Стиль жизни и статусные привилегии

По содержанию статусную почесть можно выразить следующим образом: это специфический стиль жизни, который ожидается от тех, кто высказыва­ет желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представля­ют собой ограничения «социального» общения (т.е. общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизне­са). Подобные ограничения могут предписывать заключение брака в рамках своего статусного кру­га, а также могут привести к эндогамному закры­тию {closure). «Статус» развивается постольку, по­скольку он не является индивидуально и социаль­но иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закрытого типа. Традиционная демократия Америки представля­ет ныне характерную форму стратификации по «статусным группам», основанную на конвенци­ональных стилях жизни. Здесь, в частности, к со­циальному общению, визитам и приглашениям допускаются только жители определенной ули­цы, которые считаются принадлежащими к «об­ществу». Дифференциация развивается до такой степени, при которой люди вынуждены подчи-

няться даже условностям господствующей в дан­ный момент и в данном обществе моды. Подчи­нение моде среди американцев развито в такой мере, какая неизвестна немцам. Подобного рода подчинение служит показателем того, что данный человек претендует называться джентльменом. На основании подобного подчинения решается, по крайней мере prima facie, что он будет рас­смотрен в таком качестве. И это признание на-

Стиль жизни и статусные привилегии - student2.ru

столько важное, что оно определяет его шансы к трудоустройству в «шикарное» учреждение, а кроме того, возможности социального общения и заключение брачных уз с представителями «уважаемых» семейств, что у немцев кайзеровс­кой Германии квалифицировалось как должный порядок вещей. Старинные и богатые семьи с хорошей родословной, например «П. С. В.», т.е.

: Parkin F. Max Weber: Criticism and Interpretation. L.; N.Y.. 1990. P. 98-99.

комитетом другого класса, но скорее организованной статусной группой. В техническом смысле бюрократия не является классом и не может на рав­ных с ним участвовать в борьбе за власть. Бюрократия — самая мощная и вли­ятельная из всех статусных групп. Она контролирует служебную карьеру дру­гих, распределение ресурсов общества, не обладая при этом привилегиями собственника и преимуществами рыночной монополии'.

Если классы различались друг от друга жизненными шансами, то статус­ные группы — стилем жизни. Стиль жизни выступает у Вебера понятием, конкретизирующим статусные почести, т.е. дарованными, узурпированны­ми или достигнутыми привилегиями, а также уважением, каким пользуется данная группа в общественном мнении. Стиль жизни выражается в особой субкультуре и манерах поведения людей.

Каста, как любая статусная группа, определяется в терминах стиля жиз­ни: какое занятие индивид выполняет, с кем вступил в брак, что предпочи­тает есть, кто его родители. В современном капитализме статусная страти­фикация уступает место классовой, однако сохраняет свои позиции статус­ная власть.

Подобно тому как в разделе о классах Вебер употребляет понятие клас­совой ситуации, в главе о статусных группах он пользуется термином ста­тусная ситуация.Если первое понятие у него носит исключительно эконо­мический характер, то второе — социальный и политический. В средневе-

«Первые Семьи Вирджинии», реальные или мни­мые потомки «индийских принцев» Покахонтов, отцы-пилигримы, жители Нью-Йорка, члены тай­ных сект, а также представители всевозможных кругов, отделяющих себя от других членов обще­ства какими-либо обозначениями и характерис­тиками, — все они суть элементы узурпирован­ной «статусной» почести. Развитие статуса — важный вопрос стратификации, основанной на узурпации. Узурпация — естественный источник почти всех статусных почестей, Стратификация по статусам идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных товаров или возможностей. Конкретные товары становятся объектами монополизации, прово­димой статусными группами. В типичном слу­чае это включает «унаследованное земельное владение», а также часто собственность на ра­бов, крепостных и, наконец, специальные виды торговли. Такого рода монополизация происхо­дит позитивно, если конкретная статусная груп­па имеет исключительное право на собствен­ность и на распоряжение ею; и негативно, если статусная группа, для поддержания своего спе­цифического образа жизни, не наделяется пра­вами собственности и распорядителя. Решающая роль «стиля жизни» в статусных «поче­стях» означает, что статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода «услов-

