Вопрос 21: Понятие и типы личности
Прежде чем говорить о личности, необходимо проанализировать более общее, широкое и родовое понятие — «человек». Человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека — его способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и интересов. Человек по своей природе является целостным биосоциальным. Совокупность социально значимых качеств человека образует понятие «личность». Человеку присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования.
Человек является предметом изучения различных областей знания. Так, экономические науки изучают его как производителя материальных благ, социально-политические и другие научные направления — как производителя духовных благ, ценностей, как политического деятеля. Психология интересуется психологической компонентой человека, а медицина и другие естественные науки — его биологической системой.
Социология как наука об обществе, рассматривая человека, тесно взаимодействует, в первую очередь, с другими гуманитарными, общественными науками: социальной философией, антропологией, психологией, педагогикой, политологией, правоведением, историей, экономикой. В частности следует отметить важное методологическое значение социальной философии. Объясняется это тем, что.философия изучает человека в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, закономерность его развития как биологического, природного и социального существа. В этом ей (и социологии) помогает антропология, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, примитивных традиционных систем.
Только социализируясь, т. е. приобретая общественные, социальные качества, человек становится личностью. Личность трактуется в двух смыслах. Во-первых, личность рассматривается как устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена человеческого общества, той или иной общности, группы. Во-вторых, под личностью понимают индивидуального носителя указанных черт, свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек» и т. д.). Именно на такого рода идеальный тип личности ориентируется общество в процессе социализации, воспитания молодого поколения, в том числе в своем представлении о том, каким должен быть в силовых структурах военнослужащий, милиционер (полицейский), боец спецназа, спасатель и т. д.
Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство (или значительная часть) данного общества, той или иной общности (например, тип торгового человека, получающего доход за счет разницы цен и махинаций; мафиозный тип личности, коррумпированный чиновник и т. д.). С учетом преобладающих социальных ориентации некоторые исследователи выделяют следующие типы личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный.
Вопрос 22: Социальный статус и социальная роль личности.
Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями.
Типы статусов
1) генеральный(всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), 2) предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.
3) приобретенные (достигнутые)– статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.
Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей). Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.
Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.
Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически.