Феноменологическая социология
Большое воздействие на развитие ряда разделов современной социологии Запада оказала так называемая феноменологическая социология, оригинальная версия которой была разработана австрийским (до 1938 г.) философом и социологом, профессором социологии нью-йоркской школы социальных исследований (с 1953 т.) Альфредом Шюцем (1899-1959).
Опираясь как на учение Э. Гуссерля, так и на идеи М. Вебера, Дж. Г. Ми-да, А. Бергсона, У. Джеймса, Шюц в своем основном труде «Феноменология социального мира» (1932) выдвинул собственную концепцию понимающей социологии, пытаясь решить применительно к сфере социального знания поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности.
Шюц утверждал, что наше знание о мире являет собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, а также других индивидов, ибо
позволяют делать заключения относительно неизвестных нам мотиваций этих других. В соответствии с представлениями о том, что же «в действительности происходит», мы подыскиваем, по Шюцу, наиболее приемлемые из доступных нам рецептов достижения стоящих перед нами целей («как в поваренной книге»).
Шюц выделяет три типа критериев [45. С. 39-40], структурирующих явления и объекты, интересные и важные для нас. «Тематические» критерии служат нам для ориентации в актуальных делах (дружеская беседа, назначение на должность, вынесение приговора судом и т. д.), возникающих в той или иной социальной ситуации. Типизация же «тематизиро-ванных» индивидов, символов и объектов происходит в согласии со схемой «интерпретационных» критериев, а приписывание значений участникам взаимодействия - путем обращения к соответствующим «мотива-ционным» критериям. «Правильность» этих критериев обычно подтверждается действиями и словами других индивидов, которые (с точки зрения любой практической цели) могут рассматриваться как живущие в том же самом субъективном мире. Следовательно, обыденное знание, по Шюцу, выступает одновременно и рациональным, и моральным. Оно рационально потому, что следует общепринятой логике, и потому, что оно почти всегда «правильно» - в том смысле, что производимый им образ мира постоянно подтверждается другими. Оно морально, потому что отвергает то, что, «как всякому известно» (всякому «нормальному» человеку, имеющему выбор способов поведения), считается отклоняющимся и требующим ^соответствующих санкций поведением. Санкции же, как трактует это Шюц, «необходимы, ибо такое поведение угрожает принятому на веру статусу мира. г Главная цель социальных наук, по Шюцу, состоит в «получении организованного знания о социальной реальности» [91. V. 1. Р. 53]. Социальная реальность при этом определяется как общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он пре истает обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия.
Таким образом, главной методологической задачей социологии является, согласно Шюцу, открытие общих принципов организации повседневной жизни. «Общая социология», как он ее именует, призвана «реактивировать процессы (сознания), сформировавшие устоявшиеся слои значений..., объяснить интенциональную природу перспектив релевантности и горизонтов интереса... Осуществить это на уровне обыденной интерсубъективности - задача традиционных наук о культуре, прояснение же их специфических методов является частью конститутивной феноменологии естественной установки» [91. V. 1. Р. 136-137].
Полагая, что позитивизм неправильно понимает природу социальных явлений, приписывая им сходство с явлениями природы, Шюц подчерки-
вал, что мир природы не обладает внутренней смысловой структурой: «Дело естествоиспытателей решать, какая область природного универсума, какие факты и события этой области и какие аспекты таких фактов и событий тематически релевантны их специфической цели. Эти факты и события не отобраны предварительно и не истолкованы, они не обнаруживают внутренней значимости. Значимость не присуща природе, как таковой, она является результатом селективной и интерпретирующей деятельности человека в рамках природы или ее наблюдения. Факты, данные и события, с которыми имеет дело естествоиспытатель, - это факты, данные и события в поле его наблюдения, а это поле ничего не «значит» для молекул, атомов и электронов внутри него» [91. V. 1. Р. 5].
Таким образом, своими познавательными способностями естественные науки обязаны не столько применяемым правилам исследования, сколько царящему среди специалистов глубокому согласию относительно природы мира, к которому адресуются эти правила, в свою очередь организованные в соответствии с этой природой.
