Понятие и типы социальных групп

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его соци­альной группой. Именно группа для индивида является пред­ставителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага.

Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть обще­ство, «другие люди». По определению С.С. Фролова, «соци­альная группа — это совокупность индивидов, взаимодейству­ющих определенным образом на основе разделяемых ожида­ний каждого члена группы в отношении других

Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, мы будем называть социальной взаимосвязью.

Социальная взаимосвязь бывает двух типов: экспрессив­ная и инструментальная. Экспрессивные связи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родствен­никами, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости.

Инструмен­тальные связи — это связи, лишенные эмоционального ас­пекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, на­правленного на достижение какой-то цели. Таким связям" мы обычно не придаем эмоционального значения, называя их чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями делятся на типы и сами социальные группы. Таких типов два: первичные груп­пы и вторичные.

Под первичной группой мы понимаем груп­пу, члены которой объединены связью первого типа, то есть, эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первич­ная группа обладает безусловной значимостью для индиви­да: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.

Вторичные группы — это группы, в которые ин­дивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях. На­пример, семья — это первичная группа, а школьный класс — вторичная.

Между первичной и вторичной группой возможны взаи­мопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально со­бравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближа­ются в процессе групповой деятельности и становятся необ­ходимыми друг для друга. Так в среде, допустим, студенче­ской группы возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выпол­нении ряда условий. Во-первых, чем меньше численно вто­ричная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения. Во- вторых, частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаи­моотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в про­цессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы со­циальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется большая часть потребностей индивида, таких, как потреб­ность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому вто­ричные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Напри­мер, чем крепче первичные групповые связи воинских час­тей, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инст­рументами социального контроля. Они добиваются от инди­видов поведения, соответствующего нормам и ценностям, при­нятым в группе. Порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весо­мее, нежели критика со стороны «общества в целом».

Мощное влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы не принад­лежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным прове­сти грань между внутренними и внешними группами.

Внут­ренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим, В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они».

Следовательно, внутренние группы можно оп­ределить как «наши группы», а внешние — как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социальных демаркационных линий, — указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается.

Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некото­рые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религи­озные, политические, профессиональные, языковые, кровно­родственные группы, социально-экономический класс.

Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одно­временно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих груп­пах поближе познакомились друг с другом, выработали неписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли. В течение второй недели экспе­риментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероп­риятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бей­сболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада.

Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемой «фазы интеграции», Музафер Шериф постоянно сводил обе группы подростков в раз­личных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих.

Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность между группами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний по­вод для соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций, в которых две группы были вынужде­ны работать сообща для достижения одной цели, например, аварийный ремонт лагерного водопровода. Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых грани­цах, работа для достижения общей цели уменьшила враждеб­ность к представителям внешней группы и сгладила межгруп­повые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведе­нию в соответствии со стандартами, заложенными в группо­вом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к боль­шому множеству различных групп, — каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную субкуль­туру или контркультуру, — стандарты, которыми мы пользу­емся для оценки и организации нашего поведения, также различаются.

Референтные группы — это социальные еди­ницы, на которые мы ориентируемся при оценке и формиро­вании наших взглядов, чувств и действий. При формирова­нии своих установок и убеждений и при осуществлении сво­их действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеж­дения и действия воспринимаются ими как достойные подра­жания. Такие группы называются референтными группами.

Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической иденти­фикации.

Наличие референтные групп помогает нам объяс­нить кажущиеся противоречия в поведении: например, рево­люционер—выходец из аристократических кругов; католик— вероотступник; профсоюзный деятель—реакционер; потрепан­ный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; и горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами.

Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы ви­деть себя полноправными членами какой-нибудь группы — или мы стремимся к членству в какой-то группе, — мы при­нимаем групповые стандарты и принципы.

Мы «культиви­руем у себя» соответствующие жизненные принципы, поли­тические убеждения, музыкальные и гастрономические вку­сы, сексуальные нормы и отношение к употреблению нарко­тиков. Наше поведение задается принадлежностью к конкрет­ной группе. Мы также используем стандарты своей референт­ной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оцениваем свою внешнюю привлекательность, интел­лект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощуще­ние относительной депривации — неудовлетворенности связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятель­ства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, мы должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы).

Например, клерк в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности.

Ощущение относительной депривации часто при­водит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Од­нако не все референтные группы являются положительными. Мы используем также негативные референтные группы — социальные единицы, сравнением с которыми мы стремимся подчеркнуть различия между собой и другими.

Наши рекомендации