Московская агломерация
Крупнейшие города мира и их агломерации до сих пор остаются неуправляемыми или слабо-регулируемыми со стороны городских влас-
тей. Как засвидетельствовал Всемирный форум ООН по проблемам городов ХАБИТАТ-11 (Стамбул, май-июнь 1996 г.), из 2300 крупных и крупнейших городов лишь 22 могут гордиться хорошо налаженной практикой управления, в их числе Париж и регион Иль-де-Франс,
Для этого принципа характерна жесткая организация органов управления. Даже сугубо гражданский институтучастия горожан вуправ-лении — первичные органы самоуправления в микрорайонах — трактуются в этой иерархии какуровеньвласти и управления. Однако жизнь города чрезвычайно сложна, а социально-пространственные структуры во много раз бол ее иерархичны и аморфны. Обеспечение их институциональным управлением и дополнительными уровнями обходится дорого и снижает эффективность всей системы городского управления.
Принцип дополнительности помогает избежать жесткости иерархического управления путем:
• придания отдельным органам власти и управления функций и полномочий, несовпадающих с реальной иерархией управления и (или) распространяемых лишь в отдельных зонах и секторах города;
• создания сети органов и служб, не совпадающих с территориальной организацией власти и управления в городе;
• обеспечения этих взаимодополнительных органов легитимными функциями, ресурсами и иными механизмами воздействия.
Реально признаки взаимной дополнительности в городском управлении существуют, однако они не осмыслены и не используются из-за устоявшейся привычки кжесткому иерархическому управлению.
Принцип дополнительности в современном городском управлении:
---------------------------------------------- связи строго иерархичны,
:^= связи взаимодополнительны
ализируются на предоставлении курортных услуг, другие добывают уголь, а третьи куют оборонный щит страны.
Нижегородская городская агломерация — одна из крупнейших в России. В ее пределах проживает более 2 млн человек — 64% населения области. При этом считаются и те поселения, жители которых занимаются сельским хозяйством. Она складывалась в течение полутора столетий, с тех пор как в Нижнем Новгороде и его окрестностях начали создаваться первые крупные промышленные предприятия. Самарская область — один из наиболее урбанизованных регионов России. Здесь сформировалась третья по численности городская агломерация с населением около 2,5 млн человек, включающая города: Самару, Тольятти,
Лондон (Большой), Вена, Стокгольм и некоторые другие.
Сегодня в более чем 80 странах мира формируется новый тип управления городами и их агломерациями, не сводимый к государственному, региональному, муниципальному и тем более местному самоуправлению. Это так называемое «метрополитенское управление», или управление крупной городской агломерацией.
Московская агломерация сложилась в конце XIX в. С марта 1918 г. она впервые стала объектом регулирования с целью ограничения роста Москвы (проф. Б. Сакулин). В последующий период на базе целого ряда исследований обосновывались проекты регулирования ее развития: в 1930-е годы (Н. Красин), 1950-е (Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства), 1970-1980-е гг. в связи с разработкой нового генерального плана (тот же институт с участием автора). Однако до сих пор Московская столичная агломерация управляется двумя субъектами — властями Москвы и Московской области. Продолжает разрываться на части единый градо-экологический организм, между Москвой и Подмосковьем нарастают социальные проблемы в области ценообразования, транспорта, землепользования, обеспечения существования пенсионеров и маятниковых мигрантов. Трудно объяснить, почему Зеленоград— район Москвы, а Химки, куда были выселены из центра столицы москвичи, — область уже иного субъекта власти и управления. Крупнейшие города в России обладают 6-11-уровневой социально-пространственной организацией — от кварталов до агломерации, выполняющей функции города. Эта иерархичность требует адекватной системы управления. Мировой опыт подсказывает: так много чиновников городу не надо. Оптимальный вариант — от трех до пяти уровней иерархии. Для Московской агломерации лучше всего иметь 5 уровней управления, для Саратова хватит и трех.
