Н. Лейкнинс Статус домохозяйки

Самая большая трудность постижения жизни — поиск своего места в этом размеренном обще­стве. Роли заранее предопределены и растолко­ваны со школы; здесь — ты налогоплательщик, здесь — работник, там — родитель и т.д. А если ты приехал из другой страны — добро пожало­вать на бесплатные курсы датского языка для вживания в это общество. Интеграция — одно из самых популярных понятий этого общества! Пол­года, год, полтора в школе — вот после этого начинаются уже и проблемы. Образование наше здесь не признается. Хотя большинство из нас имеет высшее. Чтобы получать социальное по­собие, нужно, чтобы совокупный доход в семье был низок, и это очень редко, ведь муж-то рабо­тает. Есть еще возможность получения пособия из кассы безработицы, но для этого нужно про­работать на постоянном месте в Дании не менее года и выплачивать взносы в эту самую кассу. А работу помогают искать только тем, кто полу­чает какие-либо пособия. Так что ты вроде как есть, а вроде как тебя и нет. В Дании работает более 80% женщин, статус домохозяйки невы­сок. Даже если в семье денег хватает, все рав-

но неработающая женщина вызывает недоуме­ние у окружающих. Да и трудно прожить на одну зарплату... Пытаются девушки самостоятельно найти работу — почти невозможно, здесь нет расизма, все всех любят, но почему-то именно иностранцы получают ответы: «Большое спаси­бо за Ваше обращение, но на собеседование

Н. Лейкнинс Статус домохозяйки - student2.ru

отобрали других кандидатов. Желаем Вам даль­нейших успехов в поиске работы». 10-20-40-70 отказов, и идут инженеры мыть туалеты, а учи­теля присматривать за стариками в многочис­ленных домах престарелых. Сокращено по источнику: Lieknins N. Капли дат­ского короля для русских невест. — http:// www.newwoman.ru/zamuzh_karpan.html.

Гусев А. Немного о демографии. — http://nmgazette.narod.ru/The_Article2.htm.

старалась за двоих. Американская кинозвезда Джейн Фонда была молчали­вой, на все согласной матерью и домашней хозяйкой при первых двух мужь­ях, хотя всегда зарабатывала больше всех в семье и являлась главным кор­мильцем и при этом была популярной киноактрисой и сильной личностью. Три года до окончания гимназии А. Чехов жил в Таганроге один без матери­альной поддержки родителей, зарабатывая уроками, страдая от унизитель­ной бедности. После переезда в Москву и поступления на медицинский фа­культет университета его жизнь не стала легче. Двадцатилетний студент стал единственным кормильцем многочисленной семьи, зарабатывая литератур­ной деятельностью.

Обычная практика в европейских странах и в России такова: в случае раз­вода ребенок остается с матерью, среди женщин выше доля единственных кормильцев семьи, и это заставляет их более высоко оценивать значимость государственной материальной поддержки в случае потери работы.

В России у жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придет­ся содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравни­вает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий соци­альный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие оконча­тельного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

КОРМИЛЕЦ — физическое лицо, обеспечивающее содержание дру­гих физических лиц или обязанное обеспечивать такое содержание. В праве социального обеспечения смерть кормильца влечет возник­новение права на пенсию по случаю потери кормильца у нетрудо­способных членов семьи умершего, состоявших на его иждивении. В гражданском праве (ст. 1088 ГК РФ) в случае смерти кормильца лицо, несущее за это гражданско-правовую ответственность, обя­зано возместить вред, связанный с потерей кормильца.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли — общественный престиж ос­новного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицирован­ная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Не менее важно, чтобы обе составляющие — престиж профессии и за-рабаток — совпадали. Преподавание — высокопрестижное, но малооплачи­ваемое занятие. А у жены, работающей продавцом, малопрестижное, но вы­сокооплачиваемое занятие. При таком раскладе могут возникнуть пробле­мы в определении того, кто в семье выступает кормильцем. В данном примере жена кормит семью, а муж определяет ее социальный статус. В иде­але желательно, чтобы обе функции выполнялись одним лицом, а именно — мужем.

Из двух характеристик — престиж и деньги —сегодня важнее оказываются деньги, а завтра, когда дети вырастут и их придется вводить во взрослую жизнь, приоритетным окажется престиж. Важно, чтобы жена, заглядывая в будущее, не разочаровалась в настоящем.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Многие женщины выполняют домашнюю работу в дополнение к своей основной деятельности, для других домохозяйка — основной и единствен­ный статус.

