Шикша. Различные виды шикша-гуру

Глава 1

Гуру-парампара (цепь ученической преемственности) и сампрадая. Шикша. Различные виды шикша-гуру

Гуру-парампара

Что такое гуру-парампара, кто ее создал, и с какой целью освобожденные души приходят в материальный мир? Для ответа на эти вопросы надо ясно и четко понимать причину сотворения материального мира. Источником и истинной причиной всего сущего является Верховная Личность Бога, и сотворение Им материального мира преследует две основные цели. Веды, которые являются литературным воплощением наставлений Господа различным классам людей, представляют собой безошибочную инструкцию, помогающую понять эти цели мироздания:

1 - дать возможность живым существам реализовать свою склонность к господству над мирозданием;

2 - предоставить возможность вернуться обратно к Богу живым существам, находящимся под влиянием разных гун материальной природы (ШБ., 2.10.6.комм.).

И именно для осуществления этой второй цели Верховный Господь, Шри Кришна, приходит Сам или посылает Своих представителей, чтобы помочь живым существам вернуться домой, обратно к Богу. Эти представители говорят о религии ровно столько, сколько может быть понято определенными людьми при определенных обстоятельствах. Но цель всегда одна: привести людей к осознанию Бога и следованию религиозным принципам.

Кришна является нашим первым гуру. Кришна - изначальный гуру всего творения, и Он освобождает живые существа с помощью трансцендентального знания, передавая его через гуру-парампару. Парампара (или ученическая преемственность) состоит из гуру. Кто такой гурув? Гуру означает вайшнав, то есть поклоняющийся Верховному Господу Вишну. Это общее определение гуру.

Ученическая преемственность - это последовательность учеников, которые нисходящим путем воспринимают трансцендентное знание непосредственно от духовного учителя и передают его своим ученикам без каких-либо искажений смысла и сути знания.

Предоставляя возможность служить Себе, Господь наставляет и уполномочивает Своих наиболее приближенных преданных положить начало новым ветвям цепи ученической преемственности. Первым представителем этой цепи всегда является Господь Кришна. Важность этой цепи заключается в способности передавать ведическое знание без искажений. А это возможно только в том случае, если все ачарьи - преданные. Ибо демоны, извращая смысл ведических писаний, пытаются давать собственные комментарии, представляя Кришну, в лучшем случае, великим человеком. Однако, правильно представлять трансцендентное знание могут только бхакты, которые знают, что Кришна - это Верховная

Личность Бога, и что это знание пришло из духовного мира, поэтому оно безошибочно и безукоризненно. По этой причине в нашей вселенной существуют четыре вайшнавских сампрадайи.

Чем же отличается вайшнавская сампрадая от парампары Каждая из четырех вайшнавских сампрадай включает в себя несколько цепей ученической преемственности (парампар). Почему? В рамках одной сампрадаи в зависимости от времени, места и обстоятельств могут появляться новые парампары. Их основатели известны как ачарьи-основатели парампары. Они могут приспособить ведические знания к определенным обстоятельствам, не меняя при этом сути. В окружении своих помощников ачарья-основатель продолжает распространять послание Господа, и все, кто принимает участие в этой миссии, также становятся гуру. Так продолжает свое существование гуру-парам пара.

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит Арджуне: «И снова Я возвещу тебе эту вечную науку взаимоотношений со Всевышним. Она передавалась по цепи ученической преемственности, и так познавали ее праведные цари. Но с течением времени эта цепь была нарушена, и потому сущность знания кажется сейчас утерянной» (БГ.4.2-3).

Таким образом, ачарьи-основатели уполномочены Самим Господом восстанавливать парампару. Основатели сампрадайи являются ади-гуру. По этой причине существуют четыре ади-гуру сампрадайи. Это Господь Брахма (в нашей сампрадайе), Лакшми (в Шри-сампрадае), Шива (в Рудра-сампрадае) и Кумары (в Нимбарка-сампрадае). Уполномоченные преданные, которые основывают свои сампрадаи (их всего четыре) называются ади-гуру, а вайшнавы, исправляющие противоречия, возникающие в учении и задающие новые направления в миссии - ачарьями-основателями («Шикша-гуру» Шиварама Свами).

Примеры ачарьев-основателей: Шри Рамануджачарья, Шри Мадхва, в наше время - Шрила Прабхупада

Итак существуют 4 вайшнавских сампрадаи. Название нашей линии преемственности Брахма-Мадхва-Гаудийа сампрадая (ибо основными представителями ее являются Брахма, Мадхвачарья и Господь Чайтанья).

Брахма (ади-гуру)

Мадхвачарья (ачарья-основатель)

Чайтанья (иногда говорят Руна Госвами — ачарья-основатель)

Прабхупада (ачарья-основатель ИСККОН )

Умонастроение нашей сампрадаи - поклонение Радхе-Кришне. Поэтому всех ее последователей называют гаудия-вайшнавами (хотя истинные последователи других трех сампрадаи также являются вайшнавами, но только Гаудия-сампрадая занимается харинама-санкиртаной (массовым воспеванием и распространением святого имени). Шримати Радхарани это воплощение сострадательного женского начала. Она является лучшей из всех вайшнавов, и Она очень дорога Кришне. Мы можем легко приблизиться к Кришне через Радха-рани, ибо Она не видит разницы между преданными и непреданными, и всех, кто обращается к ней, считает вайшнавами. Слово «Харе» в маха-мантре - это имя Шримати Радхарани в звательном падеже, и Ее имя стоит перед именем Кришны. Господь Чайтанья - это Сам Кришна, но Он пришел в умонастроении Шримати Радхарани, чтобы одарить всех - чистой любовью к Богу.

Вопросы:

1. Дайте определение понятий гуру-парампара и сампрадая! Что между ними общего и в чем разница?

2. Сколько вайшнавских сампрадай существует? Как называется наша сампрадая? Почему?

3. Как называются вайшнавы, которые учреждают, основывают сампрадаю! Или придают ей новое направление? Сколько их в нашей сампрадае? Перечислите.

Задание:

Изучите приложение 4 («Сравнительная таблица...») и объясните, что общего между бхаджанананди и гхоштхи-ананди, и в чем существенная разница, хотя бы по двум аспектам.

В мире мудрых мыслей:

1. «Относительно ученической преемственности, идущей от Арджуны: принадлежность к ученической преемственности не всегда означает, что через нее человек должен быть инициирован официально. Принадлежать к цепи ученической преемственности означает принять заключение этой цепи. Арджуна был учеником Кришны, и Брахма тоже был учеником Кришны. Таким образом, между заключениями Брахмы и Арджуны нет никакой несогласованности. Вьясадева находится в цепи ученической преемственности, идущей от Брахмы. Учение Арджуны было записано со слов Вьясадевы. А, согласно истине аксиом, две вещи равные некой третьей вещи, равны между собой. Мы получили знание не прямо от Вьясадевы, но наш гурудева является представителем Вьясадевы. Так как Вьясадева и Арджуна находятся в равном положении, являясь учениками Кришны, то мы находимся в

цепи ученической преемственности, идущей от Арджуны. Вещи, равные одной и той же вещи, равны между собой». (Шикшамрита, письмо к Динешу, 31 окт. 1969 г.)

2. «Твой первый вопрос: «Различаются ли ученические преемственности, идущие от Брахмы и от Арджуны?» Нет, ученическая преемственность от Брахмы принимает Кришну как Верховную Личность Бога, и Арджуна тоже принимает Кришну как Верховную Личность Бога. Итак, это не является новой ученической преемственностью. Кришна говорит в четвертой главе: «И вновь Я возвещу тебе эту трансцендентную науку». Любого, кто принимает Господа Кришну как Верховную Личность Бога, следует считать принадлежащим к той же ученической преемственности». (Шикшамрита, письмо к Гаджендре , 27 янв.1970 г.).

Ссылки:

ШБ, 2.4.21; 2.8.1; 2.10.51; 2.10.6; 1.18.21; 4.17.5; 2.4.19; 4.17.5; 4.22.4;

ШБ, 1.4.33; 3.13.8; УГЧ, гл.19, стр. 228; УГК, гл. 14, текст 31; Шикшамрита. т.З.

Шикша. Различные виды шикша-гуру

А теперь дадим определения некоторым ключевым терминам: Гуру, шикша, шикша-гуру, ади-гуру, дикша-гуру, вартма(на)-прадакшака гуру, санньяса-гуру.

Иногда нашу Сампрадаю называют шикша-сампрадаей. Хотя Шрила Прабхупада не употреблял этот термин,

преданные иногда используют его. Это правильно, потому что в нашей гуру-парампаре, приведенной в «Бхагавад-гите», не все ее представители являются инициированными учениками ачарьев, стоящих в списке перед ними.

Является ли Кришна дикша-гуру Арджуны? Является ли Шукадева Госвами дикша-гуру Парикшита Махараджа? Практически нигде в «Бхагавад-Гите», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанье-Чаритамрите» мы не найдем бесед дикша-гуру со своим учеником. Как правило, в них приведены беседы, где один вайшнав разговаривает с другим вайшнавом, или Кришна разговаривает с вайшнавом.

Как действует парампара! По ней передаются без искажений знания, данные Кришной. Главная функция парампары - передача трансцендентного знания.

Каждый вайшнав занимается тем же. Основной обязанностью любого вайшиава является передача знания, идущего от Кришны по парампаре. Процесс передачи гьяны (трансцендентного знания) называется шикшей. А дикша является результатом шикши.

Фундаментальное определение гуру - тот, кто дает шикшу. На самом деле, гуру означает шикша-гуру. Шрила Прабхупада, употребляя слово гуру, понимает его более широко, как «человека, дающего наставления, основанные на священных писаниях». А когда он имеет в виду дикша-гуру, то уточняет это, используя слово дикша (Например, в «Чайтанья-Чаритамрите»). В фундаментальном смысле гуру означает шикша-гуру.

Понятие «гуру» относится к тому, кто отягощен знанием. Согласно Шриле Прабхупаде, «буквальное значение слова гуру - тяжелый, отягощенный знанием и авторитетом, потому что его знание и авторитет исходят от Кришны» («Путешествие вглубь себя», 2.2).

Когда Прабхупада давал определение гуру, то использовал два слова - знание и авторитет. Кришна является личностью, которая обладает абсолютным знанием и абсолютным авторитетом. Представитель Кришны выражает Его знание и Его авторитет. Таким образом, все вайшнавы, находящиеся в парампаре, представляют знания и авторитет' Кришны (хотя некоторые из них могут иметь больше знания, а некоторые -обладать большим авторитетом, чем другие).

Мы дали определение гуру-вайшнаву, и в данном пособии мы будем говорить только об этих видах гуру. Но существуют также и гуру, которые не являются вайшнавами (например, отец, мать и даже живые существа, не принадлежащие к человеческим формам жизни). Такое видение гуру относится к нашей способности замечать божественные качества (вибхути) учителя во всем, как, например, Господь Чайтанья в третьем стихе Шикшатаки говорит: «надо быть терпеливее дерева и смиреннее соломы, лежащей на дороге». Существуют различные виды гуру.

- шикша-гуру,

- дикша-гуру,

- вартма-прадаршака-гуру,

- ади-гуру;

- санньяса-гуру.

Гуру, который дает нам наставления в духовной жизни и помогает продвигаться по духовному пути, называется шикша-гуру.

Шикша-гуру может быть и не инициирующим гуру. Ученик может не следовать наставлениям шикша-гуру только в том случае, если они противоречат или расходятся с наставлениями дикша-гуру.

Гуру, который дает ученику мантру и духовное имя, а. также принимает ответственность за ученика, называется дикша-гуру. Тот вайшнав, который регулярно дает вам шикшу, как правило, впоследствии становится дикша-гуру. Дикша-гуру - это тот духовный учитель, который дает ученику посвящение-инициацию. Считается, что с этого момента начинается духовная жизнь ученика. Ученик должен принять истинного духовного учителя, служить ему и смиренно задавать разумные вопросы, получить у него посвящение и выполнять все указания дикша-гуру. А дикша-гуру обязуется вернуть искреннего ученика в духовный мир.

Гуру, который первым указывает нам путь, называется вартма-прадаршака-гуру. Это первый наставник, который вводит ученика в духовную жизнь, знакомя с ее основами. Он сам может и не следовать всем принципам преданного служения, но может указать путь: «Там свет, там Истина, иди туда». Вартма-прадаршака гуру не дает инициацию, но он приводит ученика к истинному духовному учителю (к дикша-гуру или к шикша-гуру).

Любой, кто разумно распространяет книги Шрилы Прабхупады, является вартма-прадаршака гуру, ибо, объясняя первоначальный смысл и важность чтения этих трансцендентных книг, он дает ученику возможность садху-санги - духовного общения со Шрилой Прабхупадой и с предыдущими ачарьями, то есть представляет Шрилу Прабхупаду как шикша-гуру. Потому что если ученик будет привязан к чтению книг Шрилы Прабхупады, то он примет его как своего вечного шикша-гуру.

Гуру, который дает санньясу, называется санньяса-гуру.

Гуру, который уполномочен Кришной восстанавливать парампару, придавая ей новое направление согласно месту, времени и обстоятельствам и учитывая уровень сознания людей, но при этом, не меняя суть философии

сознания Кришны и не отклоняясь от учения предыдущих ачарьев, называется ачарья-основатель. Например, Шрила Прабхупада сократил ежедневную норму маха-мантры до 16 кругов. (Во времена Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура вайшнавы повторяли 64 круга в день). Но вместо этого ввел массовое распространение книг, выполняя наставление Господа Чайтаньи - затопить весь мир любовью к Богу, давая возможность всем «в каждом городе и деревне» воспевать святое имя. Кришна также дает шикшу - Он изначальный шикша-гуру и изначальный ади-гуру.

Все вышеупомянутые виды гуру также всегда дают шикшу.

Суть поклонения гуру - научиться ценить его шикшу.

Вопросы:

1. Дайте определение понятий: шикша и шикша-гуру. Почему нашу сампрадаю называют шикша-сампрадаей?

2. Дайте определение: дикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру, саинъяса-гуру, ади-гуру. Как все они связаны с шикшей!

3. Как переводится слово гуру! Дайте фундаментальное определение и буквальное значение этого слова.

Задание:

Внимательно изучите Приложение 7 («Виды гуру») и приведите примеры, с какими гуру вы встречались в течение вашей жизни.

Прочитайте и подумайте:

1- «Чинтамани сказала Билвамангалу Тхакуру: «Я и не подозревала, что ты любишь меня так сильно. Если бы

ты любил Кришну так же сильно, как меня, каким великим преданным ты мог бы стать!» Эти слова поразили Билвамангалу до глубины души. Он как будто очнулся от сна. Не говоря ни слова в ответ, он покинул дом Чинтамани и отправился во Вриндаван. Так падшая женщина, Чинтамани, стала его гуру» (УГКапилы, гл.14, текст 32, стр. 288-289).

2. «Билвамангала Тхакур (Лилашука) действительно вошел в трансцендентные игры Господа Кришны. Он записал свой духовный опыт и дал ему оценку в книге под названием «Кришна-карнамрита». В начале этой книги он предлагает поклоны различным видам своих гуру, и надо отметить, что он равно любит их и одинаково относится ко всем ним. Он упоминает Чинтамани как своего первого гуру, которая стала его наставляющим духовные учителем, потому что она первая указала ему духовный путь. Чинтамани была проституткой, с которой Билвамангала был раньше близок. Она вдохновила его встать на путь преданного служения, и он вначале выражает ей свое почтение, потому что она убедила его оставить материальное существование и попытаться достичь совершенства, возлюбив Кришну. После этого Билвамангала выражает свое почтение своему инициирующему духовному учителю, Сомагири, и затем Верховной Личности Бога, который также является его наставляющим духовным учителем. Он особенно упоминает Бхагавана, который носит павлинье перо на своей короне, ибо Он Господь Вриндавана, пастушок Кришна, который приходил к Билвамангале, чтобы пообщаться с ним и напоить его молоком» (ЧЧ., Ади-лила, 1. 57).

В мире мудрых мыслей:

«Кришнадас Кавираджа выражает почтение шести принципам Абсолютной Истины. Слово гурун используется во множественном числе, ибо любого, кто дает духовные наставления, основанные на священных писаниях, следует принимать духовным учителем. Хотя другие гуру помогают начинающему преданному в выборе пути, гуру, который первым дает посвящение в маха-мантру называется инициирующим гуру, а садху, которые дают наставления, способствующие продвижению в сознании Кришны, называются наставляющими духовными учителями. Инициирующий и наставляющие духовные учителя являются равными и не отличными друг от друга проявлениями Кришны, хотя они действуют по-разному. Их обязанность заключается в том, чтобы вести обусловленную душу назад домой, обратно к Богу... Эти 6 аспектов Абсолютной Истины проявляются по-разному, но им равно поклоняются» (ЧЧ., Ади-лила, 1.34.).

Попытайтесь поспорить:

Если Шрила Прабхупада сократил число кругов маха-мантры до 16, то может появиться кто-нибудь из его последователей, кто сократит число кругов до 4 и введет необязательное следование некоторым принципам, и таким образом он также станет ачарьей-основателем

Постарайтесь доказать, что это не так, используя определение ачарьи-основателя.

Ссылки: ЧЧ., Ади-лила, гл.1. 34-35, 57-58; ЧЧ., Мадхья-

лила, 8.128.

Глава 2

Дикша и дикша-гуру

Наши рекомендации