Сущность культуры как явления социальной жизни и социального института
Понятие «культура» по значению постоянно меняется, обогащается по содержанию, функциям, элементам, по определению.
В современный период культура употребляется во множестве значений. В настоящее время имеется более 500 определений культуры. Под культурой, понимаемой как социальный институт, прежде всего выделяют такие её компоненты как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, информация, взаимодействие, отношение, содержание социальной жизни.
Культура - явление многообразное по характеру, формам своего выражения и функционирования. Она охватывает все достижения общества - материальной и духовной жизни, уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, состояние нравов.
Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох - (античная, средневековье, возрождение, современная), народностей (культура инков, культура майя, культура атлантов), наций, специфических сфер жизни - труда. Это зависит от предмета познания.
Американские антропологи А. Кребер и Х. Клакхон, обогащая основные понятия культуры, выделили три основные характеристики, на которые большинство исследователей обращали внимание.
1. Культура – это то, что отличает человека от животного, то, что свойственно только человеческому обществу.
2. Культура – это то, что не передаётся биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе.
3. Культура передаётся при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов) и связана с идеями.
Отсюда понятие культуры можно определить следующим образом:
Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, который выражен в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности.
В широком смысле культура – всё, что создано или создаётся в обществе человеческой деятельностью. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области языка, науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения, обычаев). С помощью понятия «культура» характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, правовая, политическая, управления и т.д.).
По материальным и духовным ценностям можно судить, каким общество хотело быть и было в действительности, каковы были его представления о себе, что могло оно еще создать, в каком направлении развивалось и изменялось.
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т.е. искусственно созданными. Недаром говорят, что культура это то, что не природа, это то, что отделяет человека от животного. Сам же человек есть начало и результат в развитии культуры, он цель и средство её функционирования, он замысел ее и воплощение.
Культура - это процесс, это социальное движение, это все, что идет от людей как социальных существ и рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.
Итак, мы видим, что понятие культуры многоаспектно:
· это способ жизни и деятельности людей
· это срез общественной жизни
· это социальный институт
· это уровень развития личности и общества
· это система общественных регулятивных норм
· это механизм трансляции опыта
· это то, что позволяет внести в мир, в отношения, в личность человеческое
В целом следует отметить, что настоящей культуре свойственны:
· красота - соразмерность, определенность, органичность и единство в многообразии;
· мера - это разумная ограниченность существования чего-то определенного;
· гармония - это единство составляющих частей в их многообразии;
· творчество - это создание нового, но такого, которое не забывает, не уничтожает старое, а сохраняет его в себе, включает в себя как момент своей истории, как свою предпосылку, меру реакции.
Культура на бытовом уровне, то есть на уровне обыденного сознания - это свойство человека в своем поведении соблюдать тактичность, уважение к другим, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка.
Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.
При этом надо отметить, что существует множество подходов к рассмотрению культуры:
1) с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передаётся социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине);
2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества;
3) аксиологический подход (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества;
4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определённых целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность.
Имеется и другая классификация подходов к культуре:
1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц), элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратлифф-Браун), каждый элемент культуры выполняет определённую функцию – удовлетворяет определённые человеческие потребности и занимают в целостной культурной системе определённое место и несут какую-либо функцию.
3. Согласно адаптивно-деятельностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.