Социальный же мир, по Шюцу, - это мир, конституированный смыслом. Социальным явлениям внутренне присущ смысл. «Социальный мир -поле наблюдения социолога - не является по сути своей бесструктурным. Для людей, живущих, мыслящих и действующих в этом мире, он имеет свое особое значение и структуру релевантностей. Эти люди еще до появления социологии определенным образом расчленили и осмыслили этот мир при помощи набора обыденных конструктов, детерминирующих их поведение, определяющих цели их деятельности и доступные средства -короче, помогающих им определиться в природном и социокультурном мире с тем, чтобы жить и действовать в согласии с этим миром» [91. V. 2. Р. 5-6].
Социальный мир, согласно концепции Шюца, - это повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира. Эти типические представления приобретают форму обыденных интерпретаций, конституирующих наличное знание, которое вместе с личным опытом действующего индивида является принимаемой на веру совокупностью средств ориентации в этом мире.
Вводя в понятийные ряды собственно социологии термин «интерсубъективный», Шюц употреблял его для описания некоторых аспектов взаимной связи людей как существ жизненного мира. Основная форма интерсубъективности описывается Шюцем при помощи тезиса о «взаимности перспектив», предполагающего наличие двух идеализации. Эти идеализации представляют собой принимаемые как нечто само собой разумеющееся «правила» социальной жизни. Первое из них - правило «взаимозаменяемости точек зрения», следуя которому каждый из нас принимает на веру следующий факт. «Я и любой другой человек будем оди-
наково воспринимать навд общий мир, если мы поменяемся местами так, чтобы мое «Здесь» превратилось в его, а его «Здесь», которое для меня сейчас «Там», - в мое. Мы полагаем, что в случае подобной трансформации мест наши способы переживания мира окажутся идентичными». Второй идеализацией является правило совпадения систем релевантностей». «Я и любой другой человек принимаем на веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых нами систем критериев значимости несущественно с точки зрения наличных целей». Мы оба считаем, по словам Шюца, что «Я и он, то есть «мы», интерпретируем актуально или потенциально общие нам объекты, факты и события «эмпирически тождественным», т. е. практически достаточно одинаковым образом» [91. V. 1. Р. 316].
Методологические проблемы социологии, обнаруживаемые и проясняемые благодаря принятию феноменологической точки зрения, формулируются, таким образом, Шюцем так: «Как я с позиций моей установки, как человек среди других людей или как социолог, могу обрести ко всему этому доступ, если не путем обращения ко всей совокупности опыта, содержащегося в устоявшихся истолкованиях, выработанных в ходе всей моей сознательной жизни? И как иначе могут быть обоснованы методы истолкования социальных взаимосвязей, если не путем детального описания лежащих в их основе предпосылок и необходимо следующих из них выводов?» [91. V. 1. Р. 117].
Неудивительно поэтому, что самой трудной из стоящих перед социологом задач Шюц считал проблему выработки объективных понятий и объективно верифицируемых теорий, описывающих структуры значений. Шюц пишет в этом контексте: «Научное мышление предполагает использование конструктов (то есть совокупности абстракций, обобщений, формализации, идеализации), специфических для соответствующего уровня организации мышления. Строго говоря, не существует фактов самих по себе в чистом виде. Все факты с самого начала оказываются вычлененными из универсального контекста посредством деятельности нашего сознания. Они, таким образом, всегда суть интерпретированные факты и либо рассматриваются вне контекста, будучи изъяты из своего окружения в процессе сознательного абстрагирования, либо анализируются в специфическом ситуационном контексте. В любом случае они обладают внутренним и внешним горизонтами интерпретации» [91. V. 1. Р. 4].
В этой связи Шюц обращал особое внимание на то, что он обозначал как «научную установку», позволяющую исключить наличную биографическую ситуацию наблюдателя и связанную с нею естественную установку, позволяя социологу определить, что имеет значение для решения интересующих его проблем.
«Принять установку научного наблюдателя жизненного мира,- пишет Шюц, - значит не считать более себя и свои собственные интересы цен-
тром этого мира, а найти другую точку отсчета для ориентации по отношению к явлениям» [91. V. 1. Р. 37].
Правила же образования социологических понятий и конструирования социологических объяснений, по Шюцу, предполагают наличие прямой и отчетливо прослеживаемой преемственности между социологическими понятиями и типологическими конструктами, которыми пользуются сами индивиды для обозначения явлений собственного социального опыта. Тем самым социологическое описание обосновывается на уровне значений и обеспечивается возможность его обратного перевода, то есть перевода на язык значений, свойственных самой исследуемой реальности. Таким образом, обоснованность всякого социологического объяснения должна определяться с помощью предложенного Шюцем критерия адекватности: действия участников должны объясняться в терминах социальных значений (критерий субъективной интерпретации), причем это должны быть такие значения, которые действительно используются участниками для категоризации этой деятельности и могут опознаваться ими как таковые (критерий субъективной адекватности).
Формулируя же различия между собственно феноменологией и социологией, Шюц акцентировал внимание на том, что «феноменологу... нет дела до самих объектов. Его интересуют их значения, конституированные деятельностью нашего разума» [91. V. 1. Р. 115].
В итоге для феноменолога, в отличие от социолога, данные опыта представляет собой самоданность объекта в опыте феноменолога. Социолог же черпает данные из иных источников, нежели его собственный интуитивный опыт [45. С. 223].
Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением феноменологически ориентированной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности. Повседневность - одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности.
Социология Шюца не только существенно разнообразила спектр наличных версий социологического теоретизирования на Западе, но и сумела явно обозначить принципиально нетрадиционные исследовательские горизонты.
2.13. Социологические концепции технократизма
Проб |
лема технократизма имеет важное социально-культурное значение для социологической теории и социальной практики.
Исследование проблем технократизма занимало и занимает существенное место в социологии Запада. Глубокая теоретико-методологическая проработка вопросов, связанных с разнообразием форм проявления технократического сознания, его типов и носителей, позволит раскрыть специфику этого противоречивого феномена современной цивилизации, показать его эволюцию и тенденции развития.
Сам термин «технократизм» происходит от греческих слов: «техне» -искусство, ремесло и «кратос» - власть. В XX веке понятием «технократия» нередко обозначали слой научно-технических специалистов, обладающих соответствующими знаниями для эффективного управления системами высокоразвитого общества. В структуре же современной западной социальной философии и социологии технократизм выступает как социологическая концепция, постулирующая необходимость передачи государственной власти в руки технических специалистов (инженеров, техников, организаторов производства, а также ученых), которые, в отличие от правящего класса капиталистов - непосредственных владельцев собственности, могут поставить процесс принятия политических решений на подлинно научную основу и осуществлять его в интересах всего общества. Оформившийся в самостоятельную социологическую концепцию в начале XX века (особенно в Германии, Франции, США), технократизм пользовался широкой известностью на протяжении ряда десятилетий. Он был непосредственным образом связан с феноменом техногенной цивилизации и ярко отражал реалии развития общества в условиях НТР.
Социология технократизма явилась детищем техногенной цивилизации со всеми ее плюсами и минусами, существенно значимой попыткой ее осмысления. Главными ценностями этого подхода выступили следующие: Ц) основанная на фундаменте,научных законов особая роль технократического стиля мышления; 2) приоритетная роль, отводимая технике, научно-техническому фактору в целом, трактовка научно-технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества; 3) рассмотрение научно-технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение научно-технического прогресса и социального прогресса.
Мировоззренческий фундамент технократической парадигмы в социологии, - акцентированно рационалистический подход к миру, стремление найти определяющие законы, управляющие той или иной сферой, активное преобразование этой сферы в соответствии с этими познанными объективными требованиями, оптимизация ее функционирования и управле-
ния. Это также убежденность в том, что новая управленческая элита, придя к власти, будет руководствоваться научно-техническими знаниями, а не какими-либо частными социально-классовыми интересами, и сумеет стать «элитой знания», «элитой достоинств», но не элитой привилегий.
Технократизм по-своему последовательно стремится решить все основные вопросы, связанные с общественным развитием: определяет его движущие силы, стимулы, субъектов и т. д. В его границах формируется собственная социологическая парадигма, отличная от марксистской, вебе-ровской, дюркгеймовской и других. В настоящее время технократические концепции в социологии стали весьма плюралистичными, включили в свой арсенал чуждые им прежде гуманистические идеалы и ценности, частично склоняясь к футурологическим прогнозам широкого плана, частично решая сугубо прикладные социальные задачи по оценке «технологического риска», приемлемости новых технологий и т. п.
