в среднем одна женщина рождала примерно семь детей, однако лишь половина из них доживала до 15 лет.
Среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю жизнь, с позиций нашего современника, является большим: пять детей и более. Однако многодетность подобного типа уже не означает рождение детей по принципу «сколько Бог пошлет». Супружеские пары часто прибегают к искусственному регулированию деторождения, если они уже удовлетворили свою потребность в детях и не заинтересованы в дальнейшем росте семьи. Во многих семьях деторождение продолжается, пока родятся только дочери, и прекращается после появления на свет первого сына. В сравнительно недавние времена (1970—1980-е гг.) такой тип многодетности (Ш. Кадыров и В. Медков назвали его «традиционно-номинальная многодетность») был характерен для населения Средней Азии.
Многодетность следует рассматривать как положительное явление, особенно при высокой детской смертности. Переход от неограниченной к «традиционно-номинальной» многодетности связан главным образом со снижением детской смертности при сохранении других сторон социального, экономического и семейно-демографического контекста, в котором существовали многодетные семьи.
Слайд 6.68.
Второй тип детности — среднедетность. На втором этапе трансформации семьи, завершившие свое формирование, имеют в среднем по 3—4 ребенка. Контрацепция и аборты применяются не только после полного удовлетворения потребности в детях, но и раньше — для увеличения интервалов между их рождениями. Фактическое преобладание среднедетности объясняется ориентацией большинства семей на многодетность (в одних регионах — неограниченную, в других - с применением контрацепции и абортов) в условиях очень высокой детской смертности, когда лишь около половины детей доживало до репродуктивного возраста.
Хотя переход от многодетности к среднедетности означает снижение рождаемости, такое снижение не следует рассматривать как негативное явление, поскольку оно связано с сокращением общей и детской смертности и не влечет за собой превышения смертности над рождаемостью, т.е. убыли населения.
Демографы, принадлежащие к научной школе «кризиса семьи», считают, что для выхода из демографического кризиса и прекращения убыли населения в России (и во всех других странах, где имеют место кризис семьи и депопуляция) необходимо, чтобы не менее половины семей, завершивших свое формирование, были среднедетными. Однако достижение этой цели крайне затруднительно.
Если спросить родителей двух детей, кем они считают себя: малодетными или среднедетными, то они скорее всего выберут второй вариант ответа, рассматривая свои семьи как «совершенно нормальные», поскольку понятие «средний» у простых людей ассоциируется с понятием «нормальный». Семьи с тремя и четырьмя детьми, которых в нынешней России очень мало (по данным переписи 2002 г., менее 6 % общего числа семей с несовершеннолетними детьми), малодетное большинство считает многодетными. На той же точке зрения основано и нынешнее российское законодательство, которое семью с тремя детьми уже признает многодетной.
Однако дело не в том, что мнение населения отличается от мнения демографов в вопросе о том, какую семью следует считать малодетной, среднедетной или многодетной. Сами демографы знают, что для прекращения естественной убыли населения среднедетные семьи должны стать самым массовым типом семьи. Для достижения этой цели потребуется демографическая политика, направленная в первую очередь на стимулирование третьих и последующих рождений. Но для того чтобы эта политика оказалась эффективной, необходимо формирование такого образа жизни населения, в который органично впишутся трех- и четырехдетные семьи в качестве преобладающего типа семьи. Между тем демография на нынешнем уровне ее развития даже не может описать этот образ жизни. Можно обрисовать только семейно-демографический контекст среднедетности, причем в данный контекст не обязательно входят высокая детская смертность и устройство браков по воле родителей либо с их разрешения, а также совместное проживание семей из трех поколений.
Среднедетность, как и многодетность, возможна лишь при негативном отношении общественного мнения к безбрачию и разводам. В прошлом это не исключало высокого уровня безбрачия, который имел место в западноевропейских странах в XVIII—XIX вв. Разводы в таком обществе относительно редки и в основном связаны с супружеской неверностью, грубым и жестоким обращением мужей с женами и детьми, бесплодием, психическим заболеванием одного из супругов и другими объективными причинами.
Среди среднедетных (и даже многодетных) семей в США и Западной Европе в XVIII—XIX вв. преобладали нуклеарные семьи, в России и многих других странах — расширенные семьи. Но и те, и другие поддерживали тесные отношения с родственниками, а при необходимости помогали им и получали от них помощь.
