Н. Лейкнинс Статус домохозяйки
Самая большая трудность постижения жизни — поиск своего места в этом размеренном обществе. Роли заранее предопределены и растолкованы со школы; здесь — ты налогоплательщик, здесь — работник, там — родитель и т.д. А если ты приехал из другой страны — добро пожаловать на бесплатные курсы датского языка для вживания в это общество. Интеграция — одно из самых популярных понятий этого общества! Полгода, год, полтора в школе — вот после этого начинаются уже и проблемы. Образование наше здесь не признается. Хотя большинство из нас имеет высшее. Чтобы получать социальное пособие, нужно, чтобы совокупный доход в семье был низок, и это очень редко, ведь муж-то работает. Есть еще возможность получения пособия из кассы безработицы, но для этого нужно проработать на постоянном месте в Дании не менее года и выплачивать взносы в эту самую кассу. А работу помогают искать только тем, кто получает какие-либо пособия. Так что ты вроде как есть, а вроде как тебя и нет. В Дании работает более 80% женщин, статус домохозяйки невысок. Даже если в семье денег хватает, все рав-
но неработающая женщина вызывает недоумение у окружающих. Да и трудно прожить на одну зарплату... Пытаются девушки самостоятельно найти работу — почти невозможно, здесь нет расизма, все всех любят, но почему-то именно иностранцы получают ответы: «Большое спасибо за Ваше обращение, но на собеседование
отобрали других кандидатов. Желаем Вам дальнейших успехов в поиске работы». 10-20-40-70 отказов, и идут инженеры мыть туалеты, а учителя присматривать за стариками в многочисленных домах престарелых. Сокращено по источнику: Lieknins N. Капли датского короля для русских невест. — http:// www.newwoman.ru/zamuzh_karpan.html.
Гусев А. Немного о демографии. — http://nmgazette.narod.ru/The_Article2.htm.
старалась за двоих. Американская кинозвезда Джейн Фонда была молчаливой, на все согласной матерью и домашней хозяйкой при первых двух мужьях, хотя всегда зарабатывала больше всех в семье и являлась главным кормильцем и при этом была популярной киноактрисой и сильной личностью. Три года до окончания гимназии А. Чехов жил в Таганроге один без материальной поддержки родителей, зарабатывая уроками, страдая от унизительной бедности. После переезда в Москву и поступления на медицинский факультет университета его жизнь не стала легче. Двадцатилетний студент стал единственным кормильцем многочисленной семьи, зарабатывая литературной деятельностью.
Обычная практика в европейских странах и в России такова: в случае развода ребенок остается с матерью, среди женщин выше доля единственных кормильцев семьи, и это заставляет их более высоко оценивать значимость государственной материальной поддержки в случае потери работы.
В России у жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.
КОРМИЛЕЦ — физическое лицо, обеспечивающее содержание других физических лиц или обязанное обеспечивать такое содержание. В праве социального обеспечения смерть кормильца влечет возникновение права на пенсию по случаю потери кормильца у нетрудоспособных членов семьи умершего, состоявших на его иждивении. В гражданском праве (ст. 1088 ГК РФ) в случае смерти кормильца лицо, несущее за это гражданско-правовую ответственность, обязано возместить вред, связанный с потерей кормильца.
Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли — общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.
Не менее важно, чтобы обе составляющие — престиж профессии и за-рабаток — совпадали. Преподавание — высокопрестижное, но малооплачиваемое занятие. А у жены, работающей продавцом, малопрестижное, но высокооплачиваемое занятие. При таком раскладе могут возникнуть проблемы в определении того, кто в семье выступает кормильцем. В данном примере жена кормит семью, а муж определяет ее социальный статус. В идеале желательно, чтобы обе функции выполнялись одним лицом, а именно — мужем.
Из двух характеристик — престиж и деньги —сегодня важнее оказываются деньги, а завтра, когда дети вырастут и их придется вводить во взрослую жизнь, приоритетным окажется престиж. Важно, чтобы жена, заглядывая в будущее, не разочаровалась в настоящем.
Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.
Многие женщины выполняют домашнюю работу в дополнение к своей основной деятельности, для других домохозяйка — основной и единственный статус.
Социальный партнер
Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.
Рассмотрим пример: супружеская пара принимает гостей. Как ведут себя супруги? Муж встречает гостей, а жена готовит на кухне. Это разделение труда. Но особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие поведенческие модели:
♦ способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
♦ не противоречить, а поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
♦ умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим. Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены
как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель разная в разных обществах и различных группах: в высшем классе (крупные бизнесмены), в среднем классе (интеллигенция), в низшем классе (рабочие).
Для каждого класса существуют свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: гостям демонстрируют шикарный особняк и автомобили, коллекцию дорогих предметов, престижные знакомства. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепления уже существующих деловых связей.
В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки — поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения — получить одобрение своих поступков от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы (друзья «лечат» душу и дают психологическую разрядку) тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу — сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья — это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.
Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социаль-
ного партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.
Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов вдвое увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними возможны дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены — заклятые враги.
Решение большинства семейных вопросов, например выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. — все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.
Социализатор
Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Создать семью и иметь детей — глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда они выходят на первый план и замещают первую из рассмотренных ролей —
сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак: одни считают мужа всего лишь средством для обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотно шения, а в детях видят обузу. Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (например, дочери передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми, гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества дочерям (вязание, шитье).
Данные социологических исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют, что в большинстве случаев женщина на первое место ставит детей. Это объясняется огромным количеством разводов, непрочностью семейных уз, пьянством мужа. В случае конфликта женщины обычно оставляют себе детей, а не мужа. Вероятно, в этом проявляется более высокая социальная ответственность женщины в современном обществе и ухудшение ценностной шкалы мужчин.
В воспитании детей у супругов неодинаковая нагрузка. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Подобная диспропорция отчасти объясняется большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, когда муж недогружен домашними заботами, а жена переобременена ими.
Отцам трудно дается выполнение родительской роли. Сегодня она стала особенно сложной и проблематичной. Их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей, не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют. По мнению опрошенных уфимских школьников, отцы — свыше трети из них — практически не занимаются домашними бытовыми делами, у двух третей отцы не помогают им в учебе, не обсуждают с ними книги, фильмы, телепередачи. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» —дети, начиная с 5 класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер, — отцы. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми — совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Р.«: --■/>. 3 восг;и!>!эш;и дтчсч у су прудив чеодиноковая нагрузка
Взаимоотношения отцов с детьми (согласно исследованиям, старшеклассники в России, как впрочем и в других странах, чаще ощущают близость с матерью и откровеннее с ней, чем с отцом) осложняется меньшей экспрессивностью мужчин, неумением большинства из них выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.
Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим в обществе, а все другое — благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети — появятся сами собой, как приложение к социальному статусу. Возиться с детьми и разводить «телячьи нежности» — не мужское занятие. Сыновей воспитывали в дефиците эмоциональной нежности. Позрослев, они недодавали психологическое тепло своим детям и жене. Сегодня ситуация кардинально поменялась, но ус-певаютли за ней измениться инертные общественные стереотипы?
Сегодня, для того чтобы иметь авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, — чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятую в сообществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми.