Между двумя переписями на 40 процентов увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке, и на столько же - разведенных
В РОССИИ НА КАЖДУЮ 1000 БРАКОВ ПРИХОДИТСЯ 800 РАЗВОДОВ
Свадьбы в России играют все реже. Все меньше народу идет "под венец", все больше граждан вообще никогда не были в ЗАГСе. А те, которые все-таки решаются там побывать, с легкостью возвращаются обратно - чтобы развестись. Сегодня на каждую тысячу браков приходится более 800 разводов.
Детей у нас становится все меньше: в 1989-м их было 36 миллионов, сегодня 26,3 миллиона. Во-первых, растет число бездетных семей, во-вторых, семьи становятся малочисленными: 65 процентов родителей ограничиваются одним чадом, 28 процентов - двумя, лишь у 7 процентов растут трое и больше малышей.
Социологи говорят, что после развода женщина с ребенком (да и без ребенка тоже) имеет мало шансов вновь выйти замуж. Не потому, что "не берут", а просто не за кого: высока смертность мужчин работоспособного возраста. Количество женщин "за тридцать" значительно превышает количество мужчин.
Сегодня без попечения родителей остались около 0,7 миллиона российских детей, и треть из них находятся в сиротских учреждениях. 280 тысяч родителей стоят на учете, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома. Многое из того, что происходит сегодня с российской семьей, есть и за границей. Более позднее вступление в официальный брак, рост количества незарегистрированных союзов, отказ от одного-единственного брака на всю жизнь в пользу нескольких, отложенное "на потом" рождение первого ребенка, снижение количества детей в семье - тут мы от Запада не отличаемся.
Правда, иногда возникает сомнение, что причины этих тенденций у нас и у Запада одни и те же. Конечно, смягчение общественной морали, противозачаточные средства, карьерные устремления женщин - есть и там, и тут. Но у нас, похоже, один из важнейших факторов - бедность, отсутствие социальных гарантий, ужасный уровень медицинской помощи, алкоголизм, жилищные проблемы.
Опросы показывают, что обеспеченная семья с двумя детьми в случае, если заболевает один из детей или один из родителей, очень быстро скатывается к нищете, и уже ничто ее из этой нищеты не вытащит. Недавний опрос Левада-центра свидетельствует, что нищеты у нас боятся все, даже успешные люди. Второй ребенок - это показатель не только крепости семьи, но и уверенности в завтрашнем дне. А ее у большинства россиян пока нет.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
КОЛИЧЕСТВО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЖЕНИХОВ И НЕВЕСТ ТОЛЬКО ВЫРОСЛО
В 1989 году (когда была проведена предпоследняя перепись населения) в России было 36 миллионов детей до 16 лет. По данным переписи 2002 года, их количество сократилось на 27 процентов (т.е. на 9,7 миллиона), до 26,3 миллиона человек.
В 1989 году в России насчитывалось 17,9 миллиона человек старше 16 лет, никогда не состоявших в браке.
В 2002-м - 24,9 миллиона. Состояли в браке 72,5 миллиона и 67,9 миллиона. Разведенных было 7,9 миллиона, а два года назад - 11,2 миллиона. Надо заметить, что за это время количество потенциальных женихов и невест только выросло: в 89-м их было 111 миллионов, в 2002-м - 118,7 миллиона.
Между двумя переписями на 40 процентов увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке, и на столько же - разведенных.
В последнее время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тысяч браков (в 1989 году расторгнуто 583 тысячи), в результате около 400 тысяч несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей.
ВИКТОР ШЕПЕЛЬ: "ИМИДЖ СЕМЬИ - ЭТО ИНТИМ, ЛЮБОВЬ И УЮТ"
Известный имиджеолог провел небольшое исследование, насколько довольны имиджем своей семьи наши граждане. О его результатах Виктор ШЕПЕЛЬ рассказывает обозревателю "Известий" Анне АМЕЛЬКИНОЙ.
Президент лиги профессиональных имиджмейкеров, доктор философских наук Виктор ШЕПЕЛЬ проблемами облика современной российской семьи занимается более десяти лет. Он утверждает: имидж - не внешняя оболочка. Шепель говорит: имидж семьи - дело, скорее, внутреннее и одежда в нем играет далеко не первую роль.
