Практическое занятие 8. Программа прикладного социологического исследования
(2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Сущность и виды прикладного социологического исследования.
2. Структура прикладного социологического исследования как совокупность и определенная последовательность действий.
3. Функции и критерии классификации прикладного социологического исследования.
4. Организационные и материальные предпосылки проведения эффективных прикладных социологических исследований.
5. Исследовательские центры, лаборатории, группы.
Задания для самостоятельной подготовки
1. Каковы основные функции социологического исследования?
2. Какие виды социологических исследований Вы знаете?
3. Перечислите и охарактеризуйте стадии и этапы проведения
4. социологического исследования.
5. Как составляется программа социологического исследования?
6. Зачем нужны социологические исследования?
7. Что необходимо для проведения эффективных прикладных социологических исследований?
8. Какие исследовательские центры, лаборатории, группы в России Вы знаете?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2008.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.,2009.
3. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 2010.
4. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Учебник для ВУЗов.Т. 