Москва живет и благоустраивается за счет своей «столичности». Однако этот «ресурс» (точнее, «рента столичности») еще недостаточно осмыслен.
Городское управление можно считать окончательно сформированным, если горожане и организации в порядке информирования будут получать планы своих микрорайонов и общин, доклады (белые книги) мэров, а молодежь — кодексы родного города.
По степени сложности в качестве объектов управления крупнейшие города и их агломерации занимают второе место после государства. Некоторые научные школы считают, что современные градосистемы сложнее, чем государства адекватной демографической емкости. Городская агломерация — это целостный объект, та относительно автономная система, функционирующая в суточно-недельном цикле жизнедеятельности населения, которая принята мировой практикой в качестве объекта управления городом. С 1950-х гг. агломерации исследуются и прогнозируются органами ООН. Сокращено и адаптировано по источнику: Лола А. Принципы управления крупнейшим городом. — http://www.ptpu.ru.
Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск и др. Область входит в пятерку наиболее экономически мощных регионов России. Этот регион —бюджетный донор. Область занимает ключевое положение в европейской части России. Через нее проходят основные транспортные «коридоры», связывающие Москву с Уралом и Сибирью. Область выделяется как регион концентрации обрабатывающей промышленности, прежде всего транспортного машиностроения. Здесь выпускается почти 80% всех российских легковых автомобилей. Сочи — тоже городская агломерация, занимающая территорию 3506 кв. км, протянувшаяся вдоль Черноморского побережья Кавказа на 145 км. Промышленность Сочи обслуживает нужды курорта. Ее ведущая отрасль — пищевкусовая (молочный, мясной, консервный комбинаты; птицефабрика и др.).
Городские агломерации существуют более чем в 80 странах мира. Их нет в очень маленьких и очень отсталых странах. Так, городские агломерации Мехико, Гвадалахары и Монтерея занимают лишь 2% территории страны, но в них проживает 25% ее населения. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице Мексики, городе Мехико, численность населения которого в 1997 г. составила 8 489 тыс. человек. Городская агломерация Мехико составляла 18,8 млн жителей. Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе с населением 1 650 тыс. в 1990 г. и 3 млн человек в городской агломерации; Монтерей на севере с населением 1 068 тыс. и в городской агломерации 2,7 млн человек; и Пуэбла к юго-востоку от столицы с населением 1 017 тыс. человек в городе и 1 054 тыс. в городской агломерации. Токио относится к числу наиболее перенаселенных городов мира. Непосредственно в пределах городской черты проживает 8,3 млн человек, но городская агломерация охватывает всю столичную префектуру, а также примыкающие к ней три префектуры Тиба, Канагава, Сайтама и насчитывает почти 35 млн человек (2002). Приморский участок с центром Токио превратился в индустриально-транспортное ядро всей Японии; через находящиеся здесь порты Иокогама, Кавасаки, Иокосука, Тиба реализуется почти половина всего внешнеторгового оборота страны.
Совсем недавно самой большой городской агломерацией мира был Нью-Йорк. Фактически он слился с десятками близлежащих городов и окружен широким кольцом пригородов. В пределах стандартного городского ареала Нью-Йорк— северо-восточный Нью-Джерси в 1980 г. проживало около 17 млн жителей. Если прибавить к нему юго-западный угол Коннектикута, который по своим связям также входит в пригородную зону Нью-Йорка, то население Большого Нью-Йорка превышает 21 млн человек. В городской агломерации расположены многочисленные, в основном мелкие и средние, предприятия ювелирной промышленности, предприятия по обработке мехов и кожи, производству галантерейных изделий, пищевой и швейной промышленности. Кроме того, имеются предприятия электротехнической, радиоэлектронной, судостроительной, оптико-механической, химической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Основная доля населения занята в сфере услуг (около 70% занятости).
Городская агломерация Сан-Франциско в США насчитывает около 4,5 млн жителей. Его отдельные районы соединены с центральной частью гигантскими висячими мостами. В застройке Сан-Франциско преобладают многоэтажные дома, однако почти весь город производит впечатление од-
ноэтажного пригорода по сравнению с его центральной деловой частью, занятой небоскребами, среди которых особенно заметно благодаря своей необычной форме здание в виде пирамиды.
В части планировочной структуры некоторые агломерации представляют собой не компактные круги, прямоугольники или квадраты, а растянувшиеся на десятки километров линейные системы размещения населенных пунктов. Она, в частности, характерна для Восточной Сибири и Дальнего Востока, где населенные пункты расположены вдоль транспортных магистралей. Формирование цепочек городов на транспортных магистралях, служивших осями урбанизации, — характерная черта пространственного развития современной России. Новые города часто дополняли скопления, возглавляемые крупными и крупнейшими центрами. Примерно '/з возникших в XX в. новых городов составили категорию городов-спутников.
Гигантские скопления близкорасположенных населенных пунктов, имеющих сплошную застройку, общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи (город и его пригороды), удобны с социальной (общие рынок труда и удобные каналы миграции рабочей силы) и экономической (концентрация капиталов и средств производства, удобство использования коллективной инфраструктуры) точки зрения, но не всегда удобны с других позиций. В частности, в градостроении давно известна следующая закономерность: при площади городской территории свыше 800 кв. км общественный транспорт не в состоянии обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Например, московская агломерация давно пре-
Врезка
Most Populous Urban Agglomerations*
Name | Country | Est. population (in millions) |
1.Tokyo | Japan | 34.9 |
2. New York | USA | 21.6 |
3. Seoul | South Korea | 21.1 |
4. Mexico City | Mexico | 20.7 |
5. Sao Paulo | Brazil | 20.2 |
6. Mumbai (Bombay) | India | 18.1 |
7. Osaka | Japan | 18.0 |
8. Delhi | India | 17.1 |
9. Los Angeles | USA | 16.8 |
10. Jakarta | Indonesia | 15.8 |
Name | Country | Est. population (in millions) |
11. Cairo | Egypt | 15.1 |
12. Calcutta | India | 14.5 |
13. Buenos Aires | Argentina | 13.7 |
14. Manila | Philippines | 13.4 |
15. Moscow | Russia | 13.2 |
16. Karachi | Pakistan | 12.3 |
17. Rio de Janeiro | Brazil | 12.2 |
18. Shanghai | China | 12.2 |
19. London | UK | 11.8 |
20. Teheran | Iran | 11.0 |
NOTE: The definitions of agglomerations vary significantly from city to city, hence the difficulty of compiling an accurate, comparative list of the world's most populous urban areas. 1. Includes metropolitan areas and surrounding urban agglomerations. Agglomerations include a central city and bordering urban areas. Some agglomera-
tions have more than one central city (e.g., Washington, DC, includes Baltimore; Tokyo includes Yokohama and Kawasaki; New York includes Newark and Paterson, N.J.) Source: Thomas Brinkhoff, Principal Agglomerations and Cities of the World. Web: www.citypopulation.de May 11, 2002.
высила тысячный рубеж, к тому же концентрация рабочих мест в пределах административной границы города значительно увеличивает ежедневную миграцию населения. Недаром в социологической литературе агломерации иногда называют раковыми опухолями планеты. В странах с развитыми рыночными отношениями действует такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
В России агломерации в основной полосе расселения (территории, расположенные южнее линии Санкт-Петербург — Омск, а также южные районы Сибири и Дальнего Востока) начали образовывать более обширные урбанистические ареалы, такие, как Московский столичный регион, Ленинградская,
Нижегородская, Самарско-Тольяттин-ская, Новосибирская агломерации, Свердловско-Челябинский регион. Их дальнейшее развитие может привести к обострению экологических проблем на отдельных территориях.