Недавно Шепель провел исследование среди москвичей и жителей Московской области на тему отношения к имиджу своей семьи.
Результаты опроса оказались неожиданными. Удовлетворены обликом своих семей жительницы Московской области (70 процентов против 33 у мужчин) и мужчины в столице (60 против 43 у женщин).
- В крупном городе семья менее стабильна, чем в небольшом, поэтому женщины в провинции имеют все основания быть довольными своими гнездами, - объясняет имиджеолог.
- Почему же тогда мужчины в городе больше довольны своей семьей, чем сельские?
- Это объясняется просто. Городским мужчинам легче ходить "налево". Поэтому они довольны и семьей, и личной жизнью. А у их собратьев из области - проблемы: в маленьком городе все на виду, романов на стороне не покрутишь. Зато жены ими довольны: вечером муж дома, а не на "совещании" у шефа.
- Виктор Максимович, что же такое имидж семьи? Общий стиль одежды? Поведение на людях или что-то другое?
- Культурный человек следит за собой не для того, чтобы удивить других. А для того, чтобы самому было приятно. Поэтому имидж семьи - не то, что лепится на показ, а что заставляет членов семьи дорожить обществом друг друга, своим домом, семейным духом. Имидж - это честь семьи. Фамильная честь. Раньше в России это ценилось высоко.
- С чего надо начинать строить имидж семьи?
- С создания домашнего уюта.
- А что такое домашний уют?
- Это когда тебе из квартиры уходить не хочется. Как правило, это не те квартиры, где все пышет богатством. Жить в музее человеку несподручно. А уют не требует больших материальных затрат.
- Что еще составляет имидж семьи?
- Интимные отношения. Имею в виду не только секс. Только в семье между людьми возникает безраздельное доверие друг к другу. Когда человеку некому себя доверить, он начинает накапливать в себе отрицательную энергетику. А нереализованная информация, накопленная человеком, со временем приобретает отрицательный заряд. Именно из-за отсутствия интимных, доверительных отношений 40 процентов наших семей находятся на грани распада.
- А как создать интим?
- С общения. Где мы чаще встречаемся? За столом! Начинать надо с традиции воскресных обедов, например. При этом не обязательно готовить что-то этакое. Но... должна быть праздничная скатерть, салфетки, красивая посуда, создающая особое настроение. И, конечно, само общение с детьми и старшим поколением, которое этим общением обделено. Как-то у Макаренко спросили, с чего надо начинать воспитание ребенка. Он ответил: "Начните с чистой скатерти".
- Многие вам возразят, сказав: "Вечером после работы мне совсем не до имиджа семьи…".
- Вы пришли с работы усталые. Это объяснимо. Но это не оправдывает вашего нежелания нормально выглядеть в кругу домашних. Я советую своим клиентам, возвращаясь домой со службы, говорить: "Как я рад, что я дома!" Получается далеко не у всех.
- И все-таки как мы должны выглядеть дома? Выбор домашней одежды в магазинах не велик.
- Отсутствие красивой домашней одежды - грустная особенность нашей жизни. У нас ее не производят. Дизайном домашней одежды серьезно никто не занимается. Приличной пижамы для мужчин просто не купишь. Домашняя одежда должна быть удобной, чистой и выдержанной в одном стиле. Если вы считаете себя спортивной семьей - можно и в хорошем спортивном костюме дома быть, а ежели вы все-таки поклонники халатов, то можно купить и мужу, и жене халаты в одном стиле и цветовой гамме. У малышей уважение к своей одежде воспитывайте "с младых ногтей". Одевать ребенка красиво надо каждый день, а не только выходя "в люди".
- Имидж семьи с годами меняется?
- Имиджем российской семьи я начал заниматься с 90-х годов. А меняется он вместе с изменением экономических условий в стране. Люди становятся более грамотными, стали большое значение придавать экологии, брэнду семьи. В 70-х годах положительный имидж семьи создавал ребенок, терзающий пианино, и родитель, работающий в закрытом НИИ, а сегодня имидж "ячейки" - это правильное питание и хорошее базовое образование не только детей, но и родителей.
АНАСТАСИЯ НАРЫШКИНА