V. Исцеленные отношения
1. Святые отношения есть выражение святого мгновения в жизни этого мира. Как всё, имеющее отношение к спасению, мгновение святое — это практическое средство, действенность которого засвидетельствована его результатами. В нем неудачи исключены. Опыт его переживается всегда. Однако вне проявления оно не помнится. Святые отношения суть постоянное напоминание об опыте, в котором отношения стали тем, что они есть. И так же, как порочные отношения — нескончаемый гимн ненависти в хвале своему создателю, так и святые отношения — мотив счастливый в хвалебном гимне их Искупителю.
2. Святые отношения — важный шаг к восприятию реального мира — постигаются. Это всего лишь старые, порочные отношения, преображенные и увиденные по–новому. Святые отношения — феноменальное учительское достижение. В любом аспекте их, в начале, развитии и завершении, они представляют полное изменение порочных отношений на им обратные. Утешься: самая трудная их фаза — начало. Поскольку здесь цель взаимоотношений внезапно переместилась к своей полной противоположности. Так сказывается первый результат в решении отдать взаимоотношения в неограниченное пользование Святому Духу.
3. Такое приглашение принято мгновенно, и Святой Дух, зря времени не тратя, знакомит тебя с практическими результатами твоего обращения к Нему. Тотчас же Его цель замещает твою. Это осуществляется довольно быстро, но вносит в отношения мнимую тревогу, отчужденность и видимую напряженность. Причина этому проста, взаимоотношения как они есть находятся в разладе с целью, ныне принятой для них. В порочном их состоянии казалось, что только твоя цель им придавала смысл. Нынче тот смысл утрачен. Многие отношения к этому времени ломаются, и в новых отношениях возобновляется преследование старой цели. Ибо однажды приняв цель святости, порочные отношения уже не остаются прежними.
4. С таким внезапным смещением целей на редкость сильным становится искушение эго. Ведь отношения не изменились еще настолько, чтобы былая цель вовсе утратила свою привлекательность, и над структурой отношений нависла «угроза» признания их несоответствия новой цели. Конфликт между структурой отношений и их целью настолько очевиден, что их сосуществование немыслимо. Однако цель уже не изменить. Твердо укореняясь в порочных отношениях, она не оставляет иного выбора, как только привести взаимоотношения в соответствие с новой целью. Покамест это радостное решение не найдено, покамест оно не воспринято единственно возможным выходом из конфликта, отношения могут казаться чрезвычайно напряженными.
5. Замедлить резкое смещение целей не послужило бы тебе во благо, ибо контраст приглушится, а эго получит время, чтобы истолковать себе на пользу каждый твой замедленный шаг. Лишь радикальный сдвиг в цели мог вызвать полное изменение воззрения на то, для чего существуют взаимоотношения. По мере развития и завершения такого изменения, взаимоотношения становятся всё более благотворными и радостными. В самом начале, однако, ситуация воспринимается как неустойчивая. Отношения, созданные двумя индивидуумами с порочной целью, вдруг обретают своею целью святость. Размышляя над отношениями в свете новой цели, эти двое потрясены. Их восприятие отношений может стать даже беспорядочным. Однако прежний порядок в их восприятии уже не служит цели, которую они согласились осуществить.
6. Теперь настало время веры. Ты разрешил поставить перед собою эту цель. Сей акт был актом веры. Так не покинь же свою веру нынче, когда тебе уже знакома награда за нее. Если ты верил, что Дух Святой пребыл с тобою, чтобы принять твои взаимоотношения, то почему бы не поверить, что Он по–прежнему с тобою, чтобы очистить всё, принятое под Его крыло? Доверься брату в том, что только видится как время испытаний. Цель установлена. И твои отношения имеют своей целью здравомыслие. Ибо ты ныне обнаружил себя в безумных отношениях, признанных таковыми в свете их цели.
