Понятие социальной роли
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус — структурная ячейка общества, роль — его динамический аспект, ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например законы, являются формальными, другие, скажем умение вести себя за столом, — неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение)1.
Наиболее близкая аналогия — это, пожалуй, элементарная частица в физике. С одной стороны, это корпускула, т.е. структурная единица, обладающее точными пространственными координатами, а с другой — волна, размытое в пространстве пятно, не имеющее точных координат, зато постоянно находящееся в движении. Корпускула и волна — два противоположных и в то же время взаимодополнительных образа элементарной частицы.
Итак, в физике элементарная частица — это единство статического и динамического образов мира. Для описания каждого из них есть свой поня-
1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 90.
тайный аппарат. Точно так же в социологии по поводу статуса и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противореча друг другу.
Различие между двумя важнейшими социологическими категориями очень простое: мы занимаем стагус, но играем роль.
Если статус — это позиция в обществе, то роль — модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль — динамическая характеристика статуса. Поэтому различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статусописывает общество в неподвижности, т.е. раскрывает статическую картину мира. Рольописывает общество в движении, т.е. раскрывает динамическую картину мира.
/Щш i 1/ щ1 of (2ii/\
N ГШ* TV?
С%Ш -■'•■At ■' I '-! —te"*-^4 *~ \A
Рис. 38. Статус — позиция в обществе, а роль — модель поведения в соответствии
с этой ролью
«Социальные роли» — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или теоретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей.
Американский антрополог Р. Линтон,заложивший основы классической теории социальных ролей, полагал, что роль — динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отношении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие ста-
5Б9
туе, реализуются, индивид исполняет роль2. Линтон отделял статус от роли, говоря, что статус человек занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Статус — это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Нередко поведение человека (то, как он играет свою роль) вступает в противоречие с занимаемым им статусом, например нерадивые студенты, грешные священники и бездарные руководители. ПодходЛинтонастал составной частью функционализма — одной из наиболее влиятельных школ современной социологии.
У Т. Парсонса роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент социальной структуры. Пар-
сонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, вто время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые; 3) некоторые роли ограничены, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.
Другой представитель американской социологии К. Дэвис определяет роль «как способ, которым индивид в данный момент времени выполняет требования своего положения»3. В обществе складываются известные традиции, которые говорят, что следует ожидать от роли жены и домохозяйки, а что вкладывается в понятие роли мужа и кормильца. Это некие нормативные эталоны, разделяемые массовым сознанием и регулирующие поведение огромного числалюдей. Влюбляясь в девушку, мужчина обращает внимание на ее индивидуальные качества (рост, приятная наружность, цвет глаз и т.п.) и личностные качества (скромность, верность и др.). Но вступая в брак, он полагается на то, что в новой для себя роли его избранница будет следовать общепринятым эталонам поведения, а именно: быть заботливой матерью, ласковой и внимательной женой, прилежной хозяйкой.
Таким образом, заключение брачного союза, т.е. присоединение (или, скажем иначе, пополнение рядов) к такому важному и чуть ли не самому древнему социальному институту, каким является брак, основано на ролевых ожиданиях. Социологи придают огромное значение связи двух понятий — социального института и социальной роли. То и другое основано на нормативных ожиданиях, социальном поведении, эталонах и стереотипах. Наряду с социологией понятие роли широко используется в социальной антропологии (Р. Линтон, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, С.Ф. Нейдл), в теории малых групп (У.Томас, Ф. Знанецкий,Ч. Кули,Э. Джекобсон), всо-циальной психологии (Т. Шибутани, Э. Зандер и др.), втеории среднего уровня (Р. Мертон), в теории межличностных отношений (К. Рицлер, Э. Шелер), в социометрии (Я. Морено), в теории социализации и психиатрии (3. Фрейд). Роль — это участие (функция) человека или группы в обществе. Этот термин
2 Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936.
■' Davis K. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, № 3. P. 312.
был принят социальными учеными для обозначения участия людей в повседневной жизни. Роли прочно связаны с индивидуальным статусом, который часто фиксирован и предписан.
Основы теории ролей были впервые изложены в книге Дж. Г. Мида «Сознание, личность, общество» (1934). Его теория символического интеракци-онизма базируется на трех положениях: 1) в основе человеческого действия в направлении веши лежит значение, приписываемое этой вещи; 2) значение усваивается и модифицируется через процесс интерпретации, используемой людьми для понимания вещей; 3) каждый из участников действия должен принять во внимание роль другого, т.е. быть одновременно и актером, и зрителем.
Действительно, социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
Каждому статусу соответствует своя социальная роль, которая представляет собой модель ожидаемого поведения: каждый раз мы ожидаем столкнуться с определенным типом поведения, который в нашем сознании ассоциируется с данным статусом человека. Наша культура навязывает нам представление о том, как должен себя вести себя вести примерный руководитель фирмы, учитель, образцовая мать или тренер. Например, представление о хорошем отце связано с понятиями сердечной привязанности, родительской заботы и материальной поддержки. В некоторых обществах статус зятя таков, что в круг его обязанностей входит избегать любых контактов с тещей — вплоть до того, чтобы немедленно исчезать при ее приближении. В других культурах роль зятя состоит в том, чтобы относиться к теще, как к родной матери. Разные культуры диктуют разное отношение к исполнителям одной и той же роли.
С ролью тесно связаны такие понятия, как ролевые ожидания (экспекта-ции), ролевой конфликт, ролевая напряженность (role-strain), ролевой набор (role-set), адаптация к роли и т.п. В связке понятий «статус — роль» ведущее место принадлежит статусу. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Еамлета, подобно тому как множество выпускников медицинского института становятся врачами.
Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. Тоже касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом. Исполняя свою социальную роль, они стремятся приблизить к приписываемому обществом для этой роли эталону поведения. Большинство людей никогда не научится идеально соответствовать своей роли, поскольку приближаться к эталону можно до бесконечности. «В некотором смысле, роль — это путь, которым данный индивид по мере
возможности приближается к модели»4. Никто не вправе сказать о себе, что он идеальный руководитель или идеальный муж.
Индивид, занимающий высокую позицию в обществе (если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа), стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной ролью.
Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, нужно усвоить следующее:
♦ социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
♦ социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
♦ социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.
Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Н. и М., и картина изменилась. Первым делом они по-своему поняли и интерпретировали служебные обязанности. Один посчитал, что являться на работу каждый день необязательно, а второй иначе взглянул на взаимоотношения водителя и пассажиров. Пустой статус превратился в личносто-окрашенную модель поведения — роль.
Латинское слово «persona», сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так, чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника и т.п.
Следовательно, социальная роль и есть маска, которую надевает человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного Я. Все зависит от степени идентификации с ролью.
Автор одного из самых популярных в мире учебников социологии «Приглашение в социологию» (1963), ведущий представитель феноменологической социологии Питер Бергер пишет:
...Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли. Человеческая персона также предстает теперь в драматическом контексте, в полном соответствии с театральной этимологией (persona5 — специальный термин, обозначавший актерские маски в античном театре). Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями. Ранг индивидуальной личности-персоны измеряется числом ролей, которые она умеет играть. Теперь персональная биография пред-
4 Davis К. Op. cit. P. 321.
5 Persona (лат.) — букв.: личина, персона, особа. В современных текстах часто употребляется как синоним слова «личность».
стает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера бытьтем, кого он играет6.
Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал личность.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.
«Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Какие-то из этих ролей мы играем более длительное время, какие-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.
Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.
Вместе с тем нельзя забывать, что социальные роли редко остаются неизменными. Они меняются, когда меняется человек, исполняющий ее и отныне занимающий эту должность. Они меняются с течением времени, поскольку меняются представления людей о том, какой должна быть сегодня данная роль, например роль женщины как хозяйки и супруги. И вообще с ролью очень многое связано, например в нее можно очень долго входить, примеряя новые правила поведения к себе и своему образу жизни; из роли можно выходить, причем и временно, и навсегда. Временный выход из роли предполагает, например, что человек, являющийся президентом страны, в какой-то момент перестает им быть и уходит играть в теннис. Для социолога интересны поведенческие реакции людей при смене ролей: выходитли из своей президентской роли на теннисном корте сам президент, превращаясь в теннисиста-любителя. Как ведут себя его партнеры по игре: подыгрывают ли ему, помня, что это все-таки не рядовой игрок, пытаются ли решить во время поединка свои меркантильные проблемы, сблизиться с первым лицом в государстве и т.п.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996. С. 99-100.
СОДЕРЖАНИЕ РОЛИ
Когда родители приказывают подрастающему сыну возвращаться домой не позднее 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки или напоминают выбросить мусор из ведра, не стоит думать, что у них плохое настроение или они не любят своего ребенка. Просто они исполняют свою социальную роль. Подростку пока этого не понять. У него список ролей очень короткий, а у некоторых он вообще сведен к минимуму. Но когда сын сам становится отцом, он ведет себя точно так же. Подобный театр — если жизнь можно назвать подмостками большой социальной сцены, — продолжается сотни тысяч лет. И всякий раз дети думают: «Вырасту большим, никогда не буду вести себя так». И всякий раз родители ворчат: «В детстве мы были лучше».
