Главный и личный статусы
Кратко четыре описанных выше параметра статуса — наименование, определение, содержание и ранг — мы будем выражать одним термином — «позиция». Таким образом, статус — это позиция индивида в группе и/или обществе (рис. 11):
Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе — совокупность социальных статусов.
Рис. 11. Межличностные и социальные статусы
Личный (межличностный) статус — позиция человека в семье, бригаде, кругу друзей, спортивной команде. Личным он называется потому, что он:
♦ приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам;
♦ существует только среди лично знакомых или хорошо знающих вас людей. Место в групповой иерархии называется межличностным статусом, так
как оно оценивается относительно других людей.
Социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда — примеры межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые. Напротив, генерал или православный, будучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей, они определены местом индивида в социальной структуре общества.
Различия между двумя видами статусов — социальными и личными —хорошо видны на следующем примере. Старший сын и любимый сын — это разные статусы. Статус «любимого сына» — это позиция относительно конкретной семьи; именно в этой семье он — любимый сын. А в другой —он совсем не любимый сын, и в обществе он — нелюбимый сын. Позиция «старший сын» — характеристика общественная, или социальная. Что такое «старший сын»? В зависимости оттого, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим данного общества.
В вождестве социальные статусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до 50-го поколения предков. Считалось, что все люди в вождестве являются родственниками, так как весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.
Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Но степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что в результате количество степеней старшинства оказывается равным числу человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, который, в свою очередь, стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, имеющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.
В такой системе родовых отношений каждый, включая вождя, должен делиться со своими родственниками10.
Так как нет больших различий в статусе между членами вождества, трудно провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. В других вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вож-деств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества.
Таким образом, социальные статусы в вождестве основаны на принципе старшинства.
В Индии при разделе имущества лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нем лежала наибольшая ответственность — осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надлежало почитать старшего, как отца, и вообще в индийской семье заметна строгая дифференциация по принципу старшинства. Жену и сына древние индийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом.
В Великобритании подобная практика получила название майората. Майорат (majorat, от лат. major — старший) — это обычай, по которому общественный статус, титул, имущество и т.п. наследуются старшими сыновьями или дочерьми либо представителями старших родственных линий. Этот обычай возник на закате первобытного общества как практика наследования руководящей должности или имущества от отца к старшему сыну (либо от матери к старшей дочери, например у ирокезов). В конце XIX в. в некоторых странах, например в Прибалтике, майорат был распространен на крестьянскую собственность. У народов развитых стран сейчас он сохраняется только в Англии.
В России наследство делилось поровну, т.е. материальное право на получение своей доли имели все сыновья. Когда крестьянин как член поземельной общины на деревенском сходе ставил вопрос о наделении землей взрослых сыновей, вопрос решался положительно: из общинного земельного фонда, который уже был разбит на крестьянские поля, формировали новый надел, нарезая его полосами из разных участков. В результате получившийся надел представлял собой разбросанное по разным местам «лоскутное одеяло». Нередко отдельные полоски отстояли друг от друга на несколько десятков верст. Без транспорта перебираться с участка на участок и эффективно обрабатывать их было весьма затруднительно. Подобная, весьма непроизводительная система землевладения в дореволюционной России получила название чересполосицы.
Каждый член русской общины обладал двумя неотъемлемыми правами: 1) правом на труд, согласно которому по достижении определенного возраста община обязана была предоставить ему все необходимые для существования ресурсы, прежде всего землю; 2) право труда, по которому затраченные на обработку данного участка усилия, ресурсы и время автоматически делали крестьянина условным собственником земли (безусловным собственником земли в тогдашней России могли выступать лишь два субъекта — государь и помещик). Нарезание нового участка фактически сталкивало оба права, создавая между ними неразрешимое противоречие: с одной стороны, нельзя было не дать землю, на которой молодой парень мог приложить свой труд и прокормить семью, с другой — несправедливо обижать соседа, от уча-
l(J Kottak С. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 266-268.
стка которого отрезали удобренную его потом и кровью землю и передавали в другие руки. Долгое время сословно-бюрократическая Россия не могла избавиться от этого парадокса и развить эффективное сельское хозяйство.
