Понятие «группа». Классификации социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Социальная психология, предмет, связь с другими научными дисциплинами, методы.

Социальная психология - отрасль психологии, где изучаются психические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, а также психологические характеристики этих общностей.

В структуру социальной психологии входят три круга проблем:

1. социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (OnLine, телевидение, пресса и т. д.), включая все стороны их воздействия на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий.

2. социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельности людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совместимости в замкнутых и изолированных группах и т. д.

3. проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций, формирования установок личности и их динамики и т. д.

Связь с другими научными дисциплинами:

- философия, социология и другие общественные науки предоставляют СП (соц.псих.-ии) возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности психологических явлений и процессов и специфики обществ.сознания, их происхождения,особенностей развития, роли в жизни и деятельности людей.

- общая психология позволяет СП более точно понять и методологически правильно осмыслить психолог.особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем соц.психики.

- исторические науки показывают СП, как осуществл.развитиесоц.психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений

- политические науки помогают СП правильно понять, какие полит.явления (процессы) и как влияют на обществ.сознание людей, как изменяется соц.психика людей в условиях полит.деятельности или под её влиянием.

- экономические науки раскрывают СП сущность и своеобразие экономических процессов в обществе,показывают им, как они влияют на общественные отношения.

- культурология/этнология исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнич.общностей, дают возможность СП адекватно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

- педагогические науки предоставляют СП информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по соц-псих.обеспечению этих процессов.

Методы СП:

Основные:

А. Наблюдение. Наиболее распространенный метод, с пом.которого изучают СП явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Бывает житейским (регистрация фактов случайного неорганизованного характера), научным (организовано по четкому плану, фиксируется в спец.дневнике), включенное (исследователь включен в процесс), невключенное (исследователь не участвует в процессе).

Б. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения. Бывает лабораторный( вспец.организованных условиях, испытуемые действуют по инструкции), ествественный (в естественных условиях), констатирующий (изучение конкретных СП явлений), формирующий (развивает опред.кач-ва испытуемых и их групп).

В. Социометрия. Используется для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Предполагает опрос всех членов группы с последующей математ.истатистич.обработкой результатов и построения социограммы.

Вспомогательные: Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений об СП явлениях от других людей, опросы – изучение ответов на конкретные вопросы (письменный, устный, интервью), анализ результатов деятельности – изучение результатов совместной деятельности людей, тестирование – испытуемые выполняют опред.действия по заданию исследователя (проективное, психокоррекционное).

2. Этапы развития социально-психологических идей.

Первый этап. Родоначальниками накопления СП знаний считаются китайские и греческие учёные (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций и другие), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определённые психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и итд.

Второй этап. В средние века и позднее, зарубежные и отечественные учёные (Макиавелли, Гоббс, Данилевский, Герцен) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с её характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных СП явлений и процессов – общения и взаимодействия представителей различных общностей.

Третий этап. В середине 19-го века за рубежом появились три социально-психологические теории – психологии народов, психологии масс, инстинктом социального поведения, – которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических законов СП. Огромный импульс развитию СП исследований придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал 20-й век, и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных СП явлений (страха, паники, снижения сплочённости населения и военнослужащих в группах, в социальной дезорганизации и дезинтеграции, СП конфликтов и т.д.).

Четвёртый этап. В 20-40ые годы 20-го века СП постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения СП феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Внутри социальной психологии начинают зарождаться и усовершенствоваться её новые отрасли: этнопсихология, Политическая психология, психология управления, конфликтология и другие.

Виды и стороны общения.

Стороны общения.

Межличностные, когнитивные, коммуникативно – информационные, эмотивные, конативные.

- Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

- Когнитивная сторона позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнёра.

- Коммуникативно–информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

- Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнёров.

- Конативная (поведенческая) служит цели согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнёров.

Виды общения – вербальное и невербальное; межличностное и массовое; межперсональное и ролевое; доверительное и конфликтное; кратковременное и длительное; законченное и не законченное; прямое и опосредованное; личное и деловое.

- Межличностное общение связано непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

- Массовая общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

- Персональное - участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

- Ролевое - участники выступают как носители определённых ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчинённый). В ролевом общении человек лишается определённый спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.

- В ходе доверительного общения передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

- Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

- Личное общение – это обмен неофициальный информацией.

- Деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность.

- Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

- Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видео техники).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Мотивы, виды.

Мотив — это предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Потребность — некая абстракция, обобщение, реально данное человеку на «языке мотивов». Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив — это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично.

1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, потому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Названные градации довольно условны. Например, одежда как мотив в равной мере относится к материальному и духовному. Существует особый класс функциональных потребностей и мотивов. Их суть в том, что источником активности выступает потребность человека в функционировании. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по «пирамиде» А. Маслоу. Разнообразие подобных схем представляется неисчерпаемым.

2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет психологии мотивации изучать непростые реалии собственно человеческого бытия, не упрощая их, например, до исключительно материальных стимульно-реактивных конструкций.

3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Конечно, «меры» широты и продолжительности являются здесь исключительно качественными, относительными. Дело в том, что человеку необходимы всякие мотивы, ибо они реализуют разные функции в общем мотивационном обеспечении деятельности и жизни.

Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами. Например, широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие являются реальными побудителями. Положим, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную, субъективно не нужную работу. Тогда узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: угроза наказания, возможность поощрения, просто необходимость действования. Но одним этим человеку психологически выжить трудно. Нужны какие-то более долговременные и широкие смыслы: будущая жизнь, мечты, нравственные ценности. Широкие и узкие мотивы могут меняться местами, перераспределять свои функции, что ведет к осмыслению и переосмыслению всего происходящего с человеком и в человеке.

3. Наконец, мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, «понимаемыми» и реально действенными. Положим, младший школьник знает, что учиться нужно для будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения обязанностей, подражания сверстникам или родителям. Но для выпускника школы ранее просто понимаемый мотив может преобразоваться в мотив реально действующий. Оттого изменятся и учебная деятельность, и субъективное отношение к ней, и мотивационная сфера личности. Аналогичное перераспределение функций может происходить между мотивами осознанными и неосознанными.

Мотивация, виды.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Виды:

1. Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

2. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

3. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

4. Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

5. Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

6. Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

7. Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными.

8. Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы)

9. Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

10. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

11. Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

12. Мотив аффилиации — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

13. Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Типы личности.

Тип личности определяется различным сочетанием следующих признаков: экстраверсия – интроверсия, иррациональность – рациональность, логика – этика, интуиция – сенсорика.

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов (E) направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним. Интроверты (I) обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Их интерес к предмету отличается глубиной. Интроверты более склонны создавать и переделывать объекты, «воспитывать». Они больше ориентируются на отношения и взаимосвязи. Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Интровертов обычно характеризуют как «скромных». Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Иррационалы и рационалы

Иррационалы (P) ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. Иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Характерные фразы для таких людей: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет». Рационалы (J), ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные фразы: «Капля камень точит», «Ну, подведем итоги».

Этики и логики

Этики (F) сравнивают содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный. Логики (T) ориентируются больше на объективные законы, истинные утверждения. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «внесем ясность», «эффективное доказательство», «проанализируем детали», «обдумаем решение», «нужно (не нужно) для дела», «заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д. Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. Есть множество примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли.

Интуиты и сенсорики

Интуиция (N) (не стоит путать с бытовым «предчуствием») сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее. Однако, ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, эти люди могут быть рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Жизненная позиция: «Поживем – увидим». Сенсорика (S) сортирует информацию в пространстве. Это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости. Люди сенсорного типа живут ощущениями: более полно воспринимают природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень хорошо чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Вместе с этим, сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Он рассчитывает на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Социальная психология, предмет, связь с другими научными дисциплинами, методы.

Социальная психология - отрасль психологии, где изучаются психические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, а также психологические характеристики этих общностей.

В структуру социальной психологии входят три круга проблем:

1. социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (OnLine, телевидение, пресса и т. д.), включая все стороны их воздействия на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий.

2. социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельности людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совместимости в замкнутых и изолированных группах и т. д.

3. проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций, формирования установок личности и их динамики и т. д.

Связь с другими научными дисциплинами:

- философия, социология и другие общественные науки предоставляют СП (соц.псих.-ии) возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности психологических явлений и процессов и специфики обществ.сознания, их происхождения,особенностей развития, роли в жизни и деятельности людей.

- общая психология позволяет СП более точно понять и методологически правильно осмыслить психолог.особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем соц.психики.

- исторические науки показывают СП, как осуществл.развитиесоц.психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений

- политические науки помогают СП правильно понять, какие полит.явления (процессы) и как влияют на обществ.сознание людей, как изменяется соц.психика людей в условиях полит.деятельности или под её влиянием.