Никому не верьте. Всемирная история давно доказала: в социальной жизни все старо и все повторяется из поколения в поколение. Тинейджеры вырастают и превращаются в таких же зануд, как их родители, а они никогда не были лучше своих детей. Об этом знали и в Древнем Египте.
Мы живем по неумолимым законам, наверное, так же, как вращаются планеты, рождаются и затухают звезды. Они объективны и всесильны. Свои законы у небесной механики, свои законы у механики социальной. И одной из важнейших ее пружин выступает социальная роль.
Сравним содержание статуса и роли. У них разные формулы. Содержание статуса составляет совокупность прав и обязанностей. Следовательно. формула содержания социального статуса такова:
С = П + Об,
где П — права; Об — обязанности.
Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Стержнем, объединяющим нормы и ожидания, выступают действия. Следовательно, формула содержания социальной роли такова:
Р=Д + Н + Ож,
где Д — действия; Я—нормы; Ож — ожидания.
Из приведенной формулы видно, что социальным действиям предшествуют ролевые ожидания, которые регулируются культурными нормами. Наша культура навязывает нам представление о том, как должен вести себя «хороший» или примерный учитель, образцовая мать или друг. Например, представление о хорошем отце связано с понятиями крепкой сердечной привязанности, родительской заботы и поддержки.
Стоит обратить внимание на следующее: содержание роли выражает внутреннюю, или качественную, сторону социальной роли. Но у нее имеется и внешний аспект, который свидетельствует, в каких количественных пределах это содержание может изменяться, не теряя своей сути и идентичности. Речь идет о статусно-ролевом диапазоне и статусном имидже.
Ролевые оЖидания
Роль — ясно осознаваемый и социально признанный образец поведения, благодаря которому человек чувствует свое место в обществе. Роль выступает также стратегией действий, помогающей справляться с возникающими проблемами и взаимодействовать с другими ролями, например в системе родительско-детских ролей.
Роль остается относительно стабильной даже тогда, когда одну и ту же позицию занимают разные люди. Множество актрис пробовало себя в роли Джульетты подобно тому, как множество выпускниц медицинского института становятся педиатрами. Каждый человек привносит в роль индивидуальный стиль исполнения, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, которые накладывает общество на конкретную роль.
От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлению о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, что от него ждут окружающие, и понимает, что окружающие станут относиться к нему так, как они видят исполнение данного статуса, а не так, как он намерен исполнять требования этого статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые отвечают правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношения. Президент страны, произносящий написанные для него речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у граждан доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.
Роли отличаются от других вариантов состояний и поведения человека, таких, например, как «веселый» и «грустный», «интроверт» и «экстраверт», главным образом тем, что они вырабатываются в ходе человеческой истории как некие обобщенные модели исполнения социальных функций, требуемые образцы поведения человека. Соответственно возникают и некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. В социологическом языке эти представления именуются экспектациями— ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих. Именно поэтому о человеке «в роли» всегда есть возможность говорить как о хорошем или плохом родителе, руководителе, программисте или бизнесмене. При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории. Последовательное выполнение ряда ролей — «послушного ребенка», «успешного школьника», «студента» или «рабочего» есть условие перехода во взрослый мир, освоения профессий, достижения успехов в жизни7.
Итак, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожиданиялюдей (экспектации). Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Емельянов Е.Н., Поварпицына СЕ. Психология бизнеса. М, 1998. С. 64—65.
Ученики ожидают от учителя вполне определенного поведения — передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что это — поведение, но не ролевое. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, не сочтет неожиданным странное поведение. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответствовать статусу учителя.
Не только окружающие ожидают от исполнителя данной роли определенного поведения, но и сам индивид ожидает одобрения (или порицания) за правильное (или неправильное) выполнение своей роли. Подчиненный трудится лучше, когда его работу одобряет начальник. Одобрение — это признание правильного исполнения роли. Подчиненный постоянно ожидает оценки своих действий, и когда он ее не получает, в его душу закрадывается тревожное ощущение того, что здесь что-то не так, как ожидалось. Предчувствие и ожидание, особенно длительные, разрушающе действуют на человеческую психику. Иногда плохая весть предпочтительнее полной безвестности.
Ожидания не только «пригибают к земле», но и поднимают ввысь. Мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами. Мы пишем, защищаем, прибегаем и совершаем другие действия лучше и с большим энтузиазмом, если знаем, что от нас люди ожидают высоких рекордов, героических поступков, проявления мастерства или великодушия.
Ожидания могут фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами, если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). Ожидания могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.
Итак, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.
