Тема 8. Культура как фактор социальных изменений

План:

1. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры.

2. Основные структурные элементы культуры как основа регуляции социального поведения.

3. Социальная роль религии.

4. Изменения в культуре.

Методические рекомендации:

Культуру изучают многие науки – философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности. У социологии существует свой ракурс изучения: она изучает роль культуры, ее функции в формировании и развитии социальных систем - социальных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересует, каким образом культура, те или иные ее элементы, исторические типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности. Можно выделить такие социальные свойства культуры. Культура – это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми. Поэтому культура – это всегда социальный феномен, обеспечивающий взаимодействие людей. Культура – это всегда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создается возможность предсказуемости социального поведения индивидов. Социальные функции культуры заключаются в следующем. Интегративная социальная функция культуры – благодаря культуре, ее символическим феноменам (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возможны интеграция физически изолированных людей в системы взаимодействий. Культура – это связи, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляющиеся взаимоотношения. Регулятивная социальная функция культуры – с помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло. Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение: 1) информирует индивида о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым другими, и о том, что будет сочтено нежелательным; 2) побуждает, мотивирует человека к поведению, одобряемому в данной группе; 3) налагает ограничения, контролирует поведение людей. Среди элементов культуры можно выделить следующие. Ценности – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Ценности не являются чем-то обязательным для каждого члена общества, однако ориентация на них обществом приветствуется и поощряется, а уклонение в той или иной мере осуждается. Идеология – система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Благодаря общей идеологии происходит идентификация индивидов с группой и групп между собой. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками. Символы – наряду с языком образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Роль символов может играть что угодно, даже обычная одежда и то, как ее носят. Традиции – совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Традиции определяют уклад семьи и общества, отношения между их членами, влияют на социальное разделение труда, предписывают те или иные занятия, профессии, образ жизни, поведение. Ритуалы – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. Основная функция ритуала – сохранить в памяти членов общины события принципиальной важности, реально происходившие когда-то в истории или мифологические, по отношению к которым члены общины ощущают свое единство и солидарность, т.е. на основе которых происходит их самоидентификация с группой. Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Другие отличительные черты обычаев – выработка их несколькими поколениями и малоосмысленное, преимущественно аффективное следование им. Сила и значимость религии в жизни общества не менее велика, т.к. религиозная практика функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее поведение людей. Благодаря этому религия превратилась в мощный элемент социокультурной организации общественной жизни. Из ведущих социальных функций религии прежде всего следует отметить интегративную: религия наделяет каждого члена общества едиными представлениями о конечных смыслах бытия, едиными исходными критериями, правилами игры, которые делают предсказуемым поведение любого человека в данной системе взаимоотношений. Изменения в культуре осуществляются через следующие механизмы. Аккультурация – процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Этноцентризм – мировоззрение, утверждающее превосходство одной культуры над другими. Культурный релятивизм – все культуры рассматриваются как в равной степени достойные уважения. Глобализация культуры – установление в масштабах мира культурных связей глобального характера, разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и многократное усиление их взаимовлияния взаимопроникновения. Этот процесс несет в себе и негативные моменты. Они сводятся к появлению стандартной культурной продукции, распространяемой по всему миру.

Основные понятия:

Культура– это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и действий. Культура через свои элементы – ценности, нормы, традиции, критерии, оценки – регулирует взаимоотношения людей, объединяет их в единую целостность – общество.

Язык – общепринятая в данном сообществе система кодов (сигналов, знаков), имеющих определенный смысл, значения, благодаря которой достигается надежное взаимопонимание – основа социального взамодействия.

Вопросы и задания:

1. Почему культура является одним из объектов изучения социологии?

2. Как понимает и изучает культуру социология?

3. Назовите и охарактеризуйте функции культуры. Приведите примеры действия этих функций из повседневной жизни.

4. Охарактеризуйте элементы культуры, рассматривая их действие в жизни современного общества.

5. Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись».