Сложнее описать социально-экономический контекст среднедетности. Согласно теории институционального кризиса семьи, многодетность преобладает в традиционных аграрных обществах (ее социально-экономический контекст описан выше).
Слайд 6.69.
Согласно же концепции кризиса семьи, такой пессимистический сценарий вполне вероятен.
Третий тип детности — малодетность. На этом этапе семьи имеют в итоге лишь одного ребенка или двух детей, что недостаточно для простого замещения поколений, в связи с чем этот тип детности называют малодетностыо. Контрацепция и аборты применяются не только после рождения последнего ребенка, которого хотят иметь родители (часто он же и первый), не только между рождением первого и второго ребенка, но даже до появления первенца, чтобы закончить образование, «стать на ноги» и просто «пожить для себя». Откладывание рождения первенца, особенно при помощи абортов, нередко приводит к бесплодию.
Такое репродуктивное поведение во многом связано с неуверенностью в прочности брака и с желанием облегчить себе развод, если брак не оправдает ожиданий. Малодетность обычно сочетается с высокой разводимостью и внебрачной рождаемостью, с широким распространением неполных семей и семей с отчимом, с массовым вовлечением женщин в общественное производство.
В современной России преобладает малодетность. В среднем одна женщина за всю жизнь рожает 1,2—1,3 ребенка при необходимом минимуме 2,1 на любую женщину и 2,5 на супружескую пару, способную иметь детей. Поэтому только за 15 лет с 1992 по 2006 г. включительно естественная убыль населения составила около 12 млн человек.
Поскольку малодетность означает естественную убыль населения при любом, сколь угодно низком уровне смертности, с демографической точки зрения одно-двухдетная модель семьи заслуживает весьма негативной оценки. Те демографы, которые рассматривают этот тип семьи как «прогрессивный» и позитивный феномен, исходят из недемографических критериев, например из критерия свободы личности (особенно для женщин). Поэтому, строго говоря, таких «специалистов» по проблемам населения вообще нельзя считать настоящими демографами.
Если врач предлагает не тот метод лечения болезни, который приведет к выздоровлению, а тот, который понравится больному, и прописывает приятные на вкус, но абсолютно бесполезные (а то и вредные) таблетки, хотя на самом деле необходимо очень горькое лекарство или даже хирургическое вмешательство, то можно ли считать такого «целителя» настоящим врачом?
В свое время считалось, что массовая малодетность — это очень устойчивый феномен, поскольку ее преобладание в обществе вызвано необратимыми социально-экономическими процессами. Однако эти процессы не просто необратимы, но продолжают развиваться, из-за чего рождаемость снижается все больше и больше. Если исходить из демографических тенденций, наблюдаемых в США и некоторых европейских странах, нельзя исключить, что малодетность, подобно среднедет-ности, выступает лишь одним из переходных этапов снижения рождаемости. Следующим (и последним) этапом может стать массовая добровольная бездетность.
Малодетность преобладает в современных индустриальных урбанизированных обществах, для которых характерны проживание большинства населения в городах, массовая занятость женщин в общественном производстве, их эмансипация и экономическая независимость от мужей, а также очень длительные сроки обучения в школах. Из-за этого дети остаются иждивенцами родителей до 17—18 лет, а в случае получения высшего образования даже до 22—23 лет. Они очень поздно начинают работать и обычно не отдают своих заработков родителям. К тому же в таких обществах весьма развита система социального обеспечения. Пожилые люди живут за счет пенсий, а не за счет своих детей.
Для малодетных обществ характерно также уменьшение влияния религии на социальные процессы и семейные отношения. Исследование «Религия, семья, дети», проведенное кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 2003—2006 гг., показало, что даже супружеские пары, формально признающие себя верующими и причисляющие себя к тем или иным конфессиям, в большинстве случаев практикуют контрацепцию и (или) аборты и по числу детей мало отличаются от неверующих. Автор данной книги принимал участие в этом исследовании и опубликовал некоторые его результаты, подтверждающие приведенный вывод1.
Социально-экономический контекст как многодетности, так и малодетности весьма подробно описан в демографической литературе. К сожалению, этого нельзя сказать о социально-экономическом контексте среднедетности. При существующей степени разработанности теории институционального кризиса семьи можно лишь констатировать, что массовая среднедетность, существовавшая в прошлом или существующая до сих пор в разных странах мира, это просто переходный этап от массовой многодетности к массовой малодетности.
Ее социально-экономический и семейно-демографический контекст также являются переходными между аналогичными контекстами для многодетности и малодетности. Тезис о том, что среднедетная семья — это не тот тип семьи, который может существовать в течение многих поколений, признается приверженцами альтернативной концепции «модернизации семьи». В изданной в 1983 г. книге «Воспроизводство населения СССР», большинство авторов которой — сторонники последней концепции, прямо утверждается, что снижение рождаемости «никогда не останавливается на полпути». Однако, насколько известно, никто из «модернизаторов» до сих пор не утверждал, что на конечном пункте снижения рождаемости ее уровень может быть равен нулю.
Слайд 6.70.
Четвертый тип детности — массовая добровольная бездетность.
На этом этапе уровень рождаемости падает катастрофически низко, так как появляется все больше пар, которые навсегда остаются бездетными не потому, что не могут иметь детей из-за каких-то заболеваний, а потому что не желают их иметь. У них нет самой потребности в детях. До сих пор такой тип семей ни в одной стране мира не стал основным, а если бы стал, то ее население вымерло бы за очень короткие сроки или полностью заместилось бы иммигрантами.
Однако в США и некоторых странах Западной Европы такое репродуктивное поведение становится все более широко распространенным1 и социально приемлемым, равно как и отказ от брака, однополые связи и добровольное одиночество. Если эти тенденции возобладают во всем мире, то весь род людской вымрет вместе с теми поколениями, которые усвоят подобную моду.
Бездетность заслуживает еще более негативной оценки, чем малодетность. В условиях малодетности процесс вымирания населения растягивается на несколько веков. За это время общество может успеть ощутить на себе негативные последствия данного процесса (например, старение населения), проявить беспокойство по данному поводу (судя по современной российской прессе, немалая часть общественности явно встревожена депопуляцией) и найти какие-то механизмы противодействия естественной убыли. Но в условиях массовой, добровольной и социально приемлемой бездетности население вымрет так быстро, что ни государство, ни общество не успеют ничего этому противопоставить.
Рассмотрим, чем различаются социально-экономические контексты преобладающей малодетности и массовой добровольной бездетности. Малодетность характерна как для индустриального, так и для постиндустриального общества. Добровольная бездетность получает широкое распространение только в постиндустриальном обществе. В таком обществе хорошо развита система социального обеспечения. Это проявляется в высоком размере пенсий, которые позволяют пожилым людям стать полностью экономически независимыми от своих детей, а также в развитии системы социального обслуживания пожилых людей на дому и в стационарных учреждениях для престарелых.
Данная система не просто избавляет взрослых детей от необходимости оказывать родителям материальную помощь, но частично снимает с них обязанность заботиться о родителях во время болезней. Это усиливает разобщение старшего и среднего поколений, из-за чего многие пожилые люди, имеющие детей, фактически становятся столь же одинокими, как и бездетные.
Если рассматривать вопрос о детности семей только с точки зрения материальной заинтересованности супругов в том или ином числе детей, то в традиционном аграрном обществе семьям было экономически выгодно иметь много детей, а в современном постиндустриальном обществе им выгоднее всего не иметь детей вообще. Все прочие варианты (как среднедет-ность, так и малодетность) — это просто переходные типы от многодетности к бездетности.
Тот факт, что до сих пор даже в странах, где добровольная бездетность получила весьма широкое распространение, большинство семей все-таки имеет хотя бы одного ребенка, объясняется не экономическими соображениями, а действием прежних социальных норм, осуждающих бездетность. Но сами эти нормы, утратившие свою экономическую основу, не могут сохраняться неограниченно долгое время и постепенно утрачивают силу.
К счастью, в настоящее время в мире еще нет ни одной страны, в которой добровольная бездетность была бы характерна для большинства семей. Однако в США и некоторых ев ропейских странах с высоким уровнем жизни и экономического развития и сильной иммиграционной притягательностью для выходцев из более бедных стран масштабы бездетности, в том числе добровольной, уже весьма велики. Это не может не настораживать, поскольку демографические тенденции, характерные для этих стран, со временем распространяются на Россию и на все прочие экономически развитые и даже не очень развитые страны.