Характеристика урбанизованных территорий по регионам и отдельным агломерациям приведена в табл. 8 (данные Госстроя России). Процесс концентрации населения в больших и крупных городах замедлился, тенденция сокращения численности населения (дезурбанизация) в агломерациях в основном сохранилась (в среднем сокращение численности городского населения достигло 0,7%). Незначительное снижение численности городского населения в 1999 г. отмечалось в Северном (1,1%), Дальневосточном (1,3%) экономических районах, в Тульской (1,2%), Пермской (1,1%), Самарской (0,4%), Хабаровской (1,2%) агломерациях. Прирост городского населения был зафиксирован в Уфимской агломерации (0,2%), Республике Алтай (2,4%), Республике Тыва (1%).
Если взять все города и агломерации — это 1,5% обитаемой суши. Но на них приходится 4/5 стоимости товаров и услуг и % загрязнений атмосферы и вод. В зависимости от числа доминирующих центров различают: одноядерные (Венеция, Таиланд, Австрия), двуядерные (Португалия), многоядерные (ФРГ, Польша) системы. При одноядерной структуре возможны варианты размещения крупных городов: центральная (Мадрид, Буркина-Фасо), смещенное (Вена), периферийное (Латинская Америка, Африка, Азия).
МОНОГОРОАА
Поскольку урбанизация в Советской России шла за индустриализацией, а зачинателями градостроительства выступали промышленные предприятия, часто возникали города, вовсе не похожие на город, —монофункциональные центры. Наиболее характерны узкоотраслевые горнодобывающие (среди них выделяются угольные), энергетические, металлургические, химические, центры отдельных видов переработки древесины, машиностроения, пищевой или легкой индустрии (самые распространенные — текстильные). Узкой специализацией могут отличаться также порты, железнодорожные и желез-нодорожно-водные узлы.
Таблица 8 Характеристика состояния урбанизированных территорий (на 1 января 1999 г.)
Экономический район, урбанизированная территория | Урбанизированность территории,% | Плотность населения на городских территориях, чел./кв. км | Развитость транспортной сети | Нагрузка мигрантов на городские территории, чел./кв. км | Озелененность городских территорий, % | Обеспеченность зелеными насаждениями горожан, кв. м/чел. |
Северный | 0,1 | 2,5 | 0,3 | 17,4 | 6,2 | |
Северо-Западный, в том числе | 0,6 | 4,1 | 0,9 | 15,0 | 4,8 | |
Санкт-Петербургская | 6,0 | 7,9 | 0,7 | 25,9 | 16,3 | |
Центральный, в том числе | 1,0 | 3,8 | 0,9 | 15,0 | 16,6 | |
Московская | 17,4 | 9,0 | 0,7 | 23,7 | 19,9 | |
Тульская | 14,8 | 3,8 | 1,5 | 11,6 | 17,1 | |
Ярославская | 9,9 | 3,6 | 0,9 | 13,9 | 14,9 | |
Волго-Вятский, втом числе | 0,8 | 3,0 | 0,6 | 22,3 | 20,4 | |
Кировская | 0,2 | 3,2 | 0,9 | 11,6 | 25,6 | |
Нижегородская | 4,2 | 4,2 | 1,7 | 30,8 | 15,2 | |
Центрально-Черноземный, втом числе | 1,4 | 3,8 | 2,4 | 15,9 | 20,9 | |
Воронежская | 7,3 | 3,4 | 4,1 | 15,1 | 10,7 | |
Поволжский, в том числе | 0,9 | 4,2 | 2,0 | 22,3 | 24,9 | |
Казанская | 3,1 | 4,9 | 1,7 | 14,2 | 12,0 | |
Волгоградская | 2,8 | 5,3 | 1,7 | 18,3 | 16,1 | |
Пензенская | 7,6 | 3,9 | 2,0 | 46,0 | 16,8 | |