В средневековой Англии дело обстояло иначе: из трех сыновей поместье, землю и замок получал только старший. Двое других, тоже с дворянскими титулами, отправлялись на заработки. В эпоху раннего Средневековья все рыцарское войско, участвовавшее в крестовых походах, состояло преимущественно или исключительно из вторых и третьих сыновей. Они зарабатывали на жизнь либо ожидали своей очереди, чтобы вступить в наследование поместьем. Некоторые устраивали тайные сговоры или открытое восстание против своих братьев. Если умирал старший брат, то следующий брат автоматически наследовал неделимое
имущество. Из тех, кто ожидал наследство, формировался наемный средний класс Нового времени. На социальной карте Европы появился средний класс — страта образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д.
Благодаря тому что земельные имения в Англии не дробились, в конце концов сформировался класс крупных феодалов, равных королю. Рыцари «круглого стола» — это первая практика парламентского плюрализма, основанная на статусно-имущественном паритете. Любой феодал мог возразить королю, и тот был вынужден его слушать.
На Востоке система старшинства достигла наивысшего расцвета. Здесь семьи представляют собой разветвленные родственные системы по 200—300 человек — мощные родственные кланы. Эту империю возглавляет старший сын, который по прошествии времени передает бразды правления своему старшему сыну. Институт старейшин восточного рода держится на преемственности поколений старших сыновей. На старшего сына, управляющего разветвленным родом, замыкаются все связи — экономические, хозяйственные, политические. Он женит и разводит, заботится о приданом и трудоустройстве всех родственников, решает имущественные и межличностные проблемы, изгоняет из своего клана и принимает новых членов, ведет дипломатические переговоры и объявляет войну.
Современный трайбализм, процветающий в Средней Азии и Закавказье, — это механизм рекрутирования кадров по клановому признаку, который ярко проявляется в ходе всех постсоветских избирательных кампаний. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и цивилизованные рыночные отношения. Если старший сын занял высокостатусную позицию, как все посты «рядом» занимает его родня. Для общества это большой минус, для рода — огромный плюс. Глава рода выполнил свою функцию — трудоустроил родственников, окружил себя надежными людьми, повысил социальный капитал клана. Старший сын — это своего рода президент компании, глава кабинета, король для подданных.
Итак, на примере старшего сына и любимого сына мы пришли к выводу о том, что существуют две качественно разные системы, или типологии, статусов — межличностные (или личные) статусы и общественные (или социальные) статусы.
Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы — сын или дочь, а в учебной аудитории — студент или студентка. В течение жизни человек утрачивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студент-первокурсник). Когда человек теряет какой-либо статус, освобождает какую-либо позицию в обществе, на его место приходит другой человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.
Межличностные статусы — это точки в групповой иерархии. Сколько малых групп — столько систем иерархий, или систем координат, по отношению к которым определяются статусы.
Среди социальных статусов, принадлежащих одному человеку, всегда найдется ключевой, или главный.
Главным статусомназывается наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Главный статус определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров —должность или иерархический ранг.
Для женщин главным часто оказывается статус домохозяйки, а для мужчин — статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, рабочий на промышленном предприятии. Общество издавна закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее психологически ему потерять статус. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса — кормильца семьи.
Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. Термин «социальный статус» употребляется в двух значениях: широком и узком. С употреблением в широком смысле слова мы уже познакомились (вспомните его). Социальный статус в узком смысле — положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. Поэтому к любому негру — талантлив он или нет, добродетельный или злодей — относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед расовыми. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример — предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она — женщина.
Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенству-
юшую роль среди незнакомых людей, а личный —среди знакомых. Представляясь незнакомым, каждый из нас называет прежде всего место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.
Предположим, что господин N нанимает человека, по отношению к которому в его обществе сложились социально-групповые предрассудки, например негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда новые работники раскрыли свои трудовые и личные достоинства, окружающие изменяют свое отношение — главным для них стал личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный.
Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, поскольку он участвует во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Например, врач N обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся, как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.
На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. На одежде орнамент указывал социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д.