Слагаемые стратификации

Термин "стратификация" пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница дохо­дов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы насе­ления — среднюю, а богатые — верхнюю.

Богатые занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и свя­заны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют элиту общества. К зажиточным слоям, составляющим средний класс, в современном об­ществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифи­цированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим сло­ям — неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоя­тельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обла­дают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Та­ким образом, к доходу как главному критерию стратификации добав­ляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, го­нораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на под­держание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство — накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход — только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у ни­щих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса — не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатст­во, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Суть власти — в способности навязывать свою волю вопреки же­ланию других людей. В сложном обществе власть институционали­зирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе зако­ны, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти — политической, экономиче­ской или религиозной, — составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику госу­дарства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется на­ми интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде все­го в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу

е-



слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru престижа. Первое такое исследование американские социологи провели в 1947 году. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.

Задание

Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими на­блюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии:"плотник", "сталевар", "преподаватель вуза", "шахтер", "банкир", "сан­техник", "мясник", "доярка", "менеджер", "кассир", "водитель", "врач", "парламентарий", "юрист", "токарь", "продавец", "сторож".

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный со­циально-экономический статус, т.е. положение и место человека в об­ществе. В таком случае статуе выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т.е. закрытое общество, в ко­тором переход из одной страты в другую практически запрещен. К та­ким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталисти­ческое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему со­словным устройством следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

Но прежде чем перейти к их анализу, выделим ключевые понятия:

Стратификация Социальная страта

Доход Богатство

Наследство Власть

Престиж Шкала престижа

Образование

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) об­ществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского обще­ства, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословно­му классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство

Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Ва­вилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней сте­пенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со сво­бодными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном' помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел соб­ственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").

Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Задание

Используйте доступную историческую литературу и опиши­те:]) образ жизнирабов в Древней Греции,!) источники попол­нения рабов, 3) положение рабов-холопов в Древней Руси.

Касты

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через

слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степе­ни, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее ка­нонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек по­падает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (от­верженные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низ­шую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в ко­торой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Задание

Некоторые специалисты считают, что апартеид в ЮАР во многом напоминал кастовую систему. А вы согласны с таким мнением? Какими правами обладали и не обладали негры во времена апартеида? В чем сходство и различие кастового строя и апартеида?

Дополнительная информация Кастовый строй Индии

Принадлежность к касте определяет все: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые погребению) — все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни де­сятков поколений. Касты возникли в то время, когда не было городов или они еще только зарождались. В небольшой деревне был один

горшечник. И один кузнец. А в больших селах горшечники составляли целую улицу. И плотники. И кузнецы. Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи из высоких каст, то и ремесленник считается членом более вы­сокой подкасты — группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить круговой поруки связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят — выборное правление касты — и привлекал виновных к са­мой строгой ответственности.

Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снаб­жали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обес­печивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготов­ляли в обмен на их продукцию утварь, одежду, украшения; члены ни­зших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы живо­тных, обдирали их и изоготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюде­нием всех кастовых предписаний.

Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой — тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведе­ния, регулируют поступки и даже чувства. Одно из предписаний гла-сит:"Только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты; только она может стать твоей женой и матерью твоих детей".

Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изо­лирован от другого системой запретов взаимного общения и, глав­ное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков. Высокие не должны общаться с низкими — ни естьвместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности че­ловека к той или иной касте. Характер жилища, пищи, даже сосудов для ее приготовления — все определено, все предписано, все изучено с детства.

Очень трудно поэтому выдать себя за члена другой касты — та­кое самозванство будет немедленно разоблачено. Самое страшное наказание — исключение из касты. Отверженных не принимали в другие касты. Их лишали права пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом от своего скота. Связывая лю-

слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru дей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый социальный организм, который мало изменялся в течение столе­тий. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социаль­ную гармонию, упорядоченность и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей касты, на ее участие в семейных праздниках и событиях.

Адаптировано по источнику: Гусева Н.Р. Многоликая Индия. — М., 1980.

Сословия

Формой стратификации, предшествующей классам, являются со­словия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обы­чаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей не­сколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их по­ложения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV — XV веков обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X — XIII веках главных сословий было три: духовенст­во, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечест­во, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия ос­новывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность сущест­вовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рьщарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой че­ловек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Задание

Познакомившись с доступной исторической литературой, от­ветьте на вопросы:

1. Какие обязанности закреплялись за каждым сословием?

2. Какие виды повинностей лежали на крестьянах?

3. Почему феодал не только эксплуатировал, но и заботился о подданных?

Дополнительная информация Российское дворянство

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не име­ли государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеж­дой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отли­чительные символы главному сословию — дворянству. В чем конкретно это выражалось?

Титулы — установленные законом словесные обозначения слу­жебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как "генерал", "статский советник", "камергер", "граф", "флигель-адъютант", "статс-секретарь", "превосходи­тельство" и "светлость".

Мундиры — официальная форменная одежда, соответствовав­шая титулам и визуально выражавшая их.

Ордена — вещественные знаки отличия, почетные награды, до­полнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знак — обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного служащего (военного, штат­ского или придворного). До Петра I понятие" чин" обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 года Петром I в России была введена новая система ти­тулов, правовой основой которой послужила "Табель о рангах". С тех пор "чин" получил более узкое значение, относящееся только к госу­дарственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно ко­торому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх це-

слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru ликом, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный минимум лет (в низших 3—4 года). Высших должностей было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обла­дателем закрепилось наименование "чиновник".

