II. Альтернатива проекции
1. Любое расщепление в разуме влечет за собою отказ от его части, а это и есть вера в разделение. Господню целокупность, которая и есть Его покой, способен оценить лишь целокупный разум, осознающий цельность Божьего творения. Этим признанием он знает своего Творца. Исключение и разделение — синонимы, так же, как разделение и раздвоение. Мы ранее говорили, что разделение было и есть раздвоение, и что, как только оно имеет место, проекция немедленно становится его основной защитой, или средством его сохранения. Причина этого, однако, может и не столь очевидна, как тебе кажется.
2. Ты отвергаешь то, что проецируешь, и, следовательно, не веришь, что оно — твое. Ты изымаешь себя из него уже тем, что видишь себя отличным от того, на кого проецируешь. Поскольку ты осуждаешь спроецированное, ты неустанно нападаешь на него и держишь его отстраненным. Поскольку это происходит на подсознательном уровне, ты пытаешься держать вдали от своего сознания тот факт, что нападаешь на самое себя, и воображаешь при этом, будто полностью себя обезопасил.
3. Проекция, однако, всегда приносит вред тебе. Она усиливает веру в расщепленный разум, ее единственная цель — поддерживать разделение. Проекция —исключительно орудие эго, дающее тебе возможность почувствовать себя отличным от своих братьев и разделенным с ними. Эго оправдывает это на том основании, что помогает тебе казаться "лучше" других, тем самым еще больше затеняя твое равенство с ними. Проекция и нападение неизбежно связаны, ибо проекция всегда есть средство оправдать атаку. Гнев невозможен без проекции. Эго использует проекцию исключительно с целью исказить твое восприятие самого себя и твоих братьев. Процесс начинается с исключения чего–то, существующего в тебе, но нежеланного для тебя, и ведет прямо к исключению тебя из среды твоих братьев.
4. Однако, мы уже пришли к тому что есть альтернатива проекции. Любая способность эго имеет лучшее применение, ибо способности его направляются разумом, а у того есть лучший Голос. Святой Дух продолжает себя, а эго — проецирует. Как цели их противоположны, так и результаты.
5. Святой Дух изначально воспринимает тебя совершенным. Зная, что совершенство это разделяемо, он признает его во всех, тем самым укрепляя его и в тебе, и в остальных. Вместо озлобленности это рождает любовь к тем и другим, поскольку устанавливает всевовлеченность. Воспринимая равенство, Святой Дух воспринимает только равные потребности. Это автоматически приглашает Искупление, ведь Искупление — единственная всеобщая потребность в этом мире, воспринимать себя подобным образом — единственная возможность для обретения счастья в нем. Ведь это и есть признание, что ты — не в этом мире, ибо сей мир — несчастен.
6. А как еще удастся найти радость в безрадостном месте, если не осознать, что ты вовсе не там? Там, куда Бог тебя не поместил, тебя и нет, ведь Сущий сотворил тебя Своею частью. А это одновременно и то, где ты есть, и то, что ты есть. И этого не изменить. Здесь — полная вовлеченность всего и вся. Ни ныне, ни когда–либо еще сего не изменить. Это — вечная истина. И это не убеждение, а факт. Всё, сотворенное Единым, истинно, как и Он Сам. Истинность всего заложена во всеобъемлющей включенности в Того, Кто лишь один и совершенен. Отрицать это — значило бы отрицать и себя и Его, поскольку невозможно принять одно без другого.
7. Полное равенство в восприятии Святого Духа отражает полное равенство в Божьем знании. Восприятие эго не имеет параллели в Боге, но Святой Дух остается мостом между восприятием и знанием. Используя восприятие таким образом, чтобы оно отражало знание, ты будешь, в конечном счете, помнить знание. Эго предпочитает верить, что эта память невозможна, но твое восприятие направляет Святой Дух. Оно закончится там же, где началось. Всё сходится в Боге, ибо всё началось через Него и в Нем.
8. Бог сотворил Своих Сынов, продолжив Свою Мысль и сохраняя эти продолжения в Своем Разуме. Поэтому–то Его Мысли полностью едины внутри самих себя и между собой. Святой Дух наделяет тебя способностью воспринять всю эту полноту сейчас. Бог сотворил тебя, чтобы и ты творил. Ты не продолжишь Его Царство, покуда тебе неведома его полнота.
9. Мысли, родившись в чьем–то разуме, затем распространяются вовне. Это верно для Божьих Мыслей также, как для твоих. Поскольку твой разум расщеплен, ты в состоянии и воспринимать, и мыслить. Но восприятию не обойти основных законов мышления, воспринимая разумом, ты проецируешь воспринятое из него во вне. Хоть восприятие любого рода и нереально, ты его создал, и, следовательно, Дух Святой с успехом может им воспользоваться. Он может вдохновить восприятие, направить его к Богу. Подобная сходимость в Боге представляется далеким будущим лишь потому, что разум твой еще не полностью в ладу с этой идеей, и не желает ее сейчас.
10. Святой Дух пользуется временем, но Он в него не верит. Идя от Бога, Он пользуется всем во благо, не веря, между тем, в то, что не истинно. Коль скоро Он — в разуме твоем, твой разум тоже способен верить только в истинное. Святой Дух говорит о подлинном, ибо Он говорит за Бога. Он призывает тебя вернуть твой целокупный разум Богу, поскольку тот никогда Его не покидал. А если разум не покидал Его, то для его возвращения тебе всего лишь нужно воспринять разум таким, каков он есть. Всецело осознанное Искупление явится признанием, что никакого разделения не было. А против этого эго бессильно, поскольку в таком признании — недвусмысленное утверждение, что никакого эго не было.