Теоретико-методологической основой социологических концепций, объединяющихся под общим термином «технократизм», является «технологический детерминизм». Сущность этого фундаментального принципа состоит в абишщшшциароли.научно-технического фактора в истории, в превращении.-£Г£ьд-,основу..социадьного прогресса. Согласно принципу «технологического детерминизма», изменения в технологии были и, вероятнее всего, будут первоосновой изменения социальных институтов, практических действий и идей. Всячески подчеркивая необходимость «сугубо объективного», естественнонаучного подхода к анализу общественной жизни, теоретики технократии сводят социальный прогресс к прогрессу науки, техники и технологии. Делается это независимо от того, на каких политических позициях - сугубо консервативных, либеральных или радикальных - стоят эти теоретики. Отсюда - их общая приверженность эволюционистскому пути развития, трактовка будущего как следствия темпов и скорости научно-технического прогресса, выведение социально-экономических процессов из развития техники и технологии.
Й в ранних технократических концепциях первой половины XX века, и в новейших информационных теориях отчетливо просматривается Угезис об иерархической структуре общественных отношений,|фундаментом которых выступают технологические, научно-технические" отношения, а над ними надстраиваются социально-политические, духовные отношения. В наиболее законченном виде сущность технодетерминистской трактовки развития цивилизации выразил американский ученыйО! Уайт. )Он рассматривает общество как «совокупность трех горизонтальных страт: технологической, лежащей в основании, философской, находящейся сверху, и социологической - между ними». Технологическая система является основной и первичной. Социальные системы представляют собой функции технологии, а философские - отражают технологические силы и социальные системы. Технологический фактор определяет культурную систему в целом.
Технократизм в социологии ориентирован, в частности, на рационалистический способ решения социальных проблем, возникающих в «индустриальном обществе». Инженер, обладающий научно-техническими знаниями, как бы становится творцом мира: он конструирует и преобразует реальность (или ее отдельные фрагменты) с помощью технических средств в соответствии со своими представлениями о желательном состоянии общественного устройства. Логике мышления инженера подчинена логика преобразования мира. Технократизм акцентирует внимание на средствах и методах инструментальной, или технической, рационализации социальных связей и отношений. Сущность технической рационализации состоит в подмене решения сложных социально-экономических, политических, экологических, морально-психологических проблем общества их техническим аспектом, в редукции социального к техническому. Пробле-мь1Г представляющие широкий общественный интерес, рассматриваются как технические вопросы, находящиеся в компетенции экспертов; они описываются техническим языком и объясняются общими техническими законами. Именно технология, с этой точки зрения, способна найти кратчайший путь к решению многих социальных проблем посредством _их преобразования в технические проблемы. Формальная рациональность доминирует над рациональностью материальной.
Игнорирование собственно социальных аспектов приводит технократизм к необходимости вьшодить моральные оценки за скобки. Политика превращается в «социальную технику», фундаментом которой являются те же технические знания. Главное внимание уделяется способности политических лидеров к техническому контролю за деятельностью политических институтов и отдельных лиц. Основной проблемой принятия решений становится поиск средств легитимации заранее спроецированных целей и способов максимально эффективного функционирования системы. Инструментальный подход к политике позволяет усилить власть политического руководства над гражданами, расширить социальный контроль с помощью технических достижений, что и вызывает у политических лидеров практический интерес к технократизму.
Вместе с тем технократический подход содержит в себе некоторые принципы, общепризнанные в социальном управлении: /Заинтересованность и персональная ответственность работника за конечный результат труда^фсспертные оценки на базе научных знаний^высокий профессионализм некомпетентность управления, его научная организация. Они составляют ядро рационального управления и могут применяться в любом обществе, на различных уровнях, чем и объясняется их популярность в научном менеджменте.
В полном соответствии с технодетерминистской методологией выделяются в технократических концепциях и типы общественного устройства,
эпохи в истории цивилизации. По общему мнению технократов, в истории можно ^выделить три основных типа цивилизации: дотехнологическая, технологическая и посттехнологическая. Например, у известного американского социолога Д. Белла схема исторического развития такова: история делится на три последовательно сменяющие друг друга фазы, где до-индустриальная характеризует самый низкий этап в овладении человеком средствами существования и знаниями, индустриальная отождествляется с «классическим» капитализмом первой половины XX века, а постиндустриальная знаменует качественный скачок в развитии производительных сил, переход на новые технологии, становление новых социальных отношений на базе интеллектуализации, компьютеризации, ресурсосбережения и т. п. Именно в исторических рамках «технологической» цивилизации и должно было осуществиться, по мнению технократов, преобразование общества на принципах технократизма. В зависимости от того, какой £Лой научно-технической интеллигенции выдвигается в качестве будущей «властвующей элиты» (инженеры, менеджеры, ученые), выделяют следующие этапы (или направления) развития технократических концепций: собственно технократические (Т. Веблен, Г. Скотт)^/организационные (Д. Бэрнхём, П. Дракер), индустриальные (К. Керр, Д. Гэлбрейт),досгандуст-риальные (Д. Белл, В. Феркис)^, информационные (Масуда, А. Тоффлер, Д. Найсбит). Они строятся в рамках парадигмы сначала «индустриального общества», затем «постиндустриального» и «информационного» как подтипов общей технократической парадигмы общественного развития.
В истории развития технократизма можно выделить несколько этапов. Первый из них приходится на эпоху Просвещения, когда были сформулированы философские основы технократических представлений. Предтеча-миховременного технократизма считаются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Кд_Еедьвеций и другие, в чьих трудах была разработана центральная проблема технократизма - разделение людей на две категории, одна из которых по своей природе призвана стоять выше другой, управлять ею на основании доступа к научным знаниям, образованию, высокой профессиональной квалификации. Подобное разделение общества на классы субъектов и объектов познания и действия было обусловлено идущими из классического рационализма представлениями о человеке как о части природы, подчиняющейся ее объективным законам и в принципе управляемой с помощью науки, знаний об этих законах. Была предпринята попытка превратить философский критический рационализм в политическую и социальную теорию, вывести из него «научную» мораль. Здесь и лежат истоки технократической традиции, превратившей политику в науку управления людьми. Технократическая политика понималась как «экспериментальная физика духа», применяемая к законопослушным людям - «объектам», опирающимся на легитимное право законодателям - «субъектами».
17 История социологии 257
Итак, общество ^ледует рационализировать посредством стратегического применения научного знания. На основе имеющихся объективных знаний ученый - «субъект» должен изучить действия человечества и вывести законы человеческого поведения. Действия ученого получают легитимность благодаря наличию у него истинных знаний и моральной чистоте (отсутствию личной заинтересованности), вследствие чего он может стать «истинным доктором нравственности», заставить массы («объекты») быть добродетельными посредством использования «экспериментальной физики духа». Его главные инструменты - законодательство и воспитание, призванные контролировать социальную среду таким образом, чтобы сделать приятными социально полезные действия и неприятными социально вредные. Он не боится нарушить чью-либо свободу или «естественные права», так как его конечная цель - достижение бесперебойного функционирования общества, максимизирующего удовольствия людей. Политический идеал технократа - социальная стабильность и порядок, якобы обеспечивающий социальный прогресс и счастливую жизнь всем законопослушным гражданам. Такие понятия, как свобода, социальная справедливость и ответственность, отвергаются как псевдонаучные, не имеющие реального смысла в обществе, функционирующем на строго рациональной научной основе, по объективным законам. Понимание политики в корне изменяется: это не форма лидерства или представительства, а форма созидания, процесс одностороннего влияния и контроля со стороны правителя - «субъекта», принимающего на себя роль демиурга.
Эпистемологические концепции эпохи Просвещения, сделав человеческий разум гарантом социального прогресса, создали философские предпосылки для основополагающих технократических идей: 1) разделения общества на два «гносеологических» класса; 2) обоснования необходимости сугубо рационалистической политики и концентрации власти в руках тех, кто максимально разумен и обладает наибольшими знаниями. Эти идеи были развиты на следующем этапе истории технократизма в начале XIX века, когда Сен-Симон и Конт систематизировали их и оформили в социологическую индустриально-технократическую парадигму. Сложилось представление о технократизме как об индустриальной философии и социологии с опорой на позитивизм. Практическое упрочение индустриальных промышленных отношений капитализма также способствовало укоренению в общественном сознании Запада технократической парадигмы рациональности, которой в XX веке суждено было сыграть столь важную роль.
Только в XX веке, когда общество достигло индустриальной зрелости, НТП получил заметное ускорение и четко обозначилась проблема рационализации производственных процессов, технократические концепции получили существенное развитие, стали претендовать в индустриально развитых странах на место ведущей ориентации общественного сознания. Не
случайно и первые классические технократические теории, подводящие прочный фундамент под технократические представления о мире, человеке, были созданы в США и Германии, где уровень развития техники, экономики в целом был наиболее высоким. Носителями технократического сознания стали инженеры, технические специалисты, обладающие реальной производственной властью, но лишенные власти политической. Поэтому первоначально технократизм стал для слоя научно-технических специалистов способом теоретического осмысления их социального положения, интересов и их соотнесения с интересами и целями всего общества, трактуемыми в духе технологического детерминизма.
Теоретическим выражением этих идей стал труд американского ученого Т. Веблена «Инженеры и система цен». Веблен считал, что развитие технологии объективно порождает ценности, противостоящие ценностям правящего класса, погрязшего в праздности и роскоши. Инженеры, непосредственно связанные с управлением производственными процессами, лучше всех осознали новые технологические требования, прониклись новыми ценностями и поэтому способны на радикальное переустройство всего общества. Веблен предложил удалить господствующий класс от процесса принятия решений. Это была позиция американских прогрессистов, отстаивавших интересы развития всего общества и считавших, что такое экспертное управление производством поможет добиться поставленной цели. Новая система «индустриальной демократии» должна была, по их мнению, заменить коррумпированную политическую демократию, а инженеры - прийти к власти. Идеология «социального проектирования» оправдывала отказ инженеров от прежней подчиненности интересам бизнеса и поддерживала их стремление к власти. Эта идеология, несмотря на ее противоречивость, выражала общую суть массовых представлений об инженерной профессии. Центральным положением в ней было отождествление прогресса с материальным успехом и техническим прогрессом, а инженеров - со «жрецами материального развития».
К началу 20-х годов идеологи-прогрессисты и сами инженерно-технические слои выработали круг идей, четко сформулированных в работах Веблена и послуживших фундаментом для последующего развития технократизма, которое на американской почве осуществлялось по нескольким направлениям. Наиболее радикальное представлено именем Г. Скотта - инженера, который в 20-30 годы создал и возглавил практическое движение за установление в США «технократического правления». Под влиянием Г. Скотта технократизм стал пониматься прежде всего как правление специалистов-профессионалов, тогда как в последующем акцент переместился на абсолютизацию роли науки и техники (а не технократов) в общественном развитии. Радикальная концепция Скотта включала резкую критику существующей капиталистической системы и требование создать на ее месте технократическую структуру. Большинство теоретических идей
s
f
Скотта заимствованы у Веблена, его собственный вклад состоял в развитии технократического социально-политического движения. Идеи Скотта можно рассматривать как попытку на основе интеллектуальных конструкций^ Веблена выработать и развить конкретную социальную программу, которой у Веблена не было. Вслед за Вебленом Скотт горячо защищал техническую рациональность индустриальной системы и считал необходимым подчинить ей все общество, дабы свести к минимуму расточительство и неэффективность, порождаемые господством бизнеса. Он считал возможным чисто функциональный подход к управлению: «что технически эффективно, то и хорошо для производства и всего общества». Это была совершенно новая система отсчета, исходящая не из прибыли, а из эффективности производства и оптимальности управления. Ни капитализм, ни социализм, по мнению Скотта, не способны освободить производительную сил>' науки и техники, чтобы с их помощью ликвидировать колоссальное расточительство существующего социально-экономического порядка. Только технократическая организация общества как целостности взаимосвязанных функциональных систем поможет создать изобилие материальных благ, обеспечит человечеству контроль над природой и сделает труд свободным. Утверждение, что инженерный подход к обществу позволит ликвидировать расточительность и обеспечить стабильность американской экономики, - главный вывод Скотта.