По данным переписи населения 2002 г., в России только 6 % женщин 40—44 лет, т.е. 1958—1962 гг. рождения, никогда не рожали. Эти данные относятся к женщинам всех брачных состояний, включая никогда не бывших замужем.
Низкий уровень бездетности среди женщин, практически уже вышедших из репродуктивного возраста, — это едва ли не единственный параметр, который может вызвать оптимизм, в современных условиях, характеризуемых низкой рождаемостью, высокой смертностью, естественной убылью населения, высокой разводимостью, снижением доли состоящих в браке среди мужчин и женщин репродуктивных возрастов. Правда, как это ни странно, не всех, кто интересуется демографической ситуацией в России, обнадеживает этот фактор.
По оценкам Российской ассоциации планирования семьи, около 15 % супружеских пар в России бесплодны. Если эти оценки верны, то наша медицина при всех ее недостатках оказывает эффективную помощь подавляющему большинству бесплодных пар, потому что к концу репродуктивного возраста (40—44 года) остаются ни разу не рожавшими лишь 3 % замужних женщин. Но более вероятно, что такие оценки уровня бесплодия не опираются на надежную и представительную статистику.
Речь здесь может идти о том, какая часть женщин, обратившихся в медицинские учреждения по разным поводам, жалуется на бесплодие своего брака. Не все такие жалобы подтверждаются медицинским обследованием; кроме того, оно проводится далеко не во всех случаях как из-за дороговизны анализов (и лечения), так и по другим причинам. Поскольку более здоровые женщины не обращаются за медицинской помощью вообще, такую статистику нельзя считать репрезентативной для всего населения.
Уровень бездетности в России выглядит очень низким на фоне крупнейших стран Запада. В США и Великобритании тех же поколениях женщин, родившихся в конце 1950-х гг. бездетными остались около 20 %, в Германии — даже около 25 %!. Хотя речь идет обо всех женщинах, включая незамужних, но соответствующие показатели в этих странах в 3—4 раза выше, чем в России.
Более широкое распространение бездетности в данных государствах трудно объяснить тем, что тамошняя медицина слабее российской, иначе мы не отставали бы от них по средней продолжительности жизни на 10 лет и более. Скорее всего, столь высокий процент женщин, которые не родили за всю жизнь ни одного ребенка, объясняется тем, что большинство из них просто вообще не хотело иметь детей.
В этих странах (и не только там) бездетность чаще всего встречается у богатых и высокообразованных женщин, т.е. в тех социальных группах, которые моделируют демографическое поведение основной массы населения в не таком уж далеком будущем. Для этих групп была характерна малодетность и высокая разводимость еще тогда, когда показатели рождаемо сти и прочности браков в целом для всего населения выглядел вполне благополучными.
Лев Толстой в романе «Анна Каренина» писал, что «перебирая в воспоминании все известные случаи разводов (их был очень много в самом высшем, ему хорошо известном обществе), Алексей Александрович <Каренин> не нашел ни одного, где бы цель развода была та, которую он имел в виду». А ведь в это время (конец XIX в.) во всей России при населении около 80 млн человек регистрировалось лишь около тысячи разводов в год (сейчас 600—700 тыс. разводов при 142 млн населения). Однако если для простых людей развод тогда был крайне маловероятным, то в среде элиты он уже получил широкое распространение и не рассматривался как нечто из ряда вон выходящее.
В «Анне Карениной» и в других произведениях Льва Толстого (например, в «Крейцеровой сонате») упоминаются и внутрисемейное регулирование деторождения (в том числе с помощью абортов), и малодетность семей, причем как явление, характерное для высших слоев общества. Но через несколько десятков лет это явление, как и разводы, распространилось в среди их и даже в низших слоях российского общества. То же вполне может произойти и с добровольной бездетностью.
Широкое распространение добровольной бездетности возможно лишь в обществе, для которого это явление социально приемлемо. Данные исследований, проведенных российским социологом Т.А. Гурко, показывают, что лишь 19 % мужчин и 15 % женщин осуждают те супружеские пары, которые могут, но не хотят иметь детей, а среди молодых респондентов в возрасте от 18 до 29 лет — соответственно только 10 и 7 %. Сама Гурко, комментируя эти данные, не без одобрения отмечает, что «обязательность рождения детей в браке как социальная норма, обусловленная в значительной мере традициями сельского образа жизни и стимулированная социальной политикой советского времени, постепенно уходит из российской культуры».
