Девиация и формирование преступной личности

Если процесс социализации прошел неуспешно, то социологи говорят о личности с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Исходным термином для понимания сути девиантного поведения служит понятие “социальная норма”. Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы находят свое воплощение прежде всего в юридических законах, морали, этикете и т. п.

В большинстве случаев отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы девиации, связанные с нарушением порядка, взаимодействия между людьми (ложь, грубость и т.п.), фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия.

Методы и средства наказания к устойчивым формам девиаций определяются в зависимости от степени опасности отклонений. При этом имеется в виду, что девиация - это социальное явление широкого значения (от грубости в общественном месте или семье до убийства человека). Поэтому различают девиантное поведение в широком смысле и в узком смысле.

В узком понимании под девиантным поведением понимаются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т. е. не являютсяпротивоправными. Грубость - слабая форма девиации, а такие формы девиации, как алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция являются сильными негативными отклонениями социальных норм общества, они деструктивны и могут вызвать, спровоцировать преступное поведение, т. е. делинквенцию.

В широком понимании к девиантному поведению относят все противоправные формы. Так, самоубийство - это девиация, а убийство другого человека - преступление. Совокупность противоправных поступков, или преступление, получило название делинквентногоповедения (букв. преступное). К такому поведению относятся воровство, мошенничество, грабежи, взятки, хищения, подделка документов, поджоги, промышленный шпионаж и др.

Различают первичную и вторичную девиации:

а)первичнаядевиация - это поведение, которое нарушает общественное правило, но не влечет за собой наказание;

б)вторичнаядевиация - это поведение, нарушающее социальное правило. В результате, нарушителю наклеивается ярлык (стигма, клеймо) девианта и постепенно он сам начинает себя считать девиантом.

В социологии различают категории населения, склонные к девиантному поведению, так называемые группы риска. Это, например, бомжи, проститутки, наркоманы, маргинальные группировки.

Негативные формы социальных отклонений являются патологией, к ним относятся: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. Эти формы дисфункциональны, они наносят ущерб обществу в целом и самой личности конкретно. Исследователи проблемы различают:

1)личности, у которых максимально неодобряемое отклонение: террористы, предатели, преступники, вандалы, нищие и т. п.;

2)личности, у которых, максимально одобряемое отклонение: национальные герои, выдающиеся лидеры, ученые, миссионеры, артисты, спортсмены, писатели и др.

Кроме того, различают следующие основные виды (максимально неодобряемого) отклоняющегося (девиантного) поведения:

1.Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - жадность, зависть, злоба, мазохизм и т. п.

2.Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, друзья и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. Алкоголизм, например, не только разрушает социальные связи личности, её деградации, но может привести и к самоубийству, а также к преступному поведению.

В социологии преступное поведение рассматривается как социальное явление, которое носит деструктивный характер. Преступность - это устойчивая форма девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности и подпадающее под действие уголовного законодательства.

Что является причиной, источником девиантного максимально неодобряемого поведения?

Исследователи указывают на самые различные причины такого поведения: региональные, возрастные, профессиональные, экономические, социально-классовые и др. Большинство из них согласны с тем, что социальное начало превалирует в любом сознательном поведении, оно глубоко переплетается с биологическими элементами структуры личности.

Французский социолог Э. Дюркгейм создал классическую теорию о такой отклоняющейся форме поведения, как самоубийство. Основываясь на концепции аномии, ученый провел исследование самоубийства. Он подчеркивал, что во время кризисов или радикальных перемен уровень самоубийств возрастает. В это время социальные нормы, которые управляют поведением людей, разрушаются и это способствует девиантному поведению, в том числе самоубийствам.

Ученый различает три типа самоубийства:

а)аномическое (люди сводят счеты с жизнью из-за потери жизненной ориентации, нормативного вакуума);

б)альтруистическое ( люди лишают себя жизни из-за чувства долга: солдат бросается на амбразуру, самурай делает харакири и др. );

в)эгоистическое (индивид теряет связь со своей социальной группой, сам решает как поступить в трудной жизненной ситуации).

Используя обширные статистические данные, Дюркгейм установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол, образ жизни и даже время года. Что еще более важно, ученый доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. Другими словами, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок, оно характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, как выражался Дюркгейм, “социальным фактом”. Такие явления наблюдаются в течение длительного времени и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей, поэтому их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.

Рассмотрим некоторые теории личностного развития деликта, в которых раскрывается специфика личности преступника. Каждая из них пытается ответить на вопрос о том, как та или иная личность становитсяпреступником? Какие качества превалируют в своем влиянии на развитие преступной личности: социальные, психические, биологические, ведь эти качества существуют в структуре любой личности? Кроме того, исследователей интересует, можно ли перевоспитать, например, агрессивную личность в добродушную, а жадного в очень щедрого и т.п.? Каждая теория отвечает на эти и другие вопросы по-разному.

Так, например, в антропологической модели итальянского криминолога Чезаре Ломброзо преступление трактуется не как юридическое, а как естественное явление, как продукт нормальной физической, а вместе с тем и психической организации человека. Согласно этой теории, если субъект имеет какие-либо дефекты в своей физической организации, то он в обязательном порядке встанет на путь преступлений. Отсюда понятие “прирождённого преступника”, как человека, преступность которого обуславливается его дефективным физическим состоянием.

Чезаре Ломброзо развивал идею о том, что преступник - особый природный тип, двуногий хищник, в то же время - это больной человек, на преступное поведение которого оказывают влияние целый комплекс факторов: климатические, географические, метеорологические, демографические, экономические, педагого- воспитательные и др.

Преступник - подобен больному, на него надо воздействовать, как лечат, до выздоровления, т. е. исправления. Такая система взглядов привела к появлению теории, согласно которой формирование преступной личности раскрывается как процесс осуществления определенной генетической программы человека, а причины негативных явлений в сознании и поведении людей объясняются биологическими факторами. Некоторые учёные- генетики (неоломброзианцы) полагают, что есть люди с "биологической" предрасположенностью к преступности, у которых существуют "социально-отрицательные инстинкты" (жестокость, мстительности, злобности, лживости и т.п.), кото­рые лежат в основе их правонарушений.

Кроме того, как следует из этих рассуждений, именнонаследственная инертность, безволие являются главными причинами алкоголизма и наркомании. Согласно этой точке зрения, генетические отклонения, приводящие к совершению преступлений, не связаны с теми социально-политическими и экономическими условиями, в которых существует деликт. В качестве подтверждающих аргументов приводится данные о хромосомных и других аномалиях, якобы проявляющихся у правонарушителей.

Социальный психолог Г. Тард (1843-1904) подошёл к объяснению отклонений с психологических позиций, он всё сводит к адаптированности индивида и стремлению к выживанию. Объясняя преступность, как и многие другие социальные явления, ученый исходит из основанной им теории подража­ния. Г. Тард подчёркивает, что всякие сходства социального происхождения представляют прямые или косвенные следствия подражания во всевозможных его видах: подражания - обычаи или подражания - моды, подражания - симпатии или подражания - повиновения, подражания- обучения или подражания - воспитания, подражания слепого или подражания сознательного. По убеждению Г. Тарда, какова бы не была организация общества, подражание всюду следует одному закону: оно распространяется от высшего к низшему, действует изнутри наружу. Человек не рождается преступником, а делается им, сначала поддаваясь заразительной силе примера (подражанию).

Не отрицая социального происхождения преступности, Тард объясняет общест­венную жизнь в целом и ее процессы действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание.

Сторонникипризнанияналичия именно социальныхкорнейпреступности, а следовательно и развитияпреступнойличности, подчеркивают, что преступность,по большей своей части, это отражениежизненныхреалий, когда отключаются нравственные ограничители, а система социального контроля ослабевает или бездействует совсем. При этом учитывается, что внешние обстоятельства, сформировавшие и толкнувшие на преступление, не являются единственным фактором. Причины преступного поведения, лежащие в личностной сфере, заслуживают не меньшего внимания.

Чтобы выявить причины преступного поведения, как правило, отслеживаются все этапы социализации личности (особенно ранний этап, детство, юношество). Ранний этап протекает в семье. Известно, что семья - главный агент социализации (особенно, первичной социализации) личности.

Ученые сообщают сведения о кризисе современной семьи, дезинтеграционных процессах в ней, дегуманизации и других тенденциях развития семейных отношений. Не случайно, почти половина подростков, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье.

На изменение семейных отношений оказал огромное влияние процесс формирования рыночных отношений. Например, дети у мам -“челночниц”, реализаторов (это основной костяк малого бизнеса) сегодня остаются без должного присмотра. Отсюда - всплеск ювенальной девиации и преступности. Это, так сказать, с одной стороны.

С другой стороны, многие женщины тоже оказались вовлечены в социально-негативные процессы: безработица (известно, что у безработицы женское лицо), криминальный бизнес, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Преступность среди женщин, как свидетельствует современная статистика, составляет от общей преступности в целом до 13%. Эти цифры имеют стойкую тенденцию к сохранению вот уже несколько лет.

Следовательно, на распространение преступного поведения (мужского или женского) сказываются прежде всего социальные условия, вкупе с экономическими.

Сторонники этой концепции на развитие преступной личности, отмечают наличие внутреннего мира преступника, где реализуется собственная ценностная система потребностей. Именно потребность формирует целенаправленный характер деятельности преступной личности. Ученые определили целый перечень потребностей как мотивов поведения: доминантность (стремление контролировать других и управлять их поведением, т.е. манипуляторы); агрессия (тенденция унизить, опозорить, уничтожить противника); отрицание (неуважение к другим людям); потребностьигры (уход от реальности, от проблем); эгоизм,нарциссизм (самовлюбленность, стремление поставить свои интересы выше интересов других) и др.

Таким образом, смысл успешной социализации в цивилизованном обществе заключается в воспитании и раскрытии потенциалов личности, ее возможностей (талантов, способностей), успешной реализации в социуме. Социализация осуществляется на различных уровнях, в определенном социокультурном пространстве, имеет свои особенности, в зависимости от возрастного этапа, на котором находится индивид, этнонациональных традиций и обычаев и др.

Литература

1.Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек //СОЦИС, 2006, №6.

2.Запесоцкий А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор //СОЦИС, 2006, №12

3.Зубок Ю. А., Чупров В. И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий //СОЦИС, 2006, №6.

4.Зубок Ю. А., Чупров В. И. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси //СОЦИС, 2006, №10.

5.Лисаускене М. В. Поколение next - прагматичные перфекционисты или романтики потребления? //СОЦИС, 2006, №10.

6.Мудрик А. В. Социализация человека. - М., 2006.

7.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1994.

8.Собкин В. С., Абросимова З. Б., Адамчук Д.В., Баранова Е. В. Подросток: нормы, риски, девиация. - М., 2005.

9.Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. - М, 2006.

10.Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1989.

11..Ядов В. А. Социальная идентичность личности. - М.,1994

12..Ядова М. А. Поведенческие установки постсоветского поколения. //СОЦИС, 2006, №10

Наши рекомендации