Инженерно-технические специалисты и научная интеллигенция оставались главной социальной базой технократизма. По мере их превращения в лиц наемного труда, всецело зависящих от крупного капитала, массовое технократическое сознание из более или менее радикального трансформируется в умеренно-либеральное. Рационализация управления производством из средства коренного изменения существующей системы превратилась в средство ее улучшения. В истории технократизма наступал новый этап - его полной легитимности и расцвет)а. Он превратился в идеологию научной и управленческой элиты, стал оправданием ее исключительных претензий на власть и значение в современном обществе. Его акценты сместились с требования «власти техников» на признание техники решающей социокультурной силой, самодовлеющей субстанцией, от которой всецело зависит и человеческая судьба (в том числе их собственная). Социально-преобразующая миссия перекладывается с плеч научных экспертов на саму технику, которая якобы автоматически осуществит необходимые изменения. Подобные технофетишистские мифы и иллюзии стали преобладающими в 50-60-е годы в теориях «индустриального общества».
В целом, для парадигмы «индустриального обществ^» было характерно следующее. В его экономике господствуют принципы максимизации прибыли, концентрации, централизации, стандартизации и синхронизации производства. Эти принципы распространяются и на политику, культуру, поскольку являются универсальными требованиями машинной стадии раз-
вития «технологической цивилизации». Человек подчиняется технологии, ритмы человеческой жизни подстраиваются под требования машин. Существуют единые эталоны образа жизни и мыслей (с точки зрения технической целесообразности). Пропагандируется максимизация достижений, «больше» отождествляется с «лучше», что ведет к разгулу идеологии потребительства и безудержному экономическому росту. Научно-технически прогресс отождествляется с социальным, научное - с рационалистическим. Обществом правит дух наживы, культ денег и власти. Идет стандартизация поведения, идей, языка, стилей жизни. На международной арене национальные государства постоянно враждуют между собой, борются за власть в мире. Такова общая редуцированная картина мира, на- „ рисованная А. Тоффлером в книге «Третья волна».
Очень скоро следование на практике принципам индустриализма прц-'/у вело цивилизацию к кризису, обострило старые и вызвало новые, гло? у бальные противоречшСв 60-70 годы это нашло отражение в так называем ^, мых «парадоксах индустриализма» - специфических «знаках» его скорого заката. Не только оппоненты техницизма, но и теоретики индустриализма обнаружили эти противоречия в развитии «индустриального общества».
Однако речь шла о крахе индустриализма, но не технологической цивилизации вообще. Чтобы выйти из кризиса, нужно преодолеть его в трех главных сферах: экономике, политике, культуре. Подобная трансформация индустриализма в некую новую систему, которая у Белла называется постиндустриальной, у Масуды информационной, представлялась возможной лишь при согласованных усилиях всех социальных сил. Так была создана парадигма «постиндустриализма», характерной чертой которой был полный разрыв с индустриальным прошлым, вплоть до прямого противопоставления прежней парадигме, и заявление о вступлении общества на этапе постиндустриализма в новую, постехнологическую эру.
Настоящая эволюция технократичелких^концепций связана с «информационными» концепциями Масуды, Тоффлера, и др., когда в ткань усто-•. явшихся представлений о технократическом^ развитии общества были включены идеи, ориентированные на человека, а сугубо техницистские идеалы и нормы были потеснены идеями синергизма, глобализма и самоактуализации личности. Теории информационного общества опираются на реальные крупномасштабные сдвиги в структуре производительных сил общества, происходящие в высокоразвитых странах Запада под воздействием широкого внедрения комплексной автоматизации и компьютеризации, создания информационных сетей, национальных и межнациональных баз данных и т. д. Происходящие изменения характеризуются теоретиками «информационного общества» как начало новой ступени в развитии цивилизации - становлении «информационной эры».
Новая компьютерно-информационная эра, по мнению ее сторонников, как бы предоставляет человечеству уникальный шанс: в процессе ради-
кальных социальных преобразований, происходящих под влиянием информатики и микроэлектроники, освободить творческий потенциал индивида, выпустить на волю его сущностные силы, сбросить путы, наложенные на них шаблонами индустриализма. «Высокая технология» призвана пробудить высшие духовно-творческие начала в человеке, поставить его в условия, благоприятные для целостного развития и саморазвития, которые провозглашаются целью и высшей ценностью общества.