Московская агломерация

Крупнейшие города мира и их агломерации до сих пор остаются неуправляемыми или слабо-регулируемыми со стороны городских влас-

тей. Как засвидетельствовал Всемирный фо­рум ООН по проблемам городов ХАБИТАТ-11 (Стамбул, май-июнь 1996 г.), из 2300 крупных и крупнейших городов лишь 22 могут гордить­ся хорошо налаженной практикой управления, в их числе Париж и регион Иль-де-Франс,

Московская агломерация - student2.ru

Для этого принципа характерна жесткая орга­низация органов управления. Даже сугубо гражданский институтучастия горожан вуправ-лении — первичные органы самоуправления в микрорайонах — трактуются в этой иерархии какуровеньвласти и управления. Однако жизнь города чрезвычайно сложна, а социально-пространственные структуры во много раз бол ее иерархичны и аморфны. Обес­печение их институциональным управлением и дополнительными уровнями обходится дорого и снижает эффективность всей системы город­ского управления.

Принцип дополнительности помогает избежать жесткости иерархического управления путем:

• придания отдельным органам власти и управ­ления функций и полномочий, несовпадающих с реальной иерархией управления и (или) рас­пространяемых лишь в отдельных зонах и сек­торах города;

• создания сети органов и служб, не совпадаю­щих с территориальной организацией власти и управления в городе;

• обеспечения этих взаимодополнительных ор­ганов легитимными функциями, ресурсами и иными механизмами воздействия.

Реально признаки взаимной дополнительности в городском управлении существуют, однако они не осмыслены и не используются из-за устоявшейся привычки кжесткому иерархическому управлению.

Принцип дополнительности в современном городском управлении:

---------------------------------------------- связи строго иерархичны,

:^= связи взаимодополнительны

ализируются на предоставлении курортных услуг, другие добывают уголь, а третьи куют оборонный щит страны.

Нижегородская городская агломерация — одна из крупнейших в Рос­сии. В ее пределах проживает более 2 млн человек — 64% населения области. При этом считаются и те поселения, жители которых занима­ются сельским хозяйством. Она складывалась в течение полутора сто­летий, с тех пор как в Нижнем Новгороде и его окрестностях начали создаваться первые крупные промышленные предприятия. Самарская область — один из наиболее урбанизованных регионов России. Здесь сформировалась третья по численности городская агломерация с насе­лением около 2,5 млн человек, включающая города: Самару, Тольятти,

Лондон (Большой), Вена, Стокгольм и некото­рые другие.

Сегодня в более чем 80 странах мира форми­руется новый тип управления городами и их агломерациями, не сводимый к государствен­ному, региональному, муниципальному и тем более местному самоуправлению. Это так на­зываемое «метрополитенское управление», или управление крупной городской агломера­цией.

Московская агломерация сложилась в конце XIX в. С марта 1918 г. она впервые стала объек­том регулирования с целью ограничения роста Москвы (проф. Б. Сакулин). В последующий пе­риод на базе целого ряда исследований обосно­вывались проекты регулирования ее развития: в 1930-е годы (Н. Красин), 1950-е (Центральный научно-исследовательский и проектный инсти­тут градостроительства), 1970-1980-е гг. в свя­зи с разработкой нового генерального плана (тот же институт с участием автора). Однако до сих пор Московская столичная аг­ломерация управляется двумя субъектами — властями Москвы и Московской области. Про­должает разрываться на части единый градо-экологический организм, между Москвой и Подмосковьем нарастают социальные пробле­мы в области ценообразования, транспорта, землепользования, обеспечения существова­ния пенсионеров и маятниковых мигрантов. Трудно объяснить, почему Зеленоград— рай­он Москвы, а Химки, куда были выселены из центра столицы москвичи, — область уже ино­го субъекта власти и управления. Крупнейшие города в России обладают 6-11-уровневой социально-пространственной органи­зацией — от кварталов до агломерации, выпол­няющей функции города. Эта иерархичность требует адекватной системы управления. Миро­вой опыт подсказывает: так много чиновников городу не надо. Оптимальный вариант — от трех до пяти уровней иерархии. Для Московской аг­ломерации лучше всего иметь 5 уровней управ­ления, для Саратова хватит и трех.

Москва живет и благоустраивается за счет своей «столичности». Однако этот «ресурс» (точнее, «рента столичности») еще недостаточ­но осмыслен.

Московская агломерация - student2.ru

Городское управление можно считать оконча­тельно сформированным, если горожане и орга­низации в порядке информирования будут по­лучать планы своих микрорайонов и общин, доклады (белые книги) мэров, а молодежь — кодексы родного города.

По степени сложности в качестве объектов уп­равления крупнейшие города и их агломерации занимают второе место после государства. Не­которые научные школы считают, что современ­ные градосистемы сложнее, чем государства адекватной демографической емкости. Городская агломерация — это целостный объект, та относительно автономная система, функционирующая в суточно-недельном цикле жизнедеятельности населения, которая приня­та мировой практикой в качестве объекта управ­ления городом. С 1950-х гг. агломерации иссле­дуются и прогнозируются органами ООН. Сокращено и адаптировано по источнику: Ло­ла А. Принципы управления крупнейшим горо­дом. — http://www.ptpu.ru.

Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск и др. Область входит в пятерку наиболее экономически мощных регионов России. Этот регион —бюд­жетный донор. Область занимает ключевое положение в европейской части России. Через нее проходят основные транспортные «коридоры», связывающие Москву с Уралом и Сибирью. Область выделяется как регион концентрации обрабатывающей промышленности, прежде всего транспортного машиностроения. Здесь выпускается почти 80% всех рос­сийских легковых автомобилей. Сочи — тоже городская агломерация, занимающая территорию 3506 кв. км, протянувшаяся вдоль Черномор­ского побережья Кавказа на 145 км. Промышленность Сочи обслужи­вает нужды курорта. Ее ведущая отрасль — пищевкусовая (молочный, мясной, консервный комбинаты; птицефабрика и др.).

Городские агломерации существуют более чем в 80 странах мира. Их нет в очень маленьких и очень отсталых странах. Так, городские агломерации Мехико, Гвадалахары и Монтерея занимают лишь 2% территории страны, но в них проживает 25% ее населения. Самая высокая концентрация населе­ния и промышленности отмечается в столице Мексики, городе Мехико, численность населения которого в 1997 г. составила 8 489 тыс. человек. Го­родская агломерация Мехико составляла 18,8 млн жителей. Главными реги­ональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалаха­ра на западе с населением 1 650 тыс. в 1990 г. и 3 млн человек в городской агломерации; Монтерей на севере с населением 1 068 тыс. и в городской аг­ломерации 2,7 млн человек; и Пуэбла к юго-востоку от столицы с населени­ем 1 017 тыс. человек в городе и 1 054 тыс. в городской агломерации. Токио относится к числу наиболее перенаселенных городов мира. Непосредствен­но в пределах городской черты проживает 8,3 млн человек, но городская аг­ломерация охватывает всю столичную префектуру, а также примыкающие к ней три префектуры Тиба, Канагава, Сайтама и насчитывает почти 35 млн человек (2002). Приморский участок с центром Токио превратился в индус­триально-транспортное ядро всей Японии; через находящиеся здесь порты Иокогама, Кавасаки, Иокосука, Тиба реализуется почти половина всего внешнеторгового оборота страны.

Совсем недавно самой большой городской агломерацией мира был Нью-Йорк. Фактически он слился с десятками близлежащих городов и окружен широким кольцом пригородов. В пределах стандартного городского ареала Нью-Йорк— северо-восточный Нью-Джерси в 1980 г. проживало около 17 млн жителей. Если прибавить к нему юго-западный угол Коннектикута, который по своим связям также входит в пригородную зону Нью-Йорка, то население Большого Нью-Йорка превышает 21 млн человек. В городской агломерации расположены многочисленные, в основном мелкие и средние, предприятия ювелирной промышленности, предприятия по обработке ме­хов и кожи, производству галантерейных изделий, пищевой и швейной про­мышленности. Кроме того, имеются предприятия электротехнической, ра­диоэлектронной, судостроительной, оптико-механической, химической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Основная доля населе­ния занята в сфере услуг (около 70% занятости).

Городская агломерация Сан-Франциско в США насчитывает около 4,5 млн жителей. Его отдельные районы соединены с центральной частью ги­гантскими висячими мостами. В застройке Сан-Франциско преобладают многоэтажные дома, однако почти весь город производит впечатление од-

ноэтажного пригорода по сравнению с его центральной деловой частью, за­нятой небоскребами, среди которых особенно заметно благодаря своей не­обычной форме здание в виде пирамиды.

В части планировочной структуры некоторые агломерации представля­ют собой не компактные круги, прямоугольники или квадраты, а растянув­шиеся на десятки километров линейные системы размещения населенных пунктов. Она, в частности, характерна для Восточной Сибири и Дальнего Востока, где населенные пункты расположены вдоль транспортных магист­ралей. Формирование цепочек городов на транспортных магистралях, слу­живших осями урбанизации, — характерная черта пространственного разви­тия современной России. Новые города часто дополняли скопления, возглав­ляемые крупными и крупнейшими центрами. Примерно '/з возникших в XX в. новых городов составили категорию городов-спутников.

Гигантские скопления близкорасположенных населенных пунктов, име­ющих сплошную застройку, общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи (город и его пригороды), удобны с социальной (об­щие рынок труда и удобные каналы миграции рабочей силы) и экономичес­кой (концентрация капиталов и средств производства, удобство использова­ния коллективной инфраструктуры) точки зрения, но не всегда удобны с других позиций. В частности, в градостроении давно известна следующая закономерность: при площади городской территории свыше 800 кв. км об­щественный транспорт не в состоянии обеспечить приемлемые затраты вре­мени на трудовые поездки. Например, московская агломерация давно пре-

Врезка

Most Populous Urban Agglomerations*

Name Country Est. population (in millions)
1.Tokyo Japan 34.9
2. New York USA 21.6
3. Seoul South Korea 21.1
4. Mexico City Mexico 20.7
5. Sao Paulo Brazil 20.2
6. Mumbai (Bombay) India 18.1
7. Osaka Japan 18.0
8. Delhi India 17.1
9. Los Angeles USA 16.8
10. Jakarta Indonesia 15.8
Name Country Est. population (in millions)
11. Cairo Egypt 15.1
12. Calcutta India 14.5
13. Buenos Aires Argentina 13.7
14. Manila Philippines 13.4
15. Moscow Russia 13.2
16. Karachi Pakistan 12.3
17. Rio de Janeiro Brazil 12.2
18. Shanghai China 12.2
19. London UK 11.8
20. Teheran Iran 11.0

NOTE: The definitions of agglomerations vary significantly from city to city, hence the difficulty of compiling an accurate, comparative list of the world's most populous urban areas. 1. Includes metropolitan areas and surrounding urban agglomerations. Agglomerations include a central city and bordering urban areas. Some agglomera-

tions have more than one central city (e.g., Washington, DC, includes Baltimore; Tokyo inclu­des Yokohama and Kawasaki; New York includes Newark and Paterson, N.J.) Source: Thomas Brinkhoff, Principal Agglomerations and Cities of the World. Web: www.citypopulation.de May 11, 2002.

высила тысячный рубеж, к тому же концентрация рабочих мест в пределах административной границы города значительно увеличивает ежедневную миграцию населения. Недаром в социологической литературе агломерации иногда называют раковыми опухолями планеты. В странах с развитыми ры­ночными отношениями действует такой мощный регулятор городского раз­вития, как высокая цена на землю в больших городах.

В России агломерации в основной полосе расселения (территории, распо­ложенные южнее линии Санкт-Петербург — Омск, а также южные районы Сибири и Дальнего Востока) начали образовывать более обширные урбанис­тические ареалы, такие, как Московский столичный регион, Ленинградская,

Московская агломерация - student2.ru

Нижегородская, Самарско-Тольяттин-ская, Новосибирская агломерации, Свердловско-Челябинский регион. Их дальнейшее развитие может привести к обострению экологических проблем на отдельных территориях.

Характеристика урбанизованных территорий по регионам и отдельным агломерациям приведена в табл. 8 (дан­ные Госстроя России). Процесс концентрации населения в больших и крупных городах замед­лился, тенденция сокращения численности населения (дезурбанизация) в аг­ломерациях в основном сохранилась (в среднем сокращение численности го­родского населения достигло 0,7%). Незначительное снижение численнос­ти городского населения в 1999 г. отмечалось в Северном (1,1%), Дальневосточном (1,3%) экономических районах, в Тульской (1,2%), Пер­мской (1,1%), Самарской (0,4%), Хабаровской (1,2%) агломерациях. При­рост городского населения был зафиксирован в Уфимской агломерации (0,2%), Республике Алтай (2,4%), Республике Тыва (1%).

Если взять все города и агломерации — это 1,5% обитаемой суши. Но на них приходится 4/5 стоимости товаров и услуг и % загрязнений атмосферы и вод. В зависимости от числа доминирующих центров различают: одноядер­ные (Венеция, Таиланд, Австрия), двуядерные (Португалия), многоядерные (ФРГ, Польша) системы. При одноядерной структуре возможны варианты размещения крупных городов: центральная (Мадрид, Буркина-Фасо), сме­щенное (Вена), периферийное (Латинская Америка, Африка, Азия).

МОНОГОРОАА

Поскольку урбанизация в Советской России шла за индустриализацией, а зачинателями градостроительства выступали промышленные предприятия, часто возникали города, вовсе не похожие на город, —монофункциональные центры. Наиболее характерны узкоотраслевые горнодобывающие (среди них выделяются угольные), энергетические, металлургические, химические, центры отдельных видов переработки древесины, машиностроения, пище­вой или легкой индустрии (самые распространенные — текстильные). Узкой специализацией могут отличаться также порты, железнодорожные и желез-нодорожно-водные узлы.

Таблица 8 Характеристика состояния урбанизированных территорий (на 1 января 1999 г.)

