Укрепление социальных норм

• Средства массовой коммуникации могут инициировать организованное социальное действие «показом» условий, отличающихся от общественно принятой морали.

• Как только об отклонениях становится одновременно известно всем, возрастает напряженность между «индивидуально терпимым» и «общественно приемлемым».

• В условиях современного массового общества функция общественного внимания институализирована в деятельности средств массовой коммуникации.

Изучение движений, инспирированных средствами массовой коммуникации, способствует получению ответов на вопросы об отношении массовой коммуникации и организованного социального действия

Дисфункция наркотизации

• Разрозненные исследования показывают, что все большее время люди затрачивают на потребление материалов средств массовой коммуникации. Информированность о массовых проблемах трансформируется в массовую аппатию.

• Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию.

Социальный конформизм

• Поскольку средства массовой коммуникации поддерживаются большим бизнесом, приводящим в движение существующую социальную и экономическую систему, то массовая коммуникация способствует поддержанию этой системы.

Экономическое давление способствует конформизму посредством «опускания» важных проблем

Влияние на массовые вкусы

• Точка зрения 1: эстетические и интеллектуальные вкусы людей понизились под влиянием потока тривиальных материалов печатных изданий, радиостанций и киностудий.

• Точка зрения 2: Неверно говорить просто о падении эстетических вкусов. Массовая аудитория очевидно включает большое число людей с развитыми вкусами. Однако они оказываются поглащены массами, составляющими новую для произведений искусства аудиторию. Еще вчера элита представляла собой всю аудиторию, теперь она является лишь частичкой целого. Как следствие средний уровень эстетических стандартов и вкусов по­низился. Вместе с тем, вкусы отдельных групп населения несомненно повысились и общее число людей, обращенных к содержанию массовой коммуникации, резко возросло.

Масс медиа необходимы обществу для:

• интеграции

• кооперации

• порядка, контроля и стабильности

• адаптации к изменениям

• мобилизации

• управления напряженностью

• преемственности культуры и ценностей.

Социодинамическая теория коммуникации

Абрахам Моль

• Французский культуролог Абрахам Моль (1920-1992) рассматривал особенности функционирования СМК в опоре на кибернетический подход

• Моль исходил из того, что в современной ему «мозаичной» культуре знания людей о мире формируются не столько благодаря системе образования, сколько за счет деятельности средств массовой коммуникации.

• Для сообщений, распространяемых по каналам СМК, характерна следующая черта – их «движение» происходит в т.н. замкнутых «циклах культуры». Последним свойственно наличие многообразных обратных связей и «контуров», связывающих различные элементы и подсистемы культуры.

Укрепление социальных норм - student2.ru

Концепция массовой коммуникации Н.Лумана

Самовоспроизводство

• Угол зрения, под которым Луман рассматривает общество, заключается в переходе от вопроса "Что такое общество?" к вопросу "Как конкретно оно функционирует?".

• Для ответа на новый фундаментальный вопрос он обратился к теории самовоспроизводящихся (аутопойэтических) систем, которую заимствовал из биологии.

• Социальные системы строятся из операций по воспроизводству самих себя. Их “работа” в обществе — это трансформация невероятности социальной коммуникации в ее вероятность и даже высокую надежность. В этих процессах — сущность общественной жизни.

Общество общества

• Другой причиной, потребовавшей от Лумана отдать себя разработке теории общества целиком, являются сложные "теоретико-познавательные условия", возникшие в социологии ХХ века. Они требуют такую теорию, которая сама была бы "работающей" частью общества, а не просто разделом социологии.

• Оригинальность Лумана в том и состоит, что его теория, в отличие от всех остальных, учитывает, что общество не может быть предметом теории, противостоящим ей — ведь общество представляет собой самую большую социальную систему, включающую все, что создано человеком, в том числе и социологию. Следовательно, общество можно наблюдать и описывать, не извне, не со стороны, а только с помощью теории как части самого общества. Это значит, что у теории изменился предмет и после Лумана он представляет собой уже не только общество, а еще и способ его научного самоописания.

Наши рекомендации