Высшее образование и наука
Школьное образование позволяет вам овладеть только элементарным уровнем научных знаний, а их углубление происходит только благодаря высшему образованию. Оно завершается в аспирантуре и докторантуре, после окончания которых индивид в состоянии профессионально заниматьсяприращением новых знаний.
Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в 5 веке до н. э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время — в XVI—XVII веках и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.
Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т. е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. В этом смысле наука важнее образования.
В большинстве европейских стран два процесса — получение ираспространение нового знания — стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Университетский профессор — одновременно исследователь-ученый и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование — другие. Большой наукой занимается Академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских институтов, а образованием занимается Министерство среднего и высшего образования, которому подчинены сотни тысяч школ и вузов.
Структура и кадры науки. Центральным учреждением в нашей стране, ответственным за состояние и уровень науки, выступает Российская академия наук (РАН). Она учреждена в 1991 г. на базе Академии наук СССР, но ведет свою историю с 1724 г. от Петербургской АН. В 1994 г. в ней было свыше 440 действительных членов, 600 членов-корреспондентов, 120 иностранных членов. РАН объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; информатики, вычислительной техники и автоматизации; общей технической химии; физиологии; общей биологии; геологии; географии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка и др. У нее есть региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры.
Наряду с Академией наук в нашей стране существовали и отчасти существуют сегодня сотни отраслевых НИИ. Так называются научно-исследовательские институты, которые подчинены и финансируются всевозможными министерствами и ведомствами. Если академические институты, по определению, развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают к конкретным техническим задачам фундаментальные знания.
Основу высшего образования составляютвузы. Они готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. В Японии, как и в некоторых других странах, к вузам относятся университеты, колледжи с четырехлетним, медицинские колледжи с шестилетним, младшие колледжи с двухлетним и специализированные училища, т. е. технические колледжи, с пятилетним обучением. Но подлинно высшим сами японцы считают только университетское образование. Чтобы поднять престиж колледжей, в некоторых из них введена аспирантура, что, по мнению японских социологов, оказывает позитивное влияние на репутацию учебных заведений и помогает сохранять устоявшуюся численность студентов*.
* Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1996. С. 326.
Основными разновидностями вуза в нашей стране сегодня являются университеты, академии и институты. Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответствии с 4-летней, 5-летней или 6-летней программой обучения.
Таблица 5
Структура высшей школы России*
* Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998. С. 7—8.
Среди трех форм высшего образования самым престижным и модным в 90-е годы являлся университет. По стране прошла волна переименований институтов в университеты, в результате чего количество последних за период 1986 —1997 гг. возросло с 40 до 236, т. е. в 5,9 раза.
В 90-е годы отечественная наука и высшее образование вошли в полосу неблагоприятных, а по мнению отдельных специалистов, катастрофических перемен. В период с 1991 по 1994 гг. объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составляет 70—90 тыс.* Сегодня приток молодых кадров резко уменьшился. Экспериментальное оборудование в научных институтах устарело и используется неэффективно. Все это крайне негативно сказывается на состоянии научных исследований и разработок, а следовательно, и на возможностях технологической модернизации производства.
* Ракитов А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 10.
Научный потенциал России за последние 10— 15 лет резко сократился. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания постоянно сокращается. Если в 1970 г. в СССР на 90 млн занятых в народном хозяйстве приходилось 3,3 млн специалистов, занятых в науке, в 1980 г. — 3 млн, то в 1996 г. в России на 66 млн занятых было менее 1 млн ученых и преподавателей*. И спад продолжается**. Несколько иначе выглядит статистика подготовки научных кадров высшей квалификации. С 1991 по 1997 г. число кандидатов наук снизилось на 24%, а численность докторов наук, выполняющих исследования и разработки, увеличилась на 28%. Наибольший прирост наблюдался в области физико-математических, медицинских, педагогических, психологических, социологических наук***.
* Левашов В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России. Проблемы измерения и прогнозирования // Независимая газета (приложение НГ—Наука). М., 1999. 19 мая, № 88. С. 13; Римашевская Н.М. Экономика домашнего хозяйства по результатам таганрогских исследований // Сер. Демография и социология. 1997. № 16. с.10—19.
** Ракитов А.И. Указ. соч. С. 10.
*** Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Социол. исслед. 2000. № 3. с.120.
Научный потенциал определяется прежде всего количеством и качеством специалистов. Их готовят высшие учебные заведения. Но и сейчас высококвалифицированных специалистов (в расчете на 100 жителей), способных воспринять и адаптировать науку к технологии и жизни, у нас меньше, чем в развитых странах. В начале 90-х годов на каждую сотню трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет в США приходилось 35 человек с высшим образованием, в Канаде — 30, в Швейцарии — 28, в Японии и Швеции — 21, в Финляндии — 18, в Германии — 17, Англии — 15, во Франции — 14 человек*. У нас дело обстоит гораздо хуже, чем у лидеров этого списка.