Самарская | 6,2 | 7,0 | 2,1 | 29,0 | 17,2 | |
Саратовская | 3,1 | 4,2 | 1,6 | 13,0 | 24,8 | |
Ульяновская | 5,9 | 2,5 | 2,4 | 11,5 | 19,2 | |
Северо-Кавказский,в том числе | 1,6 | 3,2 | 2,4 | 22,0 | 25,9 | |
Краснодарская | 4,5 | 2,4 | 1,9 | 22,9 | 15,6 | |
Ростовская | 3,6 | 4,8 | 0,8 | 17,8 | 11,8 |
Окончание табл. 8
Экономический район, урбанизированная территория | Урбанизированность территории,% | Плотность населения на городских территориях, чел./кв. км | Развитость транспортной сети | Нагрузка мигрантов на городские территории, чел./кв. км | Озелененность городских территорий, % | Обеспеченность зелеными насаждениями горожан, кв. м/чел. |
Уральский, втом числе | 1,4 | 3,3 | 0,9 | 20,8 | 17,9 | |
Уфимская | 2,7 | 3,1 | 0,5 | 24,6 | 13,8 | |
Ижевская | 1,5 | 2,3 | 0,9 | 14,8 | 6,5 | |
Оренбургская | 2,7 | 2,7 | 2,0 | 7,7 | 16,3 | |
Пермская | 1,7 | 3,8 | 0,4 | 27,3 | 10,6 | |
Свердловская | 2,2 | 4,4 | 0,5 | 28,2 | 22,3 | |
Челябинская | 0,3 | 6,5 | 0,8 | 17,5 | 6,1 | |
Западно-Сибирский, втом числе | 0,2 | 3,6 | 2,8 | 24,5 | 24,4 | |
Новосибирская | 3,1 | 6,5 | 3,7 | 27,8 | 18,2 | |
Тюменская | 0,2 | 3,0 | 2,4 | 32,9 | 15,8 | |
Барнаульская | 1,9 | 4,5 | 5,7 | 15,0 | 20,9 | |
Кемеровская | 0,2 | 1,9 | 1,1 | 15,5 | 16,1 | |
Омская | 2,9 | 3,7 | 1,6 | 7,9 | 13,5 | |
Восточно-Сибирский, втом числе | 0,1 | 2,7 | 0,5 | 18,3 | 13,7 | |
Красноярская | 0,01 | 3,4 | 0,7 | 9,7 | 8,9 | |
Иркутская | 0,3 | 4,5 | 0,3 | 27,7 | 22,0 | |
Дальневосточный, втом числе | 0,1 | 2,9 | 0,1 | 17,2 | 19,2 | |
Владивостокская | 0,5 | 6,3 | 0,2 | 31,9 | 16,6 | |
Хабаровская | 0,03 | 3,1 | 0,1 | 26,9 | 16,2 |
Они подобны флюсу, ибо раздуваются всегда в одну сторону — в сторону предприятия. Все в городе подчинено ему — отдых людей, поскольку организованный выезд горожан на природу и детей в летний лагерь организует предприятие; перемещение общественного транспорта, начало и конец маршрутов которого всегда находятся у заводской проходной; названия и вектор расположения улиц (2-я Прокатная, 1-я Мартеновская); тематика повседневных разговоров пожилых и среднего возраста людей (молодежь во все времена и во всех странах разговаривает только о своем); работа сферы обслуживания, клубов и кинотеатров (они не должны отвлекать людей в рабочее время и быть доступными после смены).
Иначе говоря, монофункциональные центры, например Набережные Челны, построенные вокруг и ради существования автомобильного гиганта КамАЗ, являлись территориальным приложением к предприятию. Позже, если предприятие расширялось, а вторых членов семьи, прежде всего неработающих жен, надо было устроить на работу, возводились дополнительно пекарни, химчистки, молокозаводы, металломастерские, швейные предприятия и т.п. Они были меньше размером, выполняли второстепенную роль в градообразовании и, подобно мелким рыбешкам, существовали вокруг кита-гиганта.
В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился построить как можно больше крупных предприятий. Последствия такого подхода можно проследить на судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятна экологическая ситуация.
Врезка