С.Ф. Иванов, приводя данные о широкой распространенности бездетности в США, Великобритании, Германии и странах Северной Европы, оценивает высокий процент таких семей как положительное явление. Эту точку зрения он обосновывает тем, что в США высокий уровень бездетности сочетается с довольно высоким (по сравнению с Россией) суммарным коэффициентом рождаемости и относительно большой долей многодетных семей. По его мнению, это свидетельствует об устойчивости такой демографической модели.
Слайд 6.71.
Бездетность характерна для богатых, образованных и нерелигиозных или лишь формально религиозных семей европейского происхождения, живущих в самых больших городах и в их урбанизированных пригородах.
______________
Однако такое сочетание скорее всего объясняется социальной, этнической и религиозной неоднородностью американского общества. Бездетность характерна для богатых, образованных и нерелигиозных или лишь формально религиозных семей европейского происхождения, живущих в самых больших городах и в их урбанизированных пригородах, застроенных виллами и коттеджами для обеспеченных людей. Многодетность чаще встречается в небогатых провинциальных семьях, особенно фермерских, а также в семьях, в жизни которых религия занимает очень важное место. К их числу относятся и семьи выходцев из стран с более высокой рождаемостью, т.е. из Латинской Америки, а также из стран мусульманского мира.
Иванов прогнозирует рост доли бездетных женщин в России (до 15 %), в странах Южной Европы (до 25—30 %) и в других регионах мира.
Главным аргументом в пользу добровольной бездетности, который выдвигают специалисты, позитивно оценивающие) этот демографический феномен, является либерализм и демократичность общества, поскольку оно предоставляет людям свободу выбора демографического поведения. В таком обществе люди в качестве одного из социально приемлемых вариантов этого поведения могут выбрать бездетный брак, равно как и однополый «брак», либо отказ от брака вообще и (или) полное одиночество.
Это не рассуждения теоретиков, оторванных от реальной жизни. В 1960-х, 1970-х и 1980-х гг. снижение рождаемости в России происходило только за счет уменьшения числа вторых, третьих и всех последующих рождений, а суммарный коэффициент первых рождений был близок к единице, т.е. хотя бы одного ребенка рожали почти все женщины. Однако в 1990-х гг. снижение рождаемости приняло более резкий характер и затронуло также первые рождения. В этот период суммарный коэффициент первых рождений, т.е. тот компонент суммарного коэффициента рождаемости, который формируется за счет первенцев, уменьшился примерно до 0,7'.
При такой частоте первых рождений примерно 30 % женщин вообще останутся бездетными, если суммарный коэффициент первых рождений со временем не повысится. Правда, снижение данного суммарного коэффициента во многом было обусловлено откладыванием первых рождений. Это подтверждается данными о повышении среднего возраста матери при рождении первенцев и небольшим ростом рождаемости в России — с 1,16 в 1999 г. до 1,34 в 2004 г. за счет реализации части отложенных рождений, в том числе первых.
Такое откладывание не всегда можно считать добровольным. Руководители многих фирм, предприятий и учреждений, в том числе государственных, принимая на работу молодых женщин, ставят им условие не рожать детей под угрозой увольнения. Это незаконно, но начальство всегда найдет повод, чтобы уволить того, кого оно хочет уволить. Есть основания полагать, что такая практика весьма распространена в России.
Одни женщины, отработав в таких условиях несколько лет и накопив достаточно большую сумму, все-таки рожают, хотя и теряют выгодную работу. Другие откладывают рождение первенца так надолго, что в итоге не могут его иметь уже по медицинским причинам2, в том числе из-за последствий абортов. Нередко рождение ребенка откладывается до покупки квартиры, но при нынешних ценах на жилье, особенно в больших городах, сама покупка квартиры может откладываться до бесконечности. Вообще, чем больше срок, на который откладывается рождение ребенка, тем меньше шансов на то, что он вообще когда-нибудь появится на свет. Это относится не только к первенцам, но и к детям всех последующих очередностей.