6. О чем говорят следующие символы: серп и молот, двуглавый орел, красный крест, белый флаг, пионерский галстук, боевая раскраска индейского вождя, герб рыцарского ордена, статуя Свободы, черный пиратский флаг с изображением черепа и костей? Приведите свои примеры символов.

7. Назовите несколько современных ритуалов. Проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции?

8. В чем был смысл замены после Октябрьской революции государственной символики Российской империи?

9. Какие традиции разных народов и культур вам известны? Есть ли между ними что-то общее?

10. Проанализируйте, какие элементы культуры функционируют в социальных группах, участниками которых вы являетесь. Полученные результаты оформите в виде таблицы (таблица 4).

Таблица 4

Элементы культуры

Социальная группа Элемент культуры В чем проявляется
     
     

Темы докладов:

1. Девиантное поведение как социальное явление.

2. Социокультурная динамика в работах П.А. Сорокина.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Доклассический период в развитии социологической мысли (до середины XIX в.).

2. Классический период развития социологической мысли (2-я половина XIX в. – начало ХХ в.).

3. Структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона

4. Конфликтологическая концепция Р. Дарендорфа

5. Этнометодология Г. Гарфинкеля

6. Символический интеракционизм: Дж. Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г. Блумер

7. Структура социологии и социологического знания

8. Место социологии в системе наук

9. Социология и другие науки: история, политология, психология

10. Функции социологии

11. Социальное действие: его типология и специфика

12. Понятие социального взаимодействия, его характеристики и особенности.

13. Теории социального взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж.Г. Мид, Г.Блумер, Г.Гарфинкель)

14. Типология социальных взаимодействий.

15. Этапы социологического исследования

16. Опрос как метод социологического исследования

17. Наблюдение как метод социологического исследования

18. Эксперимент как метод социологического исследования

19. Социальные институты: понятие, признаки и роль в обществе

20. Функции социальных институтов

21. Система социальных институтов

22. Понятие и признаки социальной группы

23. Функции социальных групп

24. Виды социальных групп, выделенные по различным основаниям

25. Социальный статус: понятие, характеристики

26. Виды социальных статусов

27. Социальная роль личности: понятие, основные характеристики

28. Понятие социальной дифференциации и социального пространства

29. Критерии социальной стратификации

30. Социальная мобильность: понятие, виды, типы, формы

31. Типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

32. Концепции постиндустриального общества: Д. Белла, А. Турена.

33. Понятие и признаки социальной общности

34. Виды социальных общностей

35. Маргинальность: понятие, причины

36. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры

37. Основные структурные элементы культуры как основа регуляции социального поведения

Тренировочный тест

1. Центральным понятием социологической концепции К. Маркса является:

А. Общественно-экономическая формация;

Б. Социальная группа:

В. Личность;

С. Социальное действие.

2. Теория иерархии потребностей личности была разработана:

А. А. Маслоу;

Б. О. Контом;

В. Т. Парсонсом;

С. П. Сорокиным.

3. Группа, не существующая в реальной действительности, называется:

А. Номинальной;

Б. Первичной;

В. Референтной;

С. Внешней.

4. С социальной мобильности относят:

А. Смену места работы;

Б. Поездку на море во время отпуска;

В. Повседневные поездки на работу;

С. Утреннюю пробежку.

5. Структуру малой группы изучают методом

А. Социометрии;

Б. Наблюдения;

В. Эксперимента;

С. Контент-анализа.

6. В социальных общностях, в отличие от общества в целом, большее влияние играет:

А. Система неписанных правил и традиций;

Б. Формальное право;

В. Система договоров;

С. Конституция.

7. Кастовая система социальной стратификации сложилась

А. В Индии;

Б. В Древней Греции;

В. В Российской империи;

С. В Древнем Риме.

8. Социальная организация чаще всего принимает структурную форму:

А. Пирамиды;

Б. Куба;

В. Параллелограмма;

С. Шара.

9. К характерным признакам массовой культуры НЕ относится:

А. Анонимное авторство;

Б. Широта охвата аудитории;

В. Коммерческая направленность;

С. Упрощенное содержание.

10. По форме собственности организации и предприятия разделяются на:

А. Государтсвенные и частные;

Б. Экспортирующие и импортирующие;

В. Производственные и непроизводственные;

С. Национальные и международные.

11. Основным ресурсом информационного общества является

А. Знание;

Б. Земля;

В. Труд;

С. Капитал.

12. Семья, когда молодожены проживают отдельно от родителей относится к типу:

А. неолокальному;

Б. Матрилокальному;

В. Патрилокальному;

С. Унилокальному.

13. Процесс, в результате которого личность усваивает систему ценностей и норм конкретного общества , называется

А. Социализацией личности;

Б. Развитием личности;

В. Адаптацией личности;

С. Формированием личности.

14. В качестве примера санкции можно назвать:

А. Наказание;

Б. Институт;

В. Целеполагание;

С. Функцию.

15. К. Маркс опорой общества считал:

А. Пролетариат;

Б. Буржуазию;

В. Интеллигенцию;

С. Крестьянство.

16. К формам массового поведения НЕ относится:

А. Голосование;

Б. Паника;

В. Бунт;

С. Истерия.

17. Среди стилей управления в группе НЕ выделюсь стиль :

А. Руководящий;

Б. Демократический;

В. Попустительский;

С. Авторитарный.

18. Для класса как стратификационной общности, НЕ характерен следующий признак

А. Закрепленность профессионального статуса по рождению;

Б. Отсутствие собственности на средства производства;

В. Способ получения дохода;

С. Наличие собственности на средства производства.

19. Автором работы «Государь», считавшим, что «цель оправдывает средства» и, что в политике можно пренебречь нормами морали, является:

А. Н.Макиавелли;

Б. Платон;

В. Г. Спенсер;

С. Т. Гоббс.

20. Социальные нормы, которые фиксируют устоявшийся порядок поведения людей, основанный на привычках и поддерживающийся силой общественного мнения – это

А. Нормы обычая

Б. Правовые нормы

В. Эстетические нормы

С. Политические нормы

21. В индустриальном обществе социальная мобильность зависит от

А. Личной воли и целеустремленности;

Б. Религиозной принадлежности;

В. Сословных требований;

С. Происхождения.

22. Какая из перечисленных международных организаций представляет социальное движение «инвайронментализма»

А. «Гринпис»;

Б. ОПЕК;

В. ФИФА;

С. НАТО.

23. Общество можно характеризовать, как развивающееся прогрессивно, если

А. Социальные изменения оптимально решают определенную социальную задачу;

Б. Изменяются все стороны жизни личности;

В. Происходят позитивные социальные изменения;

С. Значительно понижается уровень производительности труда.

24. Исторически первой формой социальной стратификации можно назвать:

А. Рабство;

Б. Сословия;

В. Страты;

С. Классы.

25. Особенностью наблюдения как метода социологических исследований является

А. Невозможность наблюдать мысли, чувства, ценностные ориентации людей;

Б. Невозможность наблюдать движения и мимику людей;

В. Возможность наблюдать мысли других людей;

С. Невозможность наблюдать словесные высказывания.

26. Автором структурно-функционального анализа в социологии является

А. Т. Парсонс;

Б. Э. Дюркгейм;

В. П. Сорокин;

С. М. Вебер.

27. Процесс усвоения новых социальных норм взамен утраченных или их восстановления называется:

А. Ресоциализацией;

Б. Мобильностью;

В. Десоциализацией;

С. Образованием.

28. Государство учитывает общественное мнение при принятии решения в _________ обществе

А. Правовом;

Б. Тоталитарном;

В. Демократическом;

С. Любом.

29. Состояние общества при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок, называется

А. Аномия;

Б. Эволюция;

В. Апатия;

С. Реформа.

30. Процесс заимствования культурных образцов и ценностей «западного мира» называется

А. «Вестернизация»;

Б. «Африканизация»;

В. «Модернизация»;

С. «Ассимиляция».

31. В социологии под термином личность понимают

А. Социальную сущность индивида;

Б. Человека как представителя человеческого рода;

В. Яркую неповторимую индивидуальность;

С. Совокупность черт отличающих одного индивида от другого.

32. Критерием стратификации НЕ является

А. Характер;

Б. Интеллект;

В. Власть;

С. Образование.

33. К видам социальных статусов личности можно отнести

А. Приобретенный и предписанный;

Б. Эмоциональный и поведенческий;

В. Целевой и мотивированный;

С. Ролевой и функциональный.

34. Силой государства обеспечиваются нормы:

А. Правовые;

Б. Моральные;

В. Религиозные;

С. Эстетические.

35. Социология – отрасль знания

А. Все ответы верны;

Б. Прикладная;

В. Теоретическая;

С. Эмпирическая.

Список литературы

а) основная литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М. : Альфа-М : НИЦ Инфра-М, 2012. - 464 с.

2. Добреньков, В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.

3.Игебаева, Ф. А. Социология: учебное пособие / Ф. А. Игебаева. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с.

4. Коваль, И. В. Социология для студентов СИБУПа / И. В. Коваль. - Красноярск : НОУ ВПО СИБУП, 2013. - 329 с.

5. Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров; рекомендовано Мин. образования / А. И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 525 с.

6. Яковлев, А. М. Социальная структура общества и права: учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / А. М. Яковлев. - М. : НОРМА, 2012. - 368 с.

б) дополнительная литература:

1. Антонов, А. И. Социология семьи: учебник / А. И. Антонов [и др.] ; под ред. А.И. Антонова. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 640 с.

2. Воронков, В. Социальное неравенство / В. Воронков, М. Соколов. – М.: Алетейя, 2008. – 162 с.

3.Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2009. – 608 с.

4. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005. – 528 с.

5. Комлев, Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. / Ю.Ю.Комлев, Н.Х. Сафиуллин. - Казань: КЮИ, 2006. – 222 с.

6. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность. (Социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2003. – 512 с.

7. Добреньков, В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. В 15 томах. М.: ИНФРА-М, 2003-2007. – 944 с.

8. Тихонова, И. Социальная стратификация в современной России / И. Тихонова. – М.: ИС РАН, 2007. – 320 с.

9. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р. К. Мертон пер. Е. Егорова, З. Каганова, В. Николаев, Е. Черемиссинова. - М.: Аст, 2006. – 880 с.

10. Новейший социологический словарь / А. Гришанов, В. Абушенко, Г. Евелькин, Г. Соколова, О. Терещенко. - М.: Книжный Дом, 2010. – 1312 с.

11. Синельников, А. Б. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования) / А. Б. Синельников, В. Медков, А. Антонов. – М.: КДУ, 2009. – 288 с.

12. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

13. Сорокин, П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколова. - М.: Академия, 2005. – 560 с.

14. Словарь-справочник по социологии / А.А. Акмалова, В.М. Капицын, А.В. Миронов, В. К. Мокшин. – М.: Дашков и К, 2011. – 304 с.

15. Социологический энциклопедический толковый словарь / С.А. Кравченко. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – 408 с.

16. Социологический словарь / Г. Осипов, П. Москвичев, О. Чернощек. – М.: ИСПТ РАН, 2008. – 608 с.

17. Современная западная социология. Хрестоматия / Г. Соколова, Л. Титаренко. – М.: Тесей, 2008. – 520 с.

18. Тихонова, Н.Е. Социальная стратификация в современной России: Опыт эмпирического анализа. - М.: ИС РАН, 2007. – 320 с.

19. Тощенко, Ж.Т. Человек парадоксальный / Ж. Т. Тощенко 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2008. – 543 с.

20. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций / С. П. Хантингтон. – М.: АСТ, 2014. – 576 с.

Учебное издание

Фомина Наталья Валерьевна

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»

Составитель Н.В. Фомина

Редактор В.А. Козловская

Оригинал-макет и вёрстка Н.В. Скачилова

Подписано в печать Сдано в производство
Формат 14,85х21,0 Бумага потребительская.
Печать трафаретная. Усл. печ. л.
Изд. № Заказ №
Тираж экз. завод - экз.

_______________________

Редакционно-издательский центр НОУ ВПО СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская, 7 «А», т. 223-33-13

Наши рекомендации