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поме­стное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской ли­нии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в созна­нии постепенно формировались чувство преемственности поколе­ний, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В со­вокупности они составляли понятие"дворянской чести", важной со­ставляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к не­запятнанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX века I миллиону.

Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — "ваше благородие". Частный титул "дворянин" в быту не употреблялся. Его заменой служил предикат "господин", который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались иные замены: "фон" при немецких фамилиях, "дон" при испанских, "де" при французских. В России данная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Имен­ная трехчленная формула применялась только в обращении к бла­городному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, кня­жеские и иные родовые титулы. В Европе они обозначали разные сте­пени вассальной зависимости. До XVIII века в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, ко­торый в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I впервые вве­дены родовые титулы западных государств: "граф" и "барЪн". В Древней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Барон — непосредственный вассал короля. Граф— должностное ли­цо, представляющее власть короля в графстве, т.е. в крупном на-

следственном феодальном владении. В XVIII веке графский титул расценивался как равный княжескому или даже более почетный. Князья и графы могли быть: I) владетельными (действительными), имеющими земельный участок, 2) титулярными, не обладающими земельным владением. В России графских родов в конце XIX века на­считывалось 310, баронских — 240, княжеских — 250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедемина). Родовые титулы бы­ли пожалованными и полученными по наследству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. Великий князь — наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул "цесаревич". Император обладал общим титулом "ваше императорское величество", а наследник и прочие великие князья — "ваше императорское высочество". В 1914 году им­ператорская фамилия насчитывала более 60 человек.

В сословной иерархии России очень сложно переплетались дости­гаемый и приписываемый титулы. Наличие родословной указывало на приписываемый статус, а ее отсутствие — на достигаемый. Во втором поколении достигаемый (пожалованный) статус превращался в приписываемый (наследованный).

Адаптировано по источнику: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена.— М., 1991.

Возникновение классов

Промышленная революция XVIII — XIX веков разрушила фео­дально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширительном — главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие "класс" появилось лишь в XVI11 веке. Уже в это время численность чет­вертого сословия выросла настолько, что заставила потесниться три классических сословия феодального общества — духовенство, дворянство и крестьянство.

Ускоренное развитие промышленности и торговли оттеснили землю как экономический ресурс на второй план и вызвали к жизни новые профессии: "предприниматель", "коммерсант", "банкир", "купец". По­явилась и постоянно росла многочисленная мелкая буржуазия. Крестьяне все больше разорялись и превращались в наемных ин­дустриальных рабочих — новую социальную страту, которой не знало традиционное общество. Формировалось индустриальное общество, экономической основой которого выступал капитализм. Ему соответ­ствовала новая система стратификации — классовая, характеризую­щая общество открытого типа. Новые социальные слои, не имевшие по-

слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru слагаемые стратификации - student2.ru жалованных и унаследованных титулов, начали активно бороться за место под солнцем. Их огромный вклад в развитие индустриального об­щества явно не соответствовал тому социальному статусу, который они имели в феодальном обществе.

Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословия­ми, но стать новым сословием они не могли. Термин "сословие" отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражало понятие "класс", в котором не значилось сословных перегородок, привилегий и условностей. Оно выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от своего таланта и трудолюбия.

Переход от закрытого общества к открытому доказывал возросшие возможности человека самостоятельно вершить свою судьбу. Сослов­ные ограничения рушились, каждый мог свободно переходить из одно­го класса в другой. Великая Французская революция XVIII века поли­тически закрепила права человека быть равным другим независимо от своего социального положения.

Дополнительная информация Когдатрудно определить свойкласс

При работе, а также в сословном и кастовом обществе люди точ­но знали свое место. Оно определялось чем-то, что не зависело от них самих, — религией, законом, обычаем. Поэтому в таких обще­ствах статус называется приписываемым.

Сложнее обстоит дело в классовом обществе. Никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы интуитивно ощу­щаете это сами и стараетесь вестищсебя в соответствии со своим социальным положением. Иногда вам помогают ученые, организующие статистический учет населения или выясняющие особенности социальной структуры. Для того, чтобы облегчить се­бе задачу, ученые придумали систему объективных критериев. Один из них — размер дохода и богатства семьи. Но иногда они не помога­ют, и социологи обращаются к методу опроса, стремясь узнать мнение людей.

Субъективный метод, применяемый во многих социологических исследованиях, обладает недостатком: результат зависит от то­го, как сформулирован вопрос. В конце 40-х годов американский журнал "Форчун" опубликовал сенсационное сообщение: "Америка — общество среднего класса". 80% респондентов отнесли себя именно к нему. Однако после проверки выяснилось, что в анкете предлагалось всего три альтернативы: высший, средний и низший классы. Позднее

провели общенациональное обследование, а в анкету добавили еще од­ну альтернативу—рабочий класс. Теперь уже 50% респондентов от­несли себя именно к нему. Последовал новый вывод: "Америка — обще­ство рабочего класса".

"Форчун" так и не смог доказать, что США есть общество среднего класса. Однако журналисты выяснили любопытное обсто­ятельство. Оказывается, люди испытывают неприязнь к слову "низший класс". Те, кто по своим доходам принадлежал к рабочему классу, с большей охотой отнес себя к среднему, нежели к низшему классу. Поэтому социолог всегда должен учитывать психологию восприятия людей.

Постепенно социологи научились задавать правильные вопросы. В 1964 году Дональд Трейман сформулировал вопрос так: "Если бы Вас попросили использовать одно из названий для обозначения своего социального положения, какое бы Вы предпочли: средний класс, низ­ший класс, верхний-средний класс, рабочий класс, высший класс?"

Адаптировано по источнику: Robertson I. Sociology. —N. Y., 1977.

Наши рекомендации