Социология политики: Власть как социальное явление
Социология политики- наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. С.П. - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о П. - политологией.
Исследователи политических наук и политической социологии: исследование элит – В. Парето; господство класса – Моска; полит. Партий – Р. Михельс; групп давления и лоббизма – А. Бентли. Отечественные социологи: консерваторская мысль – К. Н. Леонтьев, Данилевский, Страхов; либер. мысль – М. М. Ковалевкий, С. А. Муромцев, Кареев и др.; маркист. Мысль – М. А. Бакунин, П. А. Коропоткин, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.
1. По своей природе власть представляет собой социальное явление, поскольку возникает в обществе. Власть выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Исследователи придерживаются разныхподходов в определении социального содержания власти:
· сущностный подход рассматривает власть как особую субстанцию, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной и концентрированной в человеке энергии, силе, заставляющей другихлюдей повиноваться. В таком понимании власть выводится из природы человека, его естественных свойств. Стремление к власти, подчинению своей воле других индивидов лежит в основе поступков и действий человека. При этом политикарассматривается как столкновение устремлений к власти;
· социологический подход характеризует власть как отношение, взаимодействие двух сторон. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом и объектом власти. Субъект власти - тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Объект власти - тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, то есть с характером требований, предъявляемых субъектом. Эти подходы породили множество определений власти.
2. В определении понятия "власть" исследователи придерживаются разных концепций:
биологическая концепция власти (М.Марсен) рассматривает ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека, по своей природе являющегося существом биологическим;
бихевиористская концепция власти исходит из того, что власть является особым типом поведения, основанным на возможности одних повелевать другими. Природа власти выводится из естественных свойств человека. Доминирующей чертой человеческой психики и сознания считается стремление к личной власти, во что бы то ни было подчинить другого своей воле. Общество стабильно тогда, когда существует баланс, равновесие политических сил;
психоаналитическая концепция власти (З.Фрейд, К.Юнг) находит источники власти в господстве бессознательного над человеческим сознанием и поведением. Стремление к власти рассматривается либо как проявление подавленных сексуальных влечений, либо как трансформация психической энергии, либо как средство компенсации неполноценности. Наличие у человека особых психических бессознательных установок делает его предрасположенным к определенным типам поведения;
телеологическая концепция понимает власть как способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов. Властные отношения включают не только взаимодействие людей, но и с природой;
конфликтологическая концепция власти определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Центральное место в этой концепции занимает марксистское понимание власти, где происхождение власти связывается с возникновением социально-экономического неравенства и расколом общества на враждебные классы. Власть становится средством обеспечения управления обществом в условиях классовой борьбы. Поэтому власть выражает волю экономически господствующего класса и реализует его интересы;. структурно-функциональная трактовка власти рассматривает ее как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на разделении функций между управляющими и управляемыми. Коллективное существование людей, их совместная деятельность невозможны без власти, поскольку именно власть вносит целесообразность в отношения между людьми. Власть закрепляет за людьми выполнение определенных функций и наделяет соответствующими статусами, тем самым привносит в их сознание идеи порядка, гармонии, целесообразности;. трактовка власти как результата отношений выводит власть из взаимодействий между социальными субъектами, один из которых влияет на второго. Власть возникает как отношения зависимости. Власть не возникает без наличия субъектно-объектных отношений: взаимодействие субъекта властной воли и объекта властного воздействия.
Все многообразие определений власти можно свести к двум группам:
· власть рассматривается как свойство личности, как некая сущность, вещь, энергия, обладание которой дает возможность одному человеку повелевать другим;
· власть понимается как отношения зависимости между субъектом власти и ее объектом.
Властьесть непременная сторона человеческого общежития; она обусловлена необходимостью подчинения единой воле всех участников любого сообщества людей в целях обеспечения его целостности и стабильности. Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Научный подход к анализу феномена власти требует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов – семейной, школьной, производственной, политической, международной и иной.