Социальный партнер

Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «соци­альный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родны­ми и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Рассмотрим пример: супружеская пара принимает гостей. Как ведут себя супруги? Муж встречает гостей, а жена готовит на кухне. Это разделение тру­да. Но особенно ярким доказательством социального партнерства в браке вы­ступают такие поведенческие модели:

♦ способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;

♦ не противоречить, а поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;

♦ умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим. Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены

как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель разная в разных обществах и различных группах: в высшем классе (крупные бизнесмены), в среднем классе (интеллигенция), в низшем клас­се (рабочие).

Н. Лейкнинс Статус домохозяйки - student2.ru

Для каждого класса существуют свой круг социального общения и свой ре­пертуар социального партнерства. В го­стях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превра­щается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: гостям демонст­рируют шикарный особняк и автомоби­ли, коллекцию дорогих предметов, престижные знакомства. Здесь вечерин­ка служит средством установления новых и укрепления уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки — погово­рить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода само­исповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения — получить одобрение своих поступков от значимых других (прежде всего дру­зей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы (друзья «лечат» душу и дают психологическую разрядку) тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу — сплочению и солидари­зации дружеского сообщества. Друзья — это референтная группа, которая вы­ступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся дру­зьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социаль-

ного партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачны­ми узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединя­ются два родственных клана, у каждого из супругов вдвое увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняет­ся. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними возможны дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены — заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. — все это элементы социального партнерства. Иными словами, конк­ретные формы социального взаимодействия.

Социализатор

Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинает­ся с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Создать семью и иметь детей — глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда они выходят на первый план и замещают первую из рассмотренных ролей —

сексуальное партнерство. Разные жен­щины по-разному смотрят на брак: одни считают мужа всего лишь средством для обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотно­ Н. Лейкнинс Статус домохозяйки - student2.ru шения, а в детях видят обузу. Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при кото­ром отец и мать передают своим детям ценностные ориентации, правила по­ведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец переда­ет детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способнос­ти. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (например, дочери передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми, гуманистические, нравственные ценнос­ти. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные ка­чества дочерям (вязание, шитье).

Данные социологических исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют, что в большинстве случаев женщина на первое место ста­вит детей. Это объясняется огромным количеством разводов, непрочностью семейных уз, пьянством мужа. В случае конфликта женщины обычно остав­ляют себе детей, а не мужа. Вероятно, в этом проявляется более высокая со­циальная ответственность женщины в современном обществе и ухудшение ценностной шкалы мужчин.

В воспитании детей у супругов неодинаковая нагрузка. Она больше у жен­щин и меньше у мужчин. Подобная диспропорция отчасти объясняется боль­шей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархаль­ных пережитков, когда муж недогружен домашними заботами, а жена пере­обременена ими.

Отцам трудно дается выполнение родительской роли. Сегодня она стала особенно сложной и проблематичной. Их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей, не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют. По мнению опрошенных уфимских школьников, отцы — свыше трети из них — практически не занимаются домашними бы­товыми делами, у двух третей отцы не помогают им в учебе, не обсуждают с ними книги, фильмы, телепередачи. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишь­ся своими секретами?» —дети, начиная с 5 класса, ставят на первое место дру­зей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая толь­ко братьев и сестер, — отцы. В некоторых семьях единственная форма отцов­ского общения с детьми — совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологичес­кая близость с отцами.

Н. Лейкнинс Статус домохозяйки - student2.ru

Р.«: --■/>. 3 восг;и!>!эш;и дтчсч у су прудив чеодиноковая нагрузка

Взаимоотношения отцов с детьми (согласно исследованиям, старшекласс­ники в России, как впрочем и в других странах, чаще ощущают близость с матерью и откровеннее с ней, чем с отцом) осложняется меньшей экспрес­сивностью мужчин, неумением большинства из них выражать сравнитель­но тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь це­нимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспи­тания и обучения. В патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь силь­ным и преуспевающим в обществе, а все другое — благоустроенный дом, ува­жение окружающих, послушная жена и дети — появятся сами собой, как при­ложение к социальному статусу. Возиться с детьми и разводить «телячьи не­жности» — не мужское занятие. Сыновей воспитывали в дефиците эмоциональной нежности. Позрослев, они недодавали психологическое теп­ло своим детям и жене. Сегодня ситуация кардинально поменялась, но ус-певаютли за ней измениться инертные общественные стереотипы?

Сегодня, для того чтобы иметь авторитет в семье, мужчина должен обла­дать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, — чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятую в сообществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти яко­бы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоя­нии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окру­жил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрос­лый мужчина не может освободиться. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в се­мье и отношениях с детьми.

Наши рекомендации