Экономический район, урбанизированная территория Урбанизированность территории,% Плотность населения на городских территориях, чел./кв. км Развитость транспортной сети Нагрузка мигрантов на городские территории, чел./кв. км Озелененность городских территорий, % Обеспеченность зелеными насаждениями горожан, кв. м/чел.
Северный 0,1 2,5 0,3 17,4 6,2
Северо-Западный, в том числе 0,6 4,1 0,9 15,0 4,8
Санкт-Петербургская 6,0 7,9 0,7 25,9 16,3
Центральный, в том числе 1,0 3,8 0,9 15,0 16,6
Московская 17,4 9,0 0,7 23,7 19,9
Тульская 14,8 3,8 1,5 11,6 17,1
Ярославская 9,9 3,6 0,9 13,9 14,9
Волго-Вятский, втом числе 0,8 3,0 0,6 22,3 20,4
Кировская 0,2 3,2 0,9 11,6 25,6
Нижегородская 4,2 4,2 1,7 30,8 15,2
Центрально-Черноземный, втом числе 1,4 3,8 2,4 15,9 20,9
Воронежская 7,3 3,4 4,1 15,1 10,7
Поволжский, в том числе 0,9 4,2 2,0 22,3 24,9
Казанская 3,1 4,9 1,7 14,2 12,0
Волгоградская 2,8 5,3 1,7 18,3 16,1
Пензенская 7,6 3,9 2,0 46,0 16,8
Самарская 6,2 7,0 2,1 29,0 17,2
Саратовская 3,1 4,2 1,6 13,0 24,8
Ульяновская 5,9 2,5 2,4 11,5 19,2
Северо-Кавказский,в том числе 1,6 3,2 2,4 22,0 25,9
Краснодарская 4,5 2,4 1,9 22,9 15,6
Ростовская 3,6 4,8 0,8 17,8 11,8

Окончание табл. 8

Экономический район, урбанизированная территория Урбанизированность территории,% Плотность населения на городских территориях, чел./кв. км Развитость транспортной сети Нагрузка мигрантов на городские территории, чел./кв. км Озелененность городских территорий, % Обеспеченность зелеными насаждениями горожан, кв. м/чел.
Уральский, втом числе 1,4 3,3 0,9 20,8 17,9
Уфимская 2,7 3,1 0,5 24,6 13,8
Ижевская 1,5 2,3 0,9 14,8 6,5
Оренбургская 2,7 2,7 2,0 7,7 16,3
Пермская 1,7 3,8 0,4 27,3 10,6
Свердловская 2,2 4,4 0,5 28,2 22,3
Челябинская 0,3 6,5 0,8 17,5 6,1
Западно-Сибирский, втом числе 0,2 3,6 2,8 24,5 24,4
Новосибирская 3,1 6,5 3,7 27,8 18,2
Тюменская 0,2 3,0 2,4 32,9 15,8
Барнаульская 1,9 4,5 5,7 15,0 20,9
Кемеровская 0,2 1,9 1,1 15,5 16,1
Омская 2,9 3,7 1,6 7,9 13,5
Восточно-Сибирский, втом числе 0,1 2,7 0,5 18,3 13,7
Красноярская 0,01 3,4 0,7 9,7 8,9
Иркутская 0,3 4,5 0,3 27,7 22,0
Дальневосточный, втом числе 0,1 2,9 0,1 17,2 19,2
Владивостокская 0,5 6,3 0,2 31,9 16,6
Хабаровская 0,03 3,1 0,1 26,9 16,2

Они подобны флюсу, ибо раздуваются всегда в одну сторону — в сторону предприятия. Все в городе подчинено ему — отдых людей, поскольку орга­низованный выезд горожан на природу и детей в летний лагерь организует предприятие; перемещение общественного транспорта, начало и конец мар­шрутов которого всегда находятся у заводской проходной; названия и век­тор расположения улиц (2-я Прокатная, 1-я Мартеновская); тематика повсед­невных разговоров пожилых и среднего возраста людей (молодежь во все вре­мена и во всех странах разговаривает только о своем); работа сферы обслуживания, клубов и кинотеатров (они не должны отвлекать людей в ра­бочее время и быть доступными после смены).

Иначе говоря, монофункциональные центры, например Набережные Челны, построенные вокруг и ради существования автомобильного гиганта КамАЗ, являлись территориальным приложением к предприятию. Позже, если предприятие расширялось, а вторых членов семьи, прежде всего нера­ботающих жен, надо было устроить на работу, возводились дополнительно пекарни, химчистки, молокозаводы, металломастерские, швейные предпри­ятия и т.п. Они были меньше размером, выполняли второстепенную роль в градообразовании и, подобно мелким рыбешкам, существовали вокруг кита-гиганта.

В СССР при ведомственном планировании и финансировании капиталь­ного строительства любой город стремился построить как можно больше крупных предприятий. Последствия такого подхода можно проследить на судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятна экологическая ситуация.

Врезка

Наши рекомендации