11. Эго может принять идею необходимости возвращения, ибо с завидной легкостью оно способно представить идею трудной. Дух же Святой говорит, что даже и в возвращении нет нужды, поскольку то, чего не происходило, не может быть трудным. Однако ты можешь сделать идею возвращения и трудной, и необходимой. Меж тем, не вызывает сомнений, что совершенные не знают ни в чем нужды, и что собственное совершенство нельзя переживать как трудное достижение, поскольку ты и есть совершенство. Такими следует воспринимать все Божий творения, сводя все свои восприятия в единый ряд, который видит Святой Дух. Ряд этот — линия прямого общения с Богом и позволяет твоему разуму сойтись с Разумом Божьим. В подобном восприятии нет конфликта, поскольку оно означает, что всякое восприятие направляемо Святым Духом, Чей Разум устремлен к Богу. Только Святому Духу под силу разрешить конфликт, поскольку только Он свободен от конфликта, воспринимая только истинное в твоем разуме, Он продолжает это вовне, к тому, что истинно в других.
12. Различие между проекцией эго и продолжением Святого Духа понять не сложно. Цель проекции эго есть исключение, а следовательно обман. Святой Дух продолжает Себя, узнавая Себя в каждом разуме и так воспринимает их всех — одним. В подобном восприятии нет конфликта, поскольку Дух Святой воспринимает всё одним и тем же. Куда бы ни смотрел, Он всюду узнает Себя, и, будучи единым, Он всегда предлагает Царство во всей его полноте. Эту единственную весть Всевышний поручил Ему, поскольку Он и есть та весть. Божий покой заложен в этой вести, а следовательно и в тебе. Великий покой Царства сияет вечно в твоем разуме, однако ему нужно засиять из разума во вне, чтобы ты осознал его.
13. Святой Дух дарован тебе в полной непредвзятости и только признавая его абсолютную непредвзятость, можно вообще узнать Его. Имя эго — легион, Святой же Дух — един. В Царстве нигде нет тьмы, но твоя роль лишь в том, чтобы не допустить ее в свой разум. Подобное равнение со светом беспредельно, ибо это союз со светом мира. Каждый из нас есть свет мира, и, разумом соединяясь в этом свете, мы Царство Божие провозглашаем вместе как один.
III. Отказ от атаки
1. Как уже отмечалось, любая идея берет свое начало в разуме мыслящего. Следовательно, то, что продолжается разумом, остается в нем, и по тому, откуда оно продолжено, оно знает себя. Слово "знает" здесь вполне уместно, поскольку Святой Дух всё еще сохраняет знание в твоем разуме Своим беспристрастным восприятием. Не нападая ни на что, Он не препятствует общению с Богом. Поэтому и бытию ничто не угрожает. Твой Богоподобный разум не доступен осквернению. Эго не было и никогда не будет его частью, но через эго ты можешь слушать и учиться, распознавать неистинное. Ты научился верить, что ты — не то, что есть. Нельзя учить тому, чего ты не постиг, и то, чему ты учишь, ты укрепляешь в себе, поскольку разделяешь это с другими. Каждый урок, которому ты обучаешь, ты постигаешь сам.
2. Вот почему тебе необходимо учить всего лишь одному уроку. Желая быть свободным от конфликта, нужно учиться только у Святого Духа и только через Него учить. Ты есть только любовь, но отрицая это, ты превращаешь себя в нечто такое, о чем необходимо постоянно помнить. Я ранее говорил, что весть распятия была: "Учи только любви, ибо ты и есть любовь". Лишь этот урок полностью совершенен, ибо лишь он полностью однозначен. Только уча ему, ты выучишь его. "Чему ты учишь, тому же учишься и сам". А если сие правда, а так оно и есть, не забывай: то, чему ты учишь, учит тебя. И ты, конечно, веришь в то, что либо проецируешь, либо продолжаешь.
3. Залог безопасности — только в продолжении Святого Духа, ибо, увидев Его доброту в других, твой разум воспримет себя полностью безвредным. Как только он сможет это полностью принять, он перестанет видеть необходимость в собственной защите. Защита Божья на него нисходит и заверяет его в его вечной безопасности. Всецело защищенные всецело милосердны. Они благословляют, зная, что благословлены. Избавленный от треволнений разум всецело добр, а продолжая милосердие, он милосерд, безопасность заключена в полным отказе от атаки. Здесь невозможен компромисс. Уча атаке в какой угодно форме, ты учишься ей, и она непременно повредит тебе. Однако постигнутое подобным образом — не вечно, и ему можно разучиться, перестав ему учить.
4. Поскольку ты не можешь не учить, твое спасенье — в обучении всему, что противоположно идеям эго. Так, ты познаешь истину, которая тебя освободит и будет охранять твою свободу, в то время как остальные будут ей учиться у тебя. Единственная возможность обрести покой — это учить покою. Уча покою, ты должен ему учиться сам, ибо нельзя учить тому, с чем ты себя по–прежнему разъединяешь. Только таким путем ты сможешь получить обратно знание, тобою выброшенное вон. Нужно сперва иметь идею, чтобы ее с другими разделить. Она пробуждается в твоем разуме убежденностью, с которою ты учишь ей других. Всему, чему ты учишь, ты учишься сам. Учи только любви и постигай, что она — твоя и что ты — любовь.