ностей». В какой бы форме это ни выражалось, все «стилизации» жизни либо проистекают из статус­ных групп, либо поддерживаются ими. Даже если главные статусные условности разнятся очень сильно, они все равно остаются определенными типичными чертами, особенно среди тех страт, которые считаются самыми привилегированными. Говоря достаточно общо, среди привилегирован­ных статусных групп существует статусная дисква­лификация, направленная против выполнения физического труда. Дисквалификацией можно назвать переоценку нынешними американцами традиционного подхода к физическому труду. Очень часто занятие рациональной экономической деятельностью, особенно «предпринимательской деятельностью», выглядит как дисквалификация статуса. Артистическая и литературная деятель­ность, если они нацелены на получение дохода или просто связаны с тяжелыми физическими усилия­ми, также рассматриваются как унизительная ра­бота. Примером является работа скульптора, если он трудится в своей пыльной мастерской, подоб­но каменщику, одетый в пыльный халат. Напротив, деятельность художника в студии-салоне и все формы музицирования более подходят образу дан­ной статусной группы...

Источник: Вебер М. Основные понятия страти­фикации // А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труди экономика. М., 1997. С. 171-173.

3 Parkin F. Op. cit. P. 103-104.

ковой Европе некоторые статусные группы, в частности духовенство и дво­рянство, официально жаловались королем и парламентом особыми приви­легиями, например освобождались от воинского постоя. Напротив, совре­менное общество лишено любых привилегий, которые назначаются груп­пе или индивиду. В связи с этим Вебер пишет, что так называемая современная чистая «демократия» означает такой порядок, при котором никто не имеет узаконенных привилегий4. Хотя в демократическом обще­стве формально все равны, неформально люди предпочитают общаться, вступать в брак, создавать бизнес или отдыхать с представителями своего круга. При этом под социальным кругом прежде всего понимается статус­ная группа, а не класс. Все, кто находится в «своем кругу», находится в одинаковой статусной ситуации.

Если классы, согласно Веберу, присущи только капитализму, то статусные группы свойственны всем историческим эпохам. Они представляют некие стратификационные универсалии, подобно выделенным когда-то Дж. Мер-доком культурным универсалиям, которые присущи всем типам культуры. Этот вывод представлен графически на рис. 7.

Стиль жизни и статусные привилегии - student2.ru

Рис. 7. Классы и статусные группы в теории стратификации Вебера

Как видим, статусные группы охватывают доиндустриальное, индустри­альное и, как показывают современные статистические данные, постиндус­триальное общества. Напротив, классы присущи только индустриальному обществу и лишь отчасти постиндустриальному, поскольку, как думают не­которые зарубежные и отечественные социологи, мы движемся к постклас­совому обществу. В частности, по мнению В.Л. Иноземцева, в постиндуст­риальном обществе произойдет деструкция рыночного хозяйства и стоимост­ных отношений, основанных на частной собственности, материальные факторы и утилитарные цели отойдут на задний план, уступив место знани­ям, творчеству и информации, сформируется новая система ценностей и приоритетов. Новый тип общества правильнее именовать посткапиталисти­ческим или даже постэкономическим5.

4 Вебер М. Основные понятия стратификации //А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труд и

экономика. М.,1997. С. 170. ^ Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.

С одной стороны, классический капитализм подорвал ту социальную ос­нову, на которой покоились статусные группы, а именно: общественное признание, неформальный престиж, личные почести. Рынок сделал соци­альные отношения безличными. С другой стороны, он сохранил институт статусных групп и подвел под них иную основу, прежде всего профессиональ­ную. Статусные группы сегодня не исчезли, поскольку сохраняются терри­ториальные, религиозные, этнические группы. Более того, межэтнические и межрелигиозные конфликты выходят сегодня на первый план. Важными остаются тендерные отношения, которые не относятся к классовым.