7. Теперь эго учит тебя: подмени эти отношения другими,: которые соответствовали бы твоей прежней цели. Мол, избежать страданий можно только одним путем — избавившись От брата. Коль не захочешь порывать с ним окончательно — не надо. Но нужно его вытеснить из всех основных областей твоей фантазии во имя сохранения здравомыслия. Не слушай » нынче этого! Поверь Ему, ответившему тебе. Он слышал. Разве Его ответ не был предельно ясен? Ты уже не совсем безумен. Станешь ли ты отрицать, что утверждение Его на редкость недвусмысленно? Теперь Он просит верить в Него немного дольше, даже в твоей растерянности. Ибо она пройдет, и ты увидишь оправдание твоей вере, несущее с собой сияющую убежденность. Не покидай теперь ни брата, ни Его. Эти взаимоотношения родились вновь — святыми.
8. Прими же с радостью то, чего не понимаешь, дай объяснить его себе, осознавая, как цель взаимоотношений действует в них, ради того, чтоб сделать их святыми. Ты обнаружишь множество возможностей свалить на брата вину за "неудачи" в них, поскольку временами они будут казаться полностью бесцельными. Ощущение бесцельности начнет преследовать тебя, напоминая о путях, на коих ты когда–то искал удовлетворения и думал, что нашел. Но нынче не забудь о том отчаянии, которое обрел в действительности, и не старайся оживить свое слабеющее эго. Твои взаимоотношения не разрушены. Они, напротив, спасены.
9. Тебе все внове на путях спасения, поэтому ты и решил, что потерял свой путь. Твой путь действительно потерян, только потерей это не назовешь. Припомни в новизне своей, что ты и брат твой начали сначала вместе. Взяв его за руку, пойди с ним заодно дорогой, гораздо более знакомой, чем тебе кажется сейчас. Не ясно ли, что ты припомнишь цель, которую не изменила вечность? Ибо ты выбрал ни что иное, как Божью цель, с которой никогда не разлучались твои действительные помыслы.
10. Песнь свободы услышит всё Сыновство как радостное эхо твоего выбора. Со многими соединился ты в святом мгновении, а они — с тобой. Не думай, что твой выбор оставит тебя сиротой, ибо Сам Бог благословил твои святые отношения. Соединись же с Ним в Его благословении, а отношениям не отказывай в своем. Всё, что им нынче нужно, — твое благословение, дабы ты в них увидел свое спасение. Не осуждай спасения, оно уже пришло к тебе. Приветствуй его вместе с братом, ибо оно приходит, чтобы вас соединить в таких взаимоотношениях, в которых всё Сыновство вместе благословенно.
11. Вы согласились вместе призвать Святого Духа в свои взаимоотношения. В противном случае Он бы не смог прийти. Может статься, вы совершили множество ошибок с той поры, но вы еще и приложили великие усилия, чтобы помочь Ему в Его работе. Он не остался неблагодарным за всё, что вы для Него сделали. Ошибок Он не замечает вовсе. Сходна ли с этой твоя благодарность брату? Всегда ли ты ценил его намерения благие, всегда ли не замечал его ошибок? Или же признательность твоя то вспыхивала, то угасала в призрачном свете его ошибок? Возможно, ныне ты затеваешь кампанию против него за огорчительную ситуацию, в которой оказался. В силу подобной неблагодарности ты лишаешь себя способности выразить святое мгновение и так теряешь его из виду.
12. Опыт мгновения, однако, каким бы неотразимым ни был он, легко забудется, если позволить времени над ним сомкнуться. Он должен храниться сияющим и милосердным в твоей осознанности времени, но не упрятан в нем. Мгновенье остается. Но где же ты? Быть благодарным брату — значит ценить мгновение святое, тем самым сделав возможным принять и разделить его результаты. Атака на брата не означает утраты святого мгновения, но делает его бессильным в его последствиях.
13. Святое мгновение ты уже получил, однако, мог создать условия, в которых ты не в состоянии им воспользоваться. В итоге, ты не понимаешь, что оно всё еще с тобою. Отгородив себя от его проявления, ты отказал себе в его благах. И это положение усугубляется с каждой новою атакой на брата, поскольку атака ослепляет тебя по отношению к самому себе. А отрицая самое себя, нельзя понять, что же тебе дано и что тобой получено.
14. Ты и твой брат стоите вместе в святом присутствии самой истины. И с вами — ваша цель. Ужель ты думаешь, что сама цель не предоставит средств к ее осуществлению? Ведь только то же самое несоответствие принятой цели и средств, какими они представляются сейчас, и заставляет, кажется, тебя страдать, но вызывает ликование на Небесах. Когда бы Рай был вне тебя, тебе была бы недоступна Его радость. Но поскольку Рай — внутри тебя, радость небесная — твоя. Вы с ним едины в цели, но остаетесь врозь и несогласны в отношении средств. Однако цель неотступна, неизменна и тверда, и сообразные ей средства появятся вне всякого сомнения, поскольку несомненна цель. И ты со всем Сыновством вместе возрадуешься тому, что так оно и есть.
15. Как только ты начнешь распознавать и принимать дары, которые охотно отдал брату, ты примешь результаты святого мига и станешь ими пользоваться для исправления своих ошибок и избавления от их последствий. А этому учась, ты постигаешь, как освободить Сыновство в целом и предложить его, благодаря и радуясь, Тому, Кто дал тебе свободу и Кто продолжит ее через тебя.
VI. Выбор Цели
1. Практическое применение цели Святого Духа на редкость просто и недвусмысленно. По сути, чтобы быть простым, оно должно быть недвусмысленным. Простое — то, что легко понять; для этого оно должно быть абсолютно ясным. Установление цели Святого Духа — общее для всех. Теперь Он будет с тобой работать над тем, как сделать ее конкретной, поскольку приложение ее конкретно. Он предлагает некие определенные рекомендации, пригодные для каждой ситуации, но помни, что тебе еще неведома их универсальная применимость. Следовательно, на данном этапе необходимо использовать Его советы для каждой ситуации в отдельности, покамест ты не сможешь безопасно выйти за грани конкретной ситуации, владея пониманием более глубоким, нежели сейчас.
2. Не чувствуя себя уверенно в каком–то положении, прежде всего спроси себя: "К какому я стремлюсь исходу? Всё это — для чего?" Цель нужно всегда определить в начале, поскольку этим и диктуется исход. Для эго характерен обратный подход. Сама ситуация становится определяющим моментом в ее исходе, который может оказаться каким угодно. Причина такого нецеленаправленного подхода очевидна. Эго не знает, какого результата оно желает в данной ситуации. Оно уверено лишь в том, чего не хочет, и только в этом. У эго вовсе нет позитивной цели.
3. Без ясной позитивной цели в самом начале, ситуация видится просто случившейся и не имеющей какого–либо смысла, покуда она не завершилась. Затем, оглядываясь назад, ты собираешь по кусочкам ее смысл. И будешь обязательно неправ. Не только твое суждение уже в прошлом, но у тебя нет никакого представления о том, что же должно произойти. Не было установлено конкретной цели с тем, чтобы подготовить адекватные средства ее осуществления. Теперь единственно доступное суждение: нравится ли подобный исход эго или не нравится, приемлем он или зовет к отмщению? Отсутствие критерия в исходе ситуации, определенного в начале, делает понимание сомнительным, а оценку — невозможной.
4. Ценность изначального решения о том, каких ты ожидаешь результатов, заключается в том, что ты воспримешь любую ситуацию средством в осуществлении задуманного. И следовательно ты приложишь все усилия к тому, чтобы не замечать помех в осуществлении задачи, сосредоточившись на том, что способствует ее исполнению. Такой подход заметно приблизил тебя к Святому Духу в его разграничении истинного и ложного. Истинное используется для достижения цели. Ложное в этом свете становится бесполезным. Ситуация теперь осмысленна, и только потому, что цель придала ей смысл.
5. Истина как цель имеет даже большие практические преимущества. Если ситуация используется во имя истины и здравомыслия, ее исходом должен быть покой. А это весьма далеко от нынешнего ее исхода. Если покой есть условие, присущее истине и здравомыслию, и если его нет вне их, то и они должны быть там, где есть покой. Истина приходит от самой себя. Если ты ощущаешь покой, то значит истина пришла к тебе, и ты воистину увидишь результаты, ибо обману не одолеть тебя. Ты результат узнаешь именно потому, что покоен. И здесь мы снова встречаемся с воззрением, обратным эго, поскольку эго верит, что ситуация приносит опыт. Святой Дух знает, что ситуация определяется ее целью и переживается в соответствии с выбранной целью.
6. Истина в качестве цели требует веры. Вера уже подразумевается в самом приятии цели Святого Духа, и это — вера всеобъемлющая. Там, где истина принята за цель, должна быть и вера. Святой Дух видит ситуацию в целом. Цель устанавливает тот факт, что все участники ситуации исполнят свою роль в ее осуществлении. Сие — неизбежно. Никто ни в чем не проиграет. Кажется, это требует непомерной веры, превосходящей ту, на которую ты способен. Но это точка зрения эго, ведь эго верит в "разрешение" конфликта посредством фрагментации и не воспринимает ситуацию в целом. Поэтому оно стремится разъединить сегменты ситуации и иметь дело с каждым из них по–отдельности, поскольку оно верит в разделение, а не в полноту.
7. Столкнувшись с аспектом ситуации, показавшимся эго трудным, оно постарается переместить его в другое место и там разрешить проблему. И, вроде бы, оно достигает в том успеха, если не обращать внимания на то, что данная попытка входит в конфликт с единством и затеняет цель истины. И ощущение покоя не придет — разве что в фантазии. И истина не появилась, поскольку вера была отвергнута изъятием ее из того, чему она принадлежала пo–праву. Так ты утрачиваешь понимание ситуации, которое приносит цель—истина. Ибо воображаемые решения приносят лишь иллюзию опыта, а иллюзия покоя — не то условие, в которое приходит истина.
VII. Призыв к вере
1. Подмена аспектов ситуации свидетельствует о недостатке веры. Она — свидетель твоего неверия в то, что ситуация и связанная с ней проблема находятся в одном и том же месте. Проблемою был недостаток веры, что ты и демонстрируешь, изымая ее из ее источника и помещая ее куда–то еще. А в результате ты не видишь проблемы. Имей ты веру, проблему можно было разрешить и с ней расстаться. И ситуация была бы для тебя осмысленной, поскольку все преграды на пути понимания ее были бы убраны. Переместить проблему куда угодно — значит ее сохранить, поскольку устраняясь от нее, ты делаешь ее неразрешимой.
2. Не сыщется такой проблемы, в какой угодно ситуации, которую не разрешила бы вера. Всякий сдвиг в любом аспекте проблемы сделает ее неразрешимой. Ведь если ты сместишь в иное место какую–либо часть проблемы, смысл ее будет утерян, решение же неотъемлемо от ее смысла. Но, может статься, все твои проблемы уже решены, однако ты отъединил себя от их решения? Ведь вера должна быть там, где что–то уже было сделано и где ты видишь это уже сделанным.
3. Всякая ситуация есть отношения, поскольку она есть взаимодействие мыслей. Если воспринимаются проблемы, значит мысли увидены в конфликте. Но если целью служит истина, подобное немыслимо. Должно быть, появились некие идеи, связанные с телом, поскольку разум к нападению неспособен. Телесные идеи — символ неверия, ибо тела не в силах что–либо разрешить. Именно вторжение телесных мыслей в отношения — ошибка твоего мышления в оценке ситуации — и становится позднее оправданием твоему неверию. Ты сделаешь подобную ошибку, но пусть она тебя не беспокоит. Ошибка не важна. Неверие, доставленное к вере, не станет помехой истине. Неверие же, используемое против истины, всегда погубит веру. Если в тебе нет веры, проси восстановления ее там, где она утеряна, а не создания ее неизвестно где, будто тебя несправедливо ее лишили.
4. В какой угодно ситуации не достает только того, чего ты сам ей не додал. Помни однако, что святость учреждена как цель твоих взаимоотношений, но не тобою. Не ты установил ее, ведь святость не видна иначе, чем через призму веры, а отношения твои не были святы, поскольку твоя вера в брата была совсем ничтожной и ограниченной. Чтобы осуществилась намеченная цель, вера твоя должна расти. Реальность цели станет этому содействовать, поскольку ты увидишь, что вера и покой не приходят порознь. Разве без веры ты сохранил бы верность брату в какой бы то ни было ситуации?
5. Любая ситуация, в которой ты оказался, есть просто средство в осуществлении цели, поставленной перед твоими отношениями. Узри в ней что–либо иное — и ты лишился веры. Не пользуйся своим неверием. Позволь ему прийти и посмотри спокойно на него, но им не пользуйся. Неверие — слуга иллюзий, всецело преданный хозяину, воспользуйся им — и оно тебя доставит прямехонько к иллюзиям. Не соблазнись его посулами! Оно препятствует не цели, но ценности той цели в твоих глазах. Не принимай иллюзию покоя, предложенную им, но приглядись к этому дару и в нем узнай иллюзию.
6. Иллюзия как цель связана с неверием столь же тесно, как вера — с истиной. Если не верить, что кто–то в состоянии исполнить в совершенстве свою роль в той ситуации, которая заранее посвящалась истине, то твоя преданность расщеплена. Поэтому ты не был предан брату и пользовался своим неверием против него. Любые отношения не святы, коль святость не сопровождает их повсюду. Поскольку святость неразлучна с верой, то вера в отношения должна сопровождать их повсеместно. Реальность цели вызовет и завершит любое чудо, необходимое для ее достижения. Ничто не будет слишком малым или чрезмерно большим, слишком сильным или чересчур слабым для доброго служения этой цели. Вселенная послужит ей с радостью, как служит она — вселенной. Ты только не мешай.
7. Могущество в тебе, в ком установлена Святого Духа цель, настолько превосходит твою куцую идею беспредельного, что ты не в состоянии себе представить мощи той силы, которая тебя сопровождает. Ты можешь пользоваться ею в полной безопасности. Однако при всем ее могуществе, простершемся гораздо дальше звезд и далее вселенной, за звездами простертой, твое ничтожное неверие способно сделать эту силу бесполезной, если ты выберешь воспользоваться своим неверием вместо нее.
8. Подумай же и осознай причину своего неверия: ты думаешь, будто сердишься на брата за то, что он причинил тебе. На самом деле, ты обвиняешь его в том, что ему сделал ты. И не его, а собственное прошлое ты ставишь ему в укор. И ты не веришь ему из–за того, чем ты был сам. А тем не менее, ты полностью невинен в том, чем был, и равно невиновен он. Ведь то, чего не было, причины не имеет, и его просто нет, а посему ему не стать помехой истине. Нету причины для неверия, зато для веры Причина есть. Эта Причина вошла в любую ситуацию, что разделяет Ее цель. Свет истины сияет из центра ситуации, касаясь всех, кого призвала ее цель. Цель созывает всех. Нет ситуации, которая бы не включала полностью твоих взаимоотношений, в каждом своем аспекте и в каждой части — совершенных. Нельзя, оставив какую–либо часть себя вне отношений, сохранить ситуацию святой. Ведь эта часть разделяет цель отношений в целом и в этом черпает свой смысл.
9. В любую ситуацию входи, одаривая верой брата, иначе ты не веришь в собственные отношения. Вера призовет всех стать соучастниками в твоей цели, ведь та же цель вызвала к жизни твою веру. И ты увидишь, как средства, некогда выбранные, чтобы вести тебя к иллюзиям, преобразятся в орудия истины. Истина призывает к вере, а вера готовит место истине. Когда Святой Дух заместит цель твоих взаимоотношений Своею, то эта цель продолжится к каждой ситуации, в которой ты оказался или когда–либо окажешься. Так каждая ситуация очистится от прошлого, которое бы сделало ее бесцельной.
10. Ты призываешь веру благодаря Ему, сопровождающему тебя в каждой ситуации. Ты уже не полностью безумен и более не одинок. Ведь в Боге одиночество должно быть сном. Ты, чьи взаимоотношения разделяют цель Святого Духа, уже далек от одиночества, поскольку истина пришла. К вере призыв ее силен. Не пользуйся своим неверием против нее, ибо она зовет тебя к спасению и покою.
VIII. Условия покоя
1. Святое мгновение — ни что иное, как особый случай или крайний пример того, какой должна быть любая ситуация. Смысл, который цель Святого Духа придает святому мигу, придан в равной мере каждой ситуации. Он приводит к той же приостановке неверия, изъятого и неиспользуемого, чтоб вера могла ответить призыву истины. Святое мгновение есть сияющий пример, ясная и недвусмысленная иллюстрация смысла всех отношений и всякой ситуации, увиденных единым целым. Верою принят каждый аспект ситуации, неверие же не навязало ей каких–либо исключений. Это есть ситуация абсолютного покоя уже лишь потому, что ты позволил ей быть тем, что она есть.
2. Лишь этой простой любезности у тебя просит Святой Дух. Дай истине быть тем, что она есть. Не вторгайся в нее, не нападай на нее и не мешай ее приходу. Дай ей объять любую ситуацию и принести тебе покой. Ведь даже веры, и той не просят от тебя, поскольку истина не просит ничего. Дай ей войти и она призовет и защитит ту веру, что так нужна тебе для обретения покоя. Только не восставай против нее, поскольку противодействие твое ей не преодолеть.
3. Разве же ты не желаешь сделать любую ситуацию святым мгновением? Ведь именно таков дар веры, свободно отданный повсюду, где за ненужностью неверие отринуто. Тогда–то сила цели Святого Духа высвобождается для пользования ею. Это могущество мгновенно преображает все ситуации в единое, неоспоримое и нескончаемое средство установления Его цели и демонстрации ее реальности. Всё это требовало веры, и вера была дана. А ныне это превратилось в факт, из коего веру уже не изъять. Напряжение, связанное с отказом в вере истине, — огромно и много больше, чем ты думаешь. Но ответ истине верой не вызывает никакого напряжения.
4. Тебе, признавшему зов Искупителя, теперь оставить безответным этот зов, кажется, стоит большего усилия, чем прежде. Это не так. Напряжение присутствовало и раньше, но ты приписывал его "чему–то другому" и видел в "чем–то другом" его причину. Это, однако, не было истиной. Ведь всё, что порождало это "что–то", были печаль, депрессия, болезни, боль и призрачные лики ужасов, и тьма, и душу леденящие, пылающие сновидения ада. Всё это было не чем иным, как невыносимым напряжением, рожденным отказом поверить в истину, увидеть ее неоспоримую реальность.
5. Таким было распятие Господня Сына. Его неверие стало тому причиной. Подумай хорошенько, прежде чем разрешить себе использовать свое неверие против него. Ведь он воспрял, а ты Причину его пробуждения воспринял как свою. Ты принял свою роль в его избавлении и ныне ты целиком в ответе перед ним. Не подведи его теперь, ибо тебе было дано понять, что значит для тебя твое неверие в него. Его спасение — твоя единственная цель. Увидишь в каждой ситуации лишь эту цель, и она станет средством, приносящим ее осуществление.
6. Когда ты принял истину как цель своих взаимоотношений, ты стал дарителем покоя, как твой Отец, дарующий покой тебе. Ведь цель — покой не принимается отдельно от его условий, а ты поверил в эту цель, ибо никто не принимает то, в реальность чего не верит. Твоя цель не изменилась и не изменится, ибо ты принял нечто, не поддающееся изменениям. Ни в чем, нужном ему, чтобы остаться неизменным, ты ему более не откажешь. Твое освобождение несомненно. Так же как получаешь, отдавай. И докажи, что ты поднялся много выше всякой ситуации, которая могла бы задержать тебя, оставив в разлуке с Тем, Чьему призыву ты ответил.