Стиль жизни и статусные привилегии
По содержанию статусную почесть можно выразить следующим образом: это специфический стиль жизни, который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представляют собой ограничения «социального» общения (т.е. общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизнеса). Подобные ограничения могут предписывать заключение брака в рамках своего статусного круга, а также могут привести к эндогамному закрытию {closure). «Статус» развивается постольку, поскольку он не является индивидуально и социально иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закрытого типа. Традиционная демократия Америки представляет ныне характерную форму стратификации по «статусным группам», основанную на конвенциональных стилях жизни. Здесь, в частности, к социальному общению, визитам и приглашениям допускаются только жители определенной улицы, которые считаются принадлежащими к «обществу». Дифференциация развивается до такой степени, при которой люди вынуждены подчи-
няться даже условностям господствующей в данный момент и в данном обществе моды. Подчинение моде среди американцев развито в такой мере, какая неизвестна немцам. Подобного рода подчинение служит показателем того, что данный человек претендует называться джентльменом. На основании подобного подчинения решается, по крайней мере prima facie, что он будет рассмотрен в таком качестве. И это признание на-
столько важное, что оно определяет его шансы к трудоустройству в «шикарное» учреждение, а кроме того, возможности социального общения и заключение брачных уз с представителями «уважаемых» семейств, что у немцев кайзеровской Германии квалифицировалось как должный порядок вещей. Старинные и богатые семьи с хорошей родословной, например «П. С. В.», т.е.
: Parkin F. Max Weber: Criticism and Interpretation. L.; N.Y.. 1990. P. 98-99.
комитетом другого класса, но скорее организованной статусной группой. В техническом смысле бюрократия не является классом и не может на равных с ним участвовать в борьбе за власть. Бюрократия — самая мощная и влиятельная из всех статусных групп. Она контролирует служебную карьеру других, распределение ресурсов общества, не обладая при этом привилегиями собственника и преимуществами рыночной монополии'.
Если классы различались друг от друга жизненными шансами, то статусные группы — стилем жизни. Стиль жизни выступает у Вебера понятием, конкретизирующим статусные почести, т.е. дарованными, узурпированными или достигнутыми привилегиями, а также уважением, каким пользуется данная группа в общественном мнении. Стиль жизни выражается в особой субкультуре и манерах поведения людей.
Каста, как любая статусная группа, определяется в терминах стиля жизни: какое занятие индивид выполняет, с кем вступил в брак, что предпочитает есть, кто его родители. В современном капитализме статусная стратификация уступает место классовой, однако сохраняет свои позиции статусная власть.
Подобно тому как в разделе о классах Вебер употребляет понятие классовой ситуации, в главе о статусных группах он пользуется термином статусная ситуация.Если первое понятие у него носит исключительно экономический характер, то второе — социальный и политический. В средневе-
«Первые Семьи Вирджинии», реальные или мнимые потомки «индийских принцев» Покахонтов, отцы-пилигримы, жители Нью-Йорка, члены тайных сект, а также представители всевозможных кругов, отделяющих себя от других членов общества какими-либо обозначениями и характеристиками, — все они суть элементы узурпированной «статусной» почести. Развитие статуса — важный вопрос стратификации, основанной на узурпации. Узурпация — естественный источник почти всех статусных почестей, Стратификация по статусам идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных товаров или возможностей. Конкретные товары становятся объектами монополизации, проводимой статусными группами. В типичном случае это включает «унаследованное земельное владение», а также часто собственность на рабов, крепостных и, наконец, специальные виды торговли. Такого рода монополизация происходит позитивно, если конкретная статусная группа имеет исключительное право на собственность и на распоряжение ею; и негативно, если статусная группа, для поддержания своего специфического образа жизни, не наделяется правами собственности и распорядителя. Решающая роль «стиля жизни» в статусных «почестях» означает, что статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода «услов-
ностей». В какой бы форме это ни выражалось, все «стилизации» жизни либо проистекают из статусных групп, либо поддерживаются ими. Даже если главные статусные условности разнятся очень сильно, они все равно остаются определенными типичными чертами, особенно среди тех страт, которые считаются самыми привилегированными. Говоря достаточно общо, среди привилегированных статусных групп существует статусная дисквалификация, направленная против выполнения физического труда. Дисквалификацией можно назвать переоценку нынешними американцами традиционного подхода к физическому труду. Очень часто занятие рациональной экономической деятельностью, особенно «предпринимательской деятельностью», выглядит как дисквалификация статуса. Артистическая и литературная деятельность, если они нацелены на получение дохода или просто связаны с тяжелыми физическими усилиями, также рассматриваются как унизительная работа. Примером является работа скульптора, если он трудится в своей пыльной мастерской, подобно каменщику, одетый в пыльный халат. Напротив, деятельность художника в студии-салоне и все формы музицирования более подходят образу данной статусной группы...
Источник: Вебер М. Основные понятия стратификации // А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труди экономика. М., 1997. С. 171-173.
3 Parkin F. Op. cit. P. 103-104.
ковой Европе некоторые статусные группы, в частности духовенство и дворянство, официально жаловались королем и парламентом особыми привилегиями, например освобождались от воинского постоя. Напротив, современное общество лишено любых привилегий, которые назначаются группе или индивиду. В связи с этим Вебер пишет, что так называемая современная чистая «демократия» означает такой порядок, при котором никто не имеет узаконенных привилегий4. Хотя в демократическом обществе формально все равны, неформально люди предпочитают общаться, вступать в брак, создавать бизнес или отдыхать с представителями своего круга. При этом под социальным кругом прежде всего понимается статусная группа, а не класс. Все, кто находится в «своем кругу», находится в одинаковой статусной ситуации.
