Приобретение и потеря статуса
Иногда именно поведение становится наиболее ярким признаком проявления того или иного статуса, его отличительной чертой. Одежда, знаки, привилегии, имущество — все это можно передать от одного человека к другому, но манеры поведения нельзя снять или надеть. Они воспитываются всю жизнь и характеризуют внутреннее благородство человека. Даже скромно одетый, но с изысканными манерами человек обладает более высоким статусом, чем богатый грубиян. Как правило, от грузчиков, водителей и сантехников окружающие ожидают не только замасленную одежду, но и грубое обращение с употреблением ненормативной лексики. И наоборот, от хорошо одетого человека ожидают приличествующего поведения. К сожалению, подобное происходит не всегда или не так часто, как хотелось бы. Имеет место расхождение между рангом статуса и статусным поведением. Пьяный депутат явление редкое, но оно встречается, особенно в переживаемую обществом переходную эпоху, когда статусная атрибутика еще не получила нормативного закрепления.
Принято думать, что чем больше у человека денег, тем богаче он должен быть одет. Так происходило в течение нескольких тысячелетий в традиционном обществе. Монарх и его двор задавали в статусной дифференциации своего рода правила игры. Но сегодня ситуация изменилась. В США и Европе высший класс одевается даже скромнее, нежели средний.
Правда, сохранилось другое статусное правило: чем выше статус, тем более жестки ограничения накладываются на поведение человека. Не случайно говорят, что положение обязывает.
В переписи населения России 2002 г. обнаружились интересные факты, раскрывающие то, как может влиять на поведение людей их статус. Не со-
бирались принимать участие в переписи те, кто временно находился в России и не планировал устраиваться на постоянную работу — продавцы на рынках и рабочие на стройках, которые часто имели временную регистрацию и официально не оформляли отношения с работодателем. Наиболее распространенный мотив отказа участвовать в переписи для этой категории мигрантов — опасение репрессий со стороны властей. Те, кто смог легализовать свое положение в России, намеревались участвовать в переписи. Статусное поведение индивида проявляется в трех сферах:
♦ приобретение статуса;
♦ поведение в статусном положении;
♦ потеря статуса.
Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более жесткого соответствия представлениям окружающих, чем статус давно приобретенный. Профессор со стажем, получивший признание студентов и коллег, может одеваться очень свободно, но только что получивший профессорское звание доктор наук стремится выглядеть солидно.
Человек, уровень жизни которого упал и которому трудно поддерживать прежний статус, будет использовать малейшую возможность удержаться в прежнем положении, но не позволит себе поступки, соответствующие более низкому статусу, в котором он, быть может, уже оказался из-за ударов судьбы. Можно считать такое поведение динамикой статусного несоответствия.
В 1790 г. Декрет Учредительного собрания во Франции отменил институт потомственного дворянства. Декрет включал следующие положения:
♦ навсегда отменялось потомственное дворянство; вследствие этого никто не мог принимать или жаловать титулы принца, герцога, маркиза, графа, виконта и пр.;
♦ французские граждане не могли использовать какие-либо иные фамилии, кроме собственных; никто не имел права носитьливрею или иметь герб;
♦ запрещалось использовать обращения «господин», «господа», равно как и «ваше превосходительство», «ваше высочество», «ваше сиятельство», «ваша милость».
Революционные реформы, касающиеся собственности церкви, и отмена привилегий потомственного дворянства, с одной стороны, вызвали эмиграцию целых социальных групп, а с другой — сплачивали нарождающийся лагерь противников революции.
Обнищавшие аристократы или небогатые чиновники стараются всеми силами удержаться на уровне жизни своей прежнего класса. Подобное поведение присуще и рабочим. Высококвалифицированный рабочий, даже в моменты безденежья, редко берется за неквалифицированную работу. Исполнить непрестижную работу означает потерять социальное достоинство. Можно видеть, пишет Ланге, как год от года рабочие питаются и одеваются все лучше: «Теперь рабочий не только хочет одеваться подобно своим согражданам в общепринятое приличное платье, но желает иметь кроме своего рабочего костюма еще какой-нибудь хороший сюртук»'. Именно так поступали англий-
Ланге Ф.А. Рабочий вопрос. СПб., 1895. С. 122.
ские рабочие в XIX в.: «В наиболее плохие для промышленности годы, когда тысячи механиков или котельщиков, каменщиков или водопроводчиков блуждают по улицам в поисках работы, даже самый алчный предприниматель знает, что он не может предложить им работу по их специальности за десять или пятнадцать шиллингов в неделю. Чем согласиться на такое обидное понижение своего нормального, на их взгляд, общественного положения, эти люди скорее готовы работать в качестве неквалифицированных работников или исполнять какие-либо случайные работы за ту же или даже за более низкую плату по сравнению с той, за которую они, в качестве рабочих-специалистов, отказались работать»2.
Рис. 27. Высококвалифицированные рабочие скорее будут исполнять какие-либо случайные работы, чем согласятся на понижение своего общественного положения вследствие более низкой
оплаты труда как специалистов
В связи с этим В. Железное обращает внимание на «два любопытных типа отношений рабочих... С одной стороны, рабочие держатся известного минимума средств существования как бы в силу инстинкта, руководясь взглядами, сложившимися по старой традиции; с другой — замечаются и вполне сознательные требования, предъявляемые по поводу такого минимума. При этом в прежнее время преобладающее значение имело инстинктивное тяготение рабочих к привычному уровню жизни; напротив, чем ближе мы подвигаемся к нашему времени, тем громче слышатся сознательные требования... Первый случай — инстинктивного отстаивания привычного уровня жизни широко наблюдается повсюду. Рабочий связывает обыкновенно привычный уровень жизни с известным занятием и представлением об известном уровне комфорта, приличествующем лицу, способному выполнять такую работу. Во время несчастий... он делает неимоверные усилия, чтобы удержаться
2 Железное В. Главные направления в разработке теории заработной платы. Киев, 1904. С. 121.
на этом уровне, лишая себя скорее удовлетворения самых необходимых потребностей, чем тех, которые как бы отмечают занимаемую им ступень общественного положения»3.
Согласно данным С. Прокоповича и С. Солнцева, изучавших бюджеты русских и иностранных рабочих в дореволюционное время, «во время несчастий» рабочие сокращают как раз не самые необходимые, адополнительные потребности. Иными словами, при падении дохода сокращаются расходы вначале на культурные потребности, затем на кое-какие «роскошества» в пише типа масла или кофе, но не трогаются базовые потребности в картофеле, хлебе, молоке, мясе. Признаки престижного поведения, соблюдения статусных приличий наблюдаются и в XX в. При избытке свободных рабочих мест в Москве в 1990-е гг. безработные — бывшие инженеры, учителя, врачи — не соглашались на непрестижную работу. Они либо ждали подходящего случая, когда в их специальности возникнет надобность, либо переквалифицировались на такие занятия, которые считали «достойными». Большинство современных безработных не хочет зарабатывать хлеб насущный любой ценой, поступившись социально значимыми символами и статусными приличиями. Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе очень сильно различается. В вождестве статусы присваивались на основании принципа старшинства. В Полинезии высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, поэтому полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до 50-го поколения предков. Как считалось, все люди ввождестве являются родственниками друг другу, поскольку весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение. Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что их получается столько, сколько человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, который, в свою очередь, ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. Но даже человек, имеющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.
Примером потери статуса служит разжалование офицера в рядовые или увольнение служащего, особенно высокопоставленного. В православии это называется утратой церковной правоспособности. Умершие в православной вере остаются членами церкви, но уже торжествующей, небесной, а не воинствующей, земной, и поэтому, естественно, не подлежат суду земной церковной власти. В этом смысле церковная правоспособность христиан утрачивается с наступлением смерти. Кроме того, она утрачивается вследствие отпадения от церкви и через анафему. Но в том и другом случае эта утрата не имеет безусловного характера. Печать крещения неизгладима. Поэтому и отпадшему от церкви и анафематствованному ею за тяжкие преступления открыт путь для присоединения к церкви через покаяние. Причем в обоих случаях вновь принимаемый в церковь не нуждается в том, чтобы над ним повторено было таинство крещения4.
3 Железное В. Указ. соч. С. 120-121.
Цыпин В. Церковное право. — http://www.krotov.org.