* Ракитов А.И. Указ. соч.
До начала проведения реформы высшей школы кадровый научный потенциал научных учреждений и подразделений в России распределялся следующим образом: отраслевые институты — 84%, вузовские научные подразделения — 12% и академические структуры — 4% (преподавательский состав, согласно действовавшим тогда правилам статистического учета, к научным кадрам не причислялся)*.
* Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 122.
В результате ликвидации ряда министерств, межотраслевой и профессиональной мобильности (миграции и эмиграции научных кадров) структура занятых в науке значительно изменилась:
· резко сократилось (почти вдвое) число занятых в отраслевых институтах (в том числе и по причине ликвидации ряда из них);
· многие кадры из академических отраслевых институтов перешли работать в вузы, усилив их научный потенциал;
· расширилась научная и учебная деятельность вузов, чему способствовало увеличение доли хозрасчетных и финансируемых различными фондами научных проектов;
· появилась новая система — негосударственные («частные») научно-образовательные структуры;
· резко расширились формы «двойной» занятости: на кафедрах и в исследовательских подразделениях.
Сегодня в вузовском секторе занято 48%, академическом — 27%, отраслевом — 26%, в негосударственном — 16% научных работников*. В целом по науке статистика такова: за период с 1991 по 1998 г. число организаций, выполняющих исследования и разработки, в стране сократилось с 4646 до 4110. Однако начиная с 1995 г. наметилась тенденция к сокращению темпов падения научного потенциала. В 1998 г. НИИ составляли 61,2% всех научных организаций, конструкторские бюро — 9,8%, вузы — 9,3%, проектные организации — 2,8%, промышленные предприятия — 8,1%**.
* Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 123.
** Бердашкевич А.П. Указ. соч. С. 120.
Средний возраст преподавателей российских вузов довольно высокий — 46,4 лет. Средний стаж преподавательской работы — 19 лет. В структуре научно-педагогических кадров кафедр сегодня преобладают лица от 41 до 60 лет и старше (69,6%). Очень небольшой процент молодежи до 30 лет — 9,9%.
В Америке картина в чем-то схожая с нашей. Средний возраст преподавателей, занимающих постоянные штатные должности в Гарвардском университете (США), составляет примерно 55 лет, и обычно профессор является признанным мировым авторитетом в той или иной области. Среднегодовой заработок профессора составляет 70 тыс. долл.*
* Розовски Г. Университет: Руководство для владельцев. М. 1995. С. 165.
Исследования подтверждают процессстарениянаучных и профессорско-преподавательскихкадров российских вузов. В наибольшей степени он затронул классические университеты, в 2/3 которых практически прекратился приток молодых кадров. Состав преподавателей по полу пропорциональный: 50,4% — мужчин и 49,6%— женщин. Доля мужчин меньше, чем женщин, в составе преподавателей гуманитарных вузов (факультетов) — 39,4%, педагогических вузов — 30%; в экономических вузах (факультетах) примерно равная — 48,4%, и больше, чем доля женщин, в технических вузах — 57,1%. Доля женщин значительно выше среди молодых преподавателей, а мужчин — среди преподавателей старшего возраста*.
* Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 123, 137.
«По общему признанию экспертов, кадровое обеспечение вузов является сегодня наиболее сложной и противоречивой проблемой. С одной стороны, в образовательные учреждения пришли ученые из академических структур: за последние 5—6 лет количество докторов наук в каждом вузе возросло в среднем с 18 до 25; намечается количественный рост аспирантского корпуса. С другой стороны, по мнению опрошенных проректоров, в перспективе (4—5 лет) следует ожидать трудностей, связанных со сменой поколений, недостатком преподавателей молодого и среднего возраста, уходом из вузовской системы наиболее квалифицированных кадров, относительным снижением квалификационного уровня набираемых преподавателей»*.
* Там же. С. 90.
Ухудшение качественного состава кадров отчасти вызвано тяжелым материальным положением вузов и снижением престижа преподавательского труда. По состоянию на апрель 1997 г. среднемесячный бюджет семьи преподавателей из трех человек составлял примерно 245 долл. 18,4% преподавателей жили в нищете (чтобы прожить, им приходилось занимать деньги или продавать личные вещи); еще 62,8% преподавателей находились в бедности, т. е. денег у них хватало на питание и оплату коммунальных услуг, но не более. В итоге в условиях бедности или нищеты находилось 81,2% преподавателей*.
* Там же. С. 139.
Из-за плохихматериальных условий примерно 40% преподавателей «подумывают» об уходе из вуза (в первую очередь молодые преподаватели). Поскольку средний возраст преподавателей приближается к 50 и на кафедрах много пожилых, большинству из них уходить некуда. В вузах часть преподавательских кадров, особенно пожилого возраста, оказалась в ситуации «вынужденного закрепления». Им остается только подрабатывать. Чтобы выжить, так поступают две трети преподавателей. В результате общая нагрузка резко увеличивается, а если учесть возраст, то для некоторых она становится критической. На дополнительной работе приходится трудиться не менее интенсивно, чем на основной. Но и на основной работе, когда из вуза уходит молодежь, нет притока кадров, а сфера коммерческого обучения расширяется, средняя часовая нагрузка не уменьшается, но часто даже возрастает. К тому же, надо поспевать за ростом информации и обновлением научных знаний. Следовательно, возрастают затраты времени и сил на предлекционную подготовку, освоения нового учебно-методического материала.
В 90-е годы в стране одновременно наблюдались два противоположных процесса:падение престижа первого высшего образования ибум на второе образование. Бывшие инженеры, физики и педагоги, некогда закончившие вузы и не сумевшие устроиться по специальности, переобучались на более рыночные профессии, тех же менеджеров и юристов. Таким образом, в тот период одни профессии оказались нерыночными и вступительный конкурс в соответствующие вузы резко снизился, а другие пользовались огромным спросом и по ним открывали дополнительный прием, в том числе для получения второго образования. Самым популярным оказалось второе экономическое образование. Сегодня экономические факультеты есть практически во всех высших учебных заведениях, как государственных, так и негосударственных. Если в 1986 г. обучение экономической специальности осуществлялось в 186 вузах, то в 1994 г. — в 372 университетах, академиях и институтах*.
* Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998. С. 113.
Финансирование. В 70-е годы наша страна расходовала на образование 10—12% национального дохода, поэтому в тот период СССР лидировал в соревнованиях с США по числу обучающихся и высших и средних специальных учебных заведений на 10 тыс. человек населения. В 80-е годы СССР утерял свое лидерство. На обучение школьника в СССР тратили в 12 раз меньше, чем США, а на студента — в 6 раз. Наш специалист был и остается самым дешевым в мире. В 90-е годы ситуация не улучшилась, а скорее ухудшилась: выделение денег на науку и образование существенно сократилось. Годовой расход на подготовку студента в вузах США в 8,4 раза, в Англии в 6,4 раза, в Японии в 6,3, в ФРГ — 5,4 раза больше, чем в России. Годовой бюджет Мэрилендского университета США составлял в начале 90-х годов более 1 млрд долларов, а МГУ — примерно 10 млрд рублей. В целом же доля затрат на народное образование в процентах к национальному доходу в России составляет около 3% (1992г.), в США — 12,2%, в ФРГ — 12,1%. В начале 90-х годов доля национального дохода на образование в России составляла 4—5%, США — 10—12%*, В США расходы на образование с 1960 по 1990 г. выросли с 24 до 353 млрд долларов, или в 14,7 раза; при этом на высшую школу они увеличились в 20 раз. На обучение одного студента в Японии расходуется средств в 4,7 раза, в США — в 5,4 раза, в Англии — в 5,8 раз больше, чем в нашей стране**.
* Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995. С. 134,
** Россия сегодня: реальный шанс. М., 1994. С. 57.
Несмотря на некоторый рост объемов затрат на науку за два последние года, их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) остается низкой и сильно отстает от уровня, достигнутого в странах «Большой семерки». Так, если этот показатель в Японии достигал 2,83%, в США— 2,61%, во Франции— 2,32%, в Германии— 2,28%, в Великобритании— 1,94%, то в России в 1997 г. он составил 0,94%*. Хотя объем ассигнований на науку из федерального бюджета в 1997 г. повысился на 27% по сравнению с 1996 г., он все еще недостаточен и составляет всего 25% от уровня 1991 г.** В федеральном бюджете 2000 г. предусмотрено повышение расходов на науку на 124% больше, чем в 1999 г.***
* Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Социол. исслед. 2000. № 3. С. 122.
** Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Социол. исслед. 2000. № 3. С. 123.
*** Там же. С. 120.
Сегодня в колледжах и университетах США трудятся 700 тыс. профессоров и преподавателей, а учатся 12 млн студентов. Ежегодно профессора получают более 6 млрд долл. от федерального правительства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государство ежегодно выделяет 35 млрд долл. на государственные вузы*.