Если классы, согласно Веберу, присущи только капитализму, то статусные группы свойственны всем историческим эпохам. Они представляют некие стратификационные универсалии, подобно выделенным когда-то Дж. Мер-доком культурным универсалиям, которые присущи всем типам культуры. Этот вывод представлен графически на рис. 7.
Рис. 7. Классы и статусные группы в теории стратификации Вебера
Как видим, статусные группы охватывают доиндустриальное, индустриальное и, как показывают современные статистические данные, постиндустриальное общества. Напротив, классы присущи только индустриальному обществу и лишь отчасти постиндустриальному, поскольку, как думают некоторые зарубежные и отечественные социологи, мы движемся к постклассовому обществу. В частности, по мнению В.Л. Иноземцева, в постиндустриальном обществе произойдет деструкция рыночного хозяйства и стоимостных отношений, основанных на частной собственности, материальные факторы и утилитарные цели отойдут на задний план, уступив место знаниям, творчеству и информации, сформируется новая система ценностей и приоритетов. Новый тип общества правильнее именовать посткапиталистическим или даже постэкономическим5.
4 Вебер М. Основные понятия стратификации //А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труд и
экономика. М.,1997. С. 170. ^ Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
С одной стороны, классический капитализм подорвал ту социальную основу, на которой покоились статусные группы, а именно: общественное признание, неформальный престиж, личные почести. Рынок сделал социальные отношения безличными. С другой стороны, он сохранил институт статусных групп и подвел под них иную основу, прежде всего профессиональную. Статусные группы сегодня не исчезли, поскольку сохраняются территориальные, религиозные, этнические группы. Более того, межэтнические и межрелигиозные конфликты выходят сегодня на первый план. Важными остаются тендерные отношения, которые не относятся к классовым.
Вебер полагал, что в моменты стабилизации общества статусные группы и статусная стратификация укрепляются, а в периоды экономического кризиса возрастает роль классовой стратификации6.
Статусные группы не остаются неизменными. Поскольку социальная структура традиционного общества покоилась преимущественно на приписываемых (аскриптивных) статусах, то и статусные группы раньше формировались именно по этому признаку. Феодальная аристократия — яркий пример статусной группы, основанной на предписанных критериях. Напротив, в структуре современного общества преобладают достигаемые статусы, соответственно этому изменилась база формирования статусных групп. Преобладающее их количество относится к профессиональным, а профессия — это позиция, которую индивид достигает и которую ему заранее никто не предписывает.
Другое характерное качество статусной группы —ее престиж. Если в современном обществе классы различаются по объективным, независящим от мнения и взглядов людей, чертам, скажем, доходам, то статусные группы свой высокий или низкий престиж получают через общественное мнение. Так, за мафией закрепился негативный престиж и каким бы богатым ни был крупный мафиози, его престиж останется не просто низким, но негативным. Престижное выделение может состоять в привилегии носить специальный костюм, есть особые блюда, запрещенные для остальных, отдыхать в недоступных другим местах и т.д.
Престиж, или по терминологии Вебера статусная почесть, означает любое качество, присваиваемое группе большинством людей. Это как социальный ярлык, его вешают и снимают. В СССР престиж профессии физика в 1960-е гг. был высоким, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами, т.е. престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий. В других случаях он может никак не связываться с материальными факторами, тем не менее серьезно изменяться. Так, престиж члена КПСС в 1960— 1980-е гг. был очень высоким, поскольку открывал служебные перспективы, а в 1990-е гг. признаваться в своем партийном прошлом для многих стало стыдным.
Внедрение Вебером понятий «статус» и «статусная группа» явилось, по мысли Паркина, крупной научной новацией, направленной против односторонностей чисто классового подхода, особенно против марксистского тезиса о неизбежной поляризации общества7. Тезис Маркса о классовой поляризации общества предполагал, что по мере углубления кризиса капитализма два главных класса становятся все более гомогенными. Промежуточные прослойки в этот момент
6 Weber M. Economy and Society. N.Y., 1968. P. 938. Parkin F. Op. cit. P. 98.
окончательно ослабнут и их растащат по двум полюсам. В противоположность этому Вебер утверждал, что статусные группы, существующие внутри каждого из двух основных классов капиталистического общества, будут укрепляться и солидаризироваться. Поскольку разделение труда со временем усложняется, классы становятся все более гетерогенными и все менее солидарными.
Благодаря теории Вебера можно анализировать общества, которые не поддаются изучению с помощью марксовой концепции, а именно те, которые нельзя отнести к классовым. Так, индийское общество стратифицировано на основе каст, которые относятся к статусным, а не классовым группам. Хотя границы между кастами очень жесткие, они мало связаны с богатством и владением средствами производства8. Каста, как любая статусная группа, определяется в терминах стиля жизни: какое занятие индивид выполняет, на ком женат и т.п.
Статусная стратификация отличается от классовой стратификации рядом особенностей. В классовой стратификации богатство является главным критерием возвышения человека, а в статусной оно не единственный критерий, Парвеню не может достичь высокой позиции в статусной стратификации, если его руки замараны в грязных делах — добывании денег нечестным способом. В обществе, где статусная стратификация господствует, а классовая только набирает силу, престиж первой выше. Именно поэтому купцы, банкиры или промышленники XIV—XIX вв. — обладатели высоких позиций по критерию богатства — не довольствовались своим званием, но покупали дворянские титулы и звания как признаки высокого положения в статусной стратификации4.
Врезка
М. Вебер