Организационное пространство
Организационное пространство — внутренняя топология социальной организации, структура которой задается не столько физическими границами, сколько статусно-символическими. Если уподобить организацию лабиринту, то можно сказать, что здесь тоже есть свои препятствия. Они ощутимы, но невидимы, ибо скроены из элементов человеческого поведения — социальных ролей, норм и ценностей. Поэтому организации имеют «социальную карту» — особым образом разграфленное организационное пространство. Оно состоит из взаимоотношений и связей между людьми как исполнителями ролей.
Мастер и начальник литейного цеха постоянно вращаются среди рабочих, т.е. функционально они стоят ближе к ним, чем к заводскому начальству. Но по своему статусу они принадлежат не к исполнителям, а к руководству. Они часть его и психологически ощущают свою близость с ним. У них общие интересы и ценности, иногда — даже взгляды на жизнь. Поэтому руководство цеха нередко находится в отдельном помещении, оно питается не со всеми, а в отдельном помещении внутри заводской столовой.
Если построить своеобразную «топографию» организационного пространства, то окажется, что она подразумевает четыре типа разграничения:
1)физическое — распределение работников по цехам и лабораториям, помещения которых отделены друг от друга;
2)функциональное — нормировщица и слесарь-инструментальщик располагаются в одном помещении, но функционально они разделены, так как выполняют разные обязанности. Они — представители разных специальностей. Все это создает не меньшие барьеры для общения, чем физическое разделение;
3)статусное (престиж, позиция) — служащие, руководители, рабочие составляют самостоятельные группы. Они чаще общаются между собой и доверяют представителям своей группы больше, чем другим;
4) иерархическое — правила формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, но не через его «голову».
Несоблюдение топографического разграничения часто служит причиной конфликтов. Служебные конфликты, возникающие в организации, социологи, как правило, истолковывают не втерминах субъективных качеств личности, а в терминах организационного пространства, т.е. места, занимаемого группой, к которой принадлежит индивид, в данной организации.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Информационное пространство — это скорее среда общения многих тысяч и миллионов людей, которое стало возможным благодаря распространению по всему земному шару новых технологий и средств связи; телеграфа, телефона, телевидения, спутниковой и мобильной связи, компьютера и интернета. Сами по себе технические средства входят в состав не информационного пространства, а информационной инфраструктуры, т.е. ресурсов, обеспечивающих постоянную связь между людьми.
Информационное пространство может быть совершенно конкретным и локальным, например информационное пространство Уральского региона, Московской области, Иркутска, всей России, средней школы или университета. Оно может быть предметно ориентированным, а потому бывают: молодежное информационное пространство, образовательное информационное пространство, информационное пространство новых ресурсов, информационное пространство рынка труда, информационное пространство культуры, информационное пространство промышленности, патентно-информационное пространство, культурно-информационное пространство и др.
Информационное пространство России структурируется с помощью информационных систем — совокупности методов и средств сбора, накопления и хранения, поиска и аналитической обработки, распространения информации. Однако стоит отметить, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распределяются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что в нашей стране на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский) приходится более ъ/\ используемых баз данных.
ТЕЛЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Особняком стоит индивидуальное физическое пространство, которое нередко называют телесным пространством. Сегодня в США активно формируется особая подотрасль —социология телаили телесности4. Начало ей положили работы французского философа Мишеля Фуко5, в 1970-е гг. переведенные на английский язык. Фуко утверждал, что человеческое тело —
Shilling С. The Body and Social Theory L., 1993; Turner B. The Body and Society. Oxford Blackwell, 1984; Sociology of the Body (1999). —http://www.sociologyonline.co.uk/BodyPresl/index.htm. FoucaultM. Discipline & Punish. L., 1991.
основной объект манипуляций со стороны власти и современного общества. В рамках данного направления разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, здоровье и заболевание, мифологизация и сакрализация тела, тело и технология, технология тела, восприятие тела, тело в структуре Я-концепции, тело как зеркало внутреннего мира, способы самовыражения телесности, уход и облагораживание тела, антропология тела, индивидуализация и семиотизация тела (от погребальных церемоний до семиотики стриптиза), эротическая привлекательность тела, симуляция тела. Пространство в физическом мире конституируется через опыт собственного тела, отмечал швейцарский социальный географ Б. Верлен6. Индивид лишь тогда вхож в мое социальное окружение и воспринимается мною, когда он существует в одном со мной пространстве и времени, а значит, реален для меня телесно, утверждал А. Щюц7.
Рис. 11. В социальном пространстве все не так, как в физическом: то, что кажется близким, на самом деле является далеким
В развитие социологии тела большой вклад внесли своими идеями кроме М. Фуко, также Г. Зиммель, Ж. Бодрийяр, Н. Элиас, М. Мосс, У. Самнер, И. Гоффман, П. Бурдье, Р. Мерфи и др. Еще у Зиммеля социология пространства строилась с учетом телесности человека. Социальное пространство — это прежде всего пространство тел, в котором существуют территориальная близость
" Werlen В. Society, Action and Space. An Alternative Human Geography. N.Y., 1993. P. I6l. 7 Sen tz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt a/M., 1981. P. 227.
и удаленностьлюдей по отношению друг к другу, способность людей воспринимать телесное присутствие других и самих себя при помощи органов чувств.
Телесность маркируется через особенности человеческого голоса и особенности речи, запахи и внешний вид, манеру поведения и жестовую атрибутику, выражение лица и мимику. Каналами пространственного восприятия другого человека выступают слух, зрение, речь и знание, память и ощущения, наконец, обоняние. У каждого органа чувств — своя дистанция, на которой воспринимается атрибутика другого человека8.
Язык телодвижений напрямую зависит от социального статуса власти и престижа (чем выше социальное положение человека, тем лучше развита вербальная форма проявления чувств и мыслей, но хуже — невербальная); возраста (у детей ярче все формы экспрессивного выражения телодвижений).
Общаясь, люди невольно держатся на определенной дистанции друг от друга. Естественно, что эта дистанция зависит от характера общения: одно дело, когда начальник разговаривает с подчиненным, а другое — когда беседуют два близких человека. Иными словами, чем дружелюбнее, доверительнее общение, тем меньше дистанция; чем общение более формально и связано с психическим напряжением, тем дистанция больше. Мы все, сами того не осознавая, следуем этому правилу.
Пространство тела ограничено небольшой окружностью, не обязательно замыкающейся одеждой. Тесное соприкосновение, прежде всего с незнакомым человеком, часто воспринимается как вторжение в это пространство. Если в метро или общественном транспорте, где не очень тесно и скученно, вы ненароком коснетесь другого человека любой частью своего тела, то он отодвинется или отстранится. Если в совершенно пустом вагоне рядом с вами сядет другой пассажир, то вы расцените это как агрессивный выпад в свою сторону. Держась за поручни, попробуйте ухватиться за них так, чтобы чуть-чуть коснуться чьей-то другой руки, и ее тут же отведут в сторону. Подойдите к милиционеру на расстояние 15—20 см, чтобы спросить о том, как найти нужную улицу, и вы почувствуете, как он машинально нащупывает кобуру. Если рядом с вами любимый человек, то вы можете держаться за руки, обниматься и целоваться и чувствовать себя при этом хорошо и комфортно.