* Bok D. Universities and the Future of America.1990 — p.10
В 1997 г. на высшую школу российское государство тратило всего 1,76% расходной части бюджета*. Существующий уровень финансового обеспечения сферы высшего образования экспертами оценивается в 30—40% от необходимого для нормального ее функционирования**.
* Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Указ. соч. С. 7.
** Дронов В.Е., Быховская А.Ю. финансовые средства вузов / материалы международной научной конференции «Ломоносовские чтения—1998». М., 1999. С. 117.
Вузы пытаются приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Изыскиваются возможности дополнительного материального поощрения, создаются параллельные коммерческие образовательные структуры; предоставляется большая свобода в чтении авторских курсов при снижении кафедрального контроля за их содержанием; делаются попытки целевой подготовки и закрепления на кафедрах студентов и аспирантов для обеспечения внутренних потребностей в кадрах, в том числе с предоставлением материальных льгот, зарубежных стажировок и заключением целевых договоров. При этом усиливается тенденция к использованию труда совместителей, в том числе преподавателей-практиков. Как негативный следует отметить факт усиливающейся феминизации преподавательских коллективов»*.
* Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 90.
Университеты в России. Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Россия к XVIII в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отношении, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограниченной монархии, незаинтересованность царского правительства в широком просвещении народа, отсутствие гражданского общества, традиций письменного права. Неразвитость начального и среднего образования не создала условий и для своевременного появления университетов.
Если в Европе первые университеты появились в XI—XIII веках в Италии, Испании, Франции, Англии, то в России — только в XVIII веке. К ним относятся Академический (1726—1766, Петербург) и Московский (с 1755).
До конца XIX в. было открыто всего девять университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский — 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский университет в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в начале XX в. (до революции 1917г.) — Саратовский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (1916)*. Всего в 1916 г. в стране было 11 университетов. Однако кроме университетов в Российской империи функционировало около 100 высших учебных заведений**.
* Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. С. 22.
** Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., 1912. С. 37.
В 40-е и 50-е годы XX отмечается небывалый подъем университетского образования. Успехи советской науки в исследованиях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достижения подняли престиж высшего образования на максимальную высоту. Ни в какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда.
Подъем продолжался до конца 70-х годов, когда выпуск вузовских увеличился в 50 раз по сравнению с дореволюционным временем*. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интеллигенции, которая, вопреки идеологическому давлению и политическим преследованиям, прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции, выступают выпускники университетов.
* Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967, С. 8.
В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных университета, остальные 96 — государственные. Хотя большинство университетов Англии государственные, они отнюдь не бесплатные. Граждане Британии до недавнего времени не платили за обучение, но с 1998 г. английские вузы стали взимать плату— максимум 1 тыс. фунтов в год (примерно 1700 долл.). Иностранцы платят в 5—10 раз больше*. В английских университетах сегодня обучается 1,6 млн студентов, т. е. 30% выпускников средних школ**. В Австралии высшее образование платное для всех студентов, и иностранные студенты платят в два раза больше. Анализ западной литературы показывает ведущую роль государственных вузов и университетов в высшей школе и государственного финансирования их деятельности (от 50% в США до 80—90% в странах Западной Европы). Причем в государственных вузах США на долю госбюджета (на всех уровнях управления) приходится 80% их финансовых ресурсов, в Западной Европе этот же показатель составляет почти 90%***.
* Иванющенкова М. Высшая школа ее величества // Деньги. М., 1999. № 14. С. 30.
** International Guide to Qualifications in Education. British Councl. 1998. P. 11.
*** Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
Обучение в университете во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных университетах, в несколько раз выше. Как правило, конкурс в государственные университеты везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых большинство. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т. д. Самые крупные взносы установлены в медицинских учебных заведениях, где первый учебный год обходится студенту в сумму, более чем в два раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего*.
* Латышев И.А. Материальная и духовная издержки образования в Японии // Япония 82. М., 1983. С. 216.
Благодаря развитой системы образования наша страна и в 60-е, и на пороге 90-х годов была одной из самых образованных в мире. Это подтверждалось такими данными, как: коэффициент грамотности взрослого населения, доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, число студентов на 10 тыс. человек населения, а также доступность, всеобщность и бесплатность образования. По уровню грамотности взрослого населения Россия практически не уступала развитым странам мира. В России в вузе или техникуме учился каждый 30-й россиянин, в США — каждый 20-й житель страны*.
* Положение детей в мире. ЮНИСЕФ, 1990; О государственной политике в области высшего образования. М., 1992.