- экономические науки раскрывают СП сущность и своеобразие экономических процессов в обществе,показывают им, как они влияют на общественные отношения.

- культурология/этнология исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнич.общностей, дают возможность СП адекватно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

- педагогические науки предоставляют СП информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по соц-псих.обеспечению этих процессов.

Методы СП:

Основные:

А. Наблюдение. Наиболее распространенный метод, с пом.которого изучают СП явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Бывает житейским (регистрация фактов случайного неорганизованного характера), научным (организовано по четкому плану, фиксируется в спец.дневнике), включенное (исследователь включен в процесс), невключенное (исследователь не участвует в процессе).

Б. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения. Бывает лабораторный( вспец.организованных условиях, испытуемые действуют по инструкции), ествественный (в естественных условиях), констатирующий (изучение конкретных СП явлений), формирующий (развивает опред.кач-ва испытуемых и их групп).

В. Социометрия. Используется для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Предполагает опрос всех членов группы с последующей математ.истатистич.обработкой результатов и построения социограммы.

Вспомогательные: Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений об СП явлениях от других людей, опросы – изучение ответов на конкретные вопросы (письменный, устный, интервью), анализ результатов деятельности – изучение результатов совместной деятельности людей, тестирование – испытуемые выполняют опред.действия по заданию исследователя (проективное, психокоррекционное).

2. Этапы развития социально-психологических идей.

Первый этап. Родоначальниками накопления СП знаний считаются китайские и греческие учёные (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций и другие), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определённые психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и итд.

Второй этап. В средние века и позднее, зарубежные и отечественные учёные (Макиавелли, Гоббс, Данилевский, Герцен) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с её характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных СП явлений и процессов – общения и взаимодействия представителей различных общностей.

Третий этап. В середине 19-го века за рубежом появились три социально-психологические теории – психологии народов, психологии масс, инстинктом социального поведения, – которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических законов СП. Огромный импульс развитию СП исследований придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал 20-й век, и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных СП явлений (страха, паники, снижения сплочённости населения и военнослужащих в группах, в социальной дезорганизации и дезинтеграции, СП конфликтов и т.д.).

Четвёртый этап. В 20-40ые годы 20-го века СП постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения СП феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Внутри социальной психологии начинают зарождаться и усовершенствоваться её новые отрасли: этнопсихология, Политическая психология, психология управления, конфликтология и другие.

Понятие «группа». Классификации социальных групп.

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качествеОсобых компонентов соц группы, определяющих меру её устойчивости.

Социальные группы делятся:

- по размеру.

Большие группы – общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и в отличие от малых групп основаны на разном типе социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов между людьми. В больших группах, как правило, вырабатываются социальные нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируются массовая настроения. К большим группам относятся: классы, социальные слои, этносы (нации, народности), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы и т.п.

Средние группы – это предприятия, организации, воинские соединения и части, территорииальные общности (открывается жители одно района, города).

Малые группы – небольшие по составу общности, члены которых объединены целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения групп. К малым группам относятся: семья, небольшое воинское подразделение, компании друзей и т.д.

Микрогруппы – неформальные группы внутри малый группы.

-По организованности:

организованные группы – группы, отличающиеся чёткой структурой. Неорганизованные группы – группы, возникающие спонтанно и не имеющие внутри себя строгих властных и коммуникационных отношений.

- По общественному статусу:

формальные (Официальные), – группы которые имеют официально заданную из вне структуру. Неформальные (неофициальные) группы – группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

- По уровню развития:

слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, развитой системы отношений, сплочённости и тд. Обычно к высокой развитым группы относят коллективы.

По значимости: референтные – группа, цели, мнения и ценности который разделяет данный человек. Нереферентные группы – группы членства.

-По непосредственности взаимоотношений:

Реальные – группы, в которых люди постоянно находится в повседневной жизни и деятельности.

Условные группы – объединённые по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу.

Первичные группы – группы, в которых осуществляется первичное взаимодействие и непосредственно общение между людьми в обществе.

Вторичные группы – группы, в которых нет непосредственных контактов между всеми их членами, а общее взаимодействие между ними поддерживают в основном руководители. Например, коллектив школы является вторичной группой по отношению к коллективу конкретных классов.

Наши рекомендации