Вебер полагал, что в моменты стабилизации общества статусные группы и статусная стратификация укрепляются, а в периоды экономического кри­зиса возрастает роль классовой стратификации6.

Статусные группы не остаются неизменными. Поскольку социальная струк­тура традиционного общества покоилась преимущественно на приписываемых (аскриптивных) статусах, то и статусные группы раньше формировались имен­но по этому признаку. Феодальная аристократия — яркий пример статусной группы, основанной на предписанных критериях. Напротив, в структуре совре­менного общества преобладают достигаемые статусы, соответственно этому изменилась база формирования статусных групп. Преобладающее их количество относится к профессиональным, а профессия — это позиция, которую индивид достигает и которую ему заранее никто не предписывает.

Другое характерное качество статусной группы —ее престиж. Если в со­временном обществе классы различаются по объективным, независящим от мнения и взглядов людей, чертам, скажем, доходам, то статусные группы свой высокий или низкий престиж получают через общественное мнение. Так, за мафией закрепился негативный престиж и каким бы богатым ни был крупный мафиози, его престиж останется не просто низким, но негативным. Престижное выделение может состоять в привилегии носить специальный костюм, есть особые блюда, запрещенные для остальных, отдыхать в недо­ступных другим местах и т.д.

Престиж, или по терминологии Вебера статусная почесть, означает лю­бое качество, присваиваемое группе большинством людей. Это как соци­альный ярлык, его вешают и снимают. В СССР престиж профессии физика в 1960-е гг. был высоким, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами, т.е. престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий. В других случаях он может никак не связываться с материальными факторами, тем не менее серьезно изменяться. Так, престиж члена КПСС в 1960— 1980-е гг. был очень высоким, поскольку открывал слу­жебные перспективы, а в 1990-е гг. признаваться в своем партийном прошлом для многих стало стыдным.

Внедрение Вебером понятий «статус» и «статусная группа» явилось, по мысли Паркина, крупной научной новацией, направленной против односторонностей чисто классового подхода, особенно против марксистского тезиса о неизбежной поляризации общества7. Тезис Маркса о классовой поляризации общества пред­полагал, что по мере углубления кризиса капитализма два главных класса ста­новятся все более гомогенными. Промежуточные прослойки в этот момент

6 Weber M. Economy and Society. N.Y., 1968. P. 938. Parkin F. Op. cit. P. 98.

окончательно ослабнут и их растащат по двум полюсам. В противоположность этому Вебер утверждал, что статусные группы, существующие внутри каждого из двух основных классов капиталистического общества, будут укрепляться и солидаризироваться. Поскольку разделение труда со временем усложняется, классы становятся все более гетерогенными и все менее солидарными.

Благодаря теории Вебера можно анализировать общества, которые не под­даются изучению с помощью марксовой концепции, а именно те, которые нельзя отнести к классовым. Так, индийское общество стратифицировано на основе каст, которые относятся к статусным, а не классовым группам. Хотя границы между кастами очень жесткие, они мало связаны с богатством и владением сред­ствами производства8. Каста, как любая статусная группа, определяется в тер­минах стиля жизни: какое занятие индивид выполняет, на ком женат и т.п.

Статусная стратификация отличается от классовой стратификации рядом особенностей. В классовой стратификации богатство является главным кри­терием возвышения человека, а в статусной оно не единственный критерий, Парвеню не может достичь высокой позиции в статусной стратификации, если его руки замараны в грязных делах — добывании денег нечестным способом. В обществе, где статусная стратификация господствует, а классовая только на­бирает силу, престиж первой выше. Именно поэтому купцы, банкиры или про­мышленники XIV—XIX вв. — обладатели высоких позиций по критерию бо­гатства — не довольствовались своим званием, но покупали дворянские титу­лы и звания как признаки высокого положения в статусной стратификации4.

Врезка

М. Вебер

Наши рекомендации