Организационное пространство

Организационное пространство — внутренняя топология социальной орга­низации, структура которой задается не столько физическими границами, сколько статусно-символическими. Если уподобить организацию лабиринту, то можно сказать, что здесь тоже есть свои препятствия. Они ощутимы, но невидимы, ибо скроены из элементов человеческого поведения — социальных ролей, норм и ценностей. Поэтому организации имеют «социальную карту» — особым образом разграфленное организационное пространство. Оно состоит из взаимоотношений и связей между людьми как исполнителями ролей.

Мастер и начальник литейного цеха постоянно вращаются среди рабочих, т.е. функционально они стоят ближе к ним, чем к заводскому начальству. Но по своему статусу они принадлежат не к исполнителям, а к руководству. Они часть его и психологически ощущают свою близость с ним. У них общие ин­тересы и ценности, иногда — даже взгляды на жизнь. Поэтому руководство цеха нередко находится в отдельном помещении, оно питается не со всеми, а в отдельном помещении внутри заводской столовой.

Если построить своеобразную «топографию» организационного простран­ства, то окажется, что она подразумевает четыре типа разграничения:

1)физическое — распределение работников по цехам и лабораториям, по­мещения которых отделены друг от друга;

2)функциональное — нормировщица и слесарь-инструментальщик распола­гаются в одном помещении, но функционально они разделены, так как выпол­няют разные обязанности. Они — представители разных специальностей. Все это создает не меньшие барьеры для общения, чем физическое разделение;

3)статусное (престиж, позиция) — служащие, руководители, рабочие со­ставляют самостоятельные группы. Они чаще общаются между собой и до­веряют представителям своей группы больше, чем другим;

4) иерархическое — правила формальной структуры предписывают обра­щаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, но не через его «голову».

Несоблюдение топографического разграничения часто служит причиной конфликтов. Служебные конфликты, возникающие в организации, социо­логи, как правило, истолковывают не втерминах субъективных качеств лич­ности, а в терминах организационного пространства, т.е. места, занимаемо­го группой, к которой принадлежит индивид, в данной организации.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Информационное пространство — это скорее среда общения многих ты­сяч и миллионов людей, которое стало возможным благодаря распростране­нию по всему земному шару новых технологий и средств связи; телеграфа, телефона, телевидения, спутниковой и мобильной связи, компьютера и ин­тернета. Сами по себе технические средства входят в состав не информаци­онного пространства, а информационной инфраструктуры, т.е. ресурсов, обеспечивающих постоянную связь между людьми.

Информационное пространство может быть совершенно конкретным и локальным, например информационное пространство Уральского региона, Московской области, Иркутска, всей России, средней школы или универ­ситета. Оно может быть предметно ориентированным, а потому бывают: мо­лодежное информационное пространство, образовательное информационное пространство, информационное пространство новых ресурсов, информаци­онное пространство рынка труда, информационное пространство культуры, информационное пространство промышленности, патентно-информацион­ное пространство, культурно-информационное пространство и др.

Информационное пространство России структурируется с помощью ин­формационных систем — совокупности методов и средств сбора, накопления и хранения, поиска и аналитической обработки, распространения информа­ции. Однако стоит отметить, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распре­деляются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что в нашей стране на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Си­бирский) приходится более ъ/\ используемых баз данных.

ТЕЛЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Особняком стоит индивидуальное физическое пространство, которое нередко называют телесным пространством. Сегодня в США активно фор­мируется особая подотрасль —социология телаили телесности4. Начало ей положили работы французского философа Мишеля Фуко5, в 1970-е гг. пе­реведенные на английский язык. Фуко утверждал, что человеческое тело —

Shilling С. The Body and Social Theory L., 1993; Turner B. The Body and Society. Oxford Blackwell, 1984; Sociology of the Body (1999). —http://www.sociologyonline.co.uk/BodyPresl/index.htm. FoucaultM. Discipline & Punish. L., 1991.

основной объект манипуляций со стороны власти и современного общества. В рамках данного направления разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, здоровье и заболевание, мифологизация и сакра­лизация тела, тело и технология, технология тела, восприятие тела, тело в структуре Я-концепции, тело как зеркало внутреннего мира, способы само­выражения телесности, уход и облагораживание тела, антропология тела, индивидуализация и семиотизация тела (от погребальных церемоний до се­миотики стриптиза), эротическая привлекательность тела, симуляция тела. Пространство в физическом мире конституируется через опыт собствен­ного тела, отмечал швейцарский социальный географ Б. Верлен6. Индивид лишь тогда вхож в мое социальное окружение и воспринимается мною, ког­да он существует в одном со мной пространстве и времени, а значит, реален для меня телесно, утверждал А. Щюц7.

организационное пространство - student2.ru

Рис. 11. В социальном пространстве все не так, как в физическом: то, что кажется близким, на самом деле является далеким

В развитие социологии тела большой вклад внесли своими идеями кроме М. Фуко, также Г. Зиммель, Ж. Бодрийяр, Н. Элиас, М. Мосс, У. Самнер, И. Гоффман, П. Бурдье, Р. Мерфи и др. Еще у Зиммеля социология простран­ства строилась с учетом телесности человека. Социальное пространство — это прежде всего пространство тел, в котором существуют территориальная близость

" Werlen В. Society, Action and Space. An Alternative Human Geography. N.Y., 1993. P. I6l. 7 Sen tz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt a/M., 1981. P. 227.

и удаленностьлюдей по отношению друг к другу, способность людей воспри­нимать телесное присутствие других и самих себя при помощи органов чувств.

Телесность маркируется через особенности человеческого голоса и осо­бенности речи, запахи и внешний вид, манеру поведения и жестовую атри­бутику, выражение лица и мимику. Каналами пространственного восприя­тия другого человека выступают слух, зрение, речь и знание, память и ощу­щения, наконец, обоняние. У каждого органа чувств — своя дистанция, на которой воспринимается атрибутика другого человека8.

Язык телодвижений напрямую зависит от социального статуса власти и престижа (чем выше социальное положение человека, тем лучше развита вер­бальная форма проявления чувств и мыслей, но хуже — невербальная); воз­раста (у детей ярче все формы экспрессивного выражения телодвижений).

Общаясь, люди невольно держатся на определенной дистанции друг от друга. Естественно, что эта дистанция зависит от характера общения: одно дело, когда начальник разговаривает с подчиненным, а другое — когда бесе­дуют два близких человека. Иными словами, чем дружелюбнее, доверитель­нее общение, тем меньше дистанция; чем общение более формально и свя­зано с психическим напряжением, тем дистанция больше. Мы все, сами того не осознавая, следуем этому правилу.

Пространство тела ограничено небольшой окружностью, не обязательно замыкающейся одеждой. Тесное соприкосновение, прежде всего с незнако­мым человеком, часто воспринимается как вторжение в это пространство. Если в метро или общественном транспорте, где не очень тесно и скученно, вы ненароком коснетесь другого человека любой частью своего тела, то он отодвинется или отстранится. Если в совершенно пустом вагоне рядом с вами сядет другой пассажир, то вы расцените это как агрессивный выпад в свою сторону. Держась за поручни, попробуйте ухватиться за них так, чтобы чуть-чуть коснуться чьей-то другой руки, и ее тут же отведут в сторону. Подой­дите к милиционеру на расстояние 15—20 см, чтобы спросить о том, как найти нужную улицу, и вы почувствуете, как он машинально нащупывает кобуру. Если рядом с вами любимый человек, то вы можете держаться за руки, об­ниматься и целоваться и чувствовать себя при этом хорошо и комфортно.

Наши рекомендации