Ролевые ожидания включают два элемента: социальные действия и личностные качества. От учителя ожидают не только чтения лекций, проверку домашних заданий и проведения экзаменов, но еще и таких качеств, как объективность, компетентность, честность, ответственность.
Согласно П. Бергеру,
...Роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personal. Следовательно, актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет, как запланировано. Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится
приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Тем не менее, если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и «производит» его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с назначением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою — маршируя в строю»1*.
Социальные действия
Роль — ясно осознаваемый и социально признанный образец поведения, благодаря которому человек чувствует свое место в обществе. Роль выступает также стратегией действий,помогающей справляться с возникающими проблемами и взаимодействовать с другими ролями, например в системе ролей «учитель — ученик».
Действие— единичный акт поведения, состоящий из отдельных движений. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям, а действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а кдействию применимы. Приведенный пример иллюстрирует физические действия. От них надо отличать социальные действия.
Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце XIX — начале XX в. великий немецкий социолог Макс Вебер. Он выделял четыре типа социального действия: 1) целерациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) он использует как «средства» или «инструменты» в своей стратегии действий; 2) ценностно-рациональное, которое детерминируется нашей верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет такое поведение к успеху или нет; 3) аффективное, т.е. эмоциональное; 4) традиционное9.
Первый тип— целе- или/и инструментально-рациональное поведение. Оно предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупку товара, деловую встречу. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны
8 Бергер П.Л. Указ. соч. С. 91-92. Weber M. Economy and Society. Berkeley, 1978. Vol. 1. P. 24-25.
коллектива или толпы. Другая характеристика — ориентация на поведение других людей, предвосхищение его, использование такого предвосхищения как «средства» построения собственных действий.
Второй тип— ценностно-рациональное поведение. Оно базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек можетдаже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например спасении души или чувстве долга. По ним он соизмеряет свои поступки.
Третий тип— традиционное поведение. Его нельзя даже назвать сознательным, ибо в его основе лежит притуплённая реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Таков обычай гостеприимства, существующий у всех народов. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так,а не иначе
Четвертый тип— аффективное, или реактивное, поведение. Аффект —душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия — все это аффективные формы поведения.
Рис. 39. Типология поведения М. Вебера и предмет поведенческих наук
Вебер исключил традиционное и аффективное действие из предмета социологии, так как не считал их социальным действием, но включил целе-и ценностно-рациональное поведение. На пересечении социологии и психологии находится социальная психология, она изучает два средних типа поведения. Общая структура предмета исследования трех наук изображена на рис. 39.
Социология, по Вебсру, должна быть «понимающей», ибо поведения людей осмысленны. Но такое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и поэтому не является предметом изучения психологии. Он — часть социального действия, т.е. такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.
Структура социального действиявключает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожидание» или «аттитюд» и без которого действие не является социальным.
Социальные нормы
Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны. Норма — образец или коллективное ожидание поведения, заученный ответ, который можно назвать общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она — часть социальной позиции, но не выражение этой позиции вдействии10.
Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом.
Например, индивид на улице выступает носителем статуса «пешеход». Его поведение на улице, т.е.как переходить улицу, в какое время и в каком месте, организуется соответствующими нормами. Подчеркнем: речь идет о роли, т.е. поведении, но социальная норма устанавливается не этим конкретным пешеходом, а соответствующими инстанциями и получает закрепление в социальной структуре общества. Норма — командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне, хотя реализуются внутри роли.
Социальные нормы— предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что человек должен говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции.Они:
♦ регулируют общий ход социализации;
♦ интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;
♦ контролируют отклоняющееся поведение;
♦ служат образцами, эталонами поведения.
Как же удается достичь этого при помощи норм? В о-п е р в ы х, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим
Bates F.L. Position, Role, and Status: a Reformulation of Concepts // A Workbook and Reader in Sociology / Ed. by Leon F. Bouvier. Berkeley. California. 1968. P.84—85.
лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими коллегами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и коллегами. Следовательно, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. В о-в т о р ы х, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, передвигаются полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникает беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен,
если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
♦ как стандарты поведения (обязанности, правила) или
♦ как ожидания поведения (реакция других людей).
Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — нарушения привычек. Будь то индивидуальные (не умылся и не причесался) или групповые, в частности семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы —стражники ценностей. Общество ценит то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособного защитить семью презирают, его статус резко снижается. Поскольку зашита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто главный — муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. Современная семья, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо более нестабильна, чем традиционная.
Таким образом, статус, роль и норма — тесно связанные между собой понятия.
Позиция— место в социальной структуре, которое связано с некоторым набором социальных норм".
11 Bergel E. Social Stratification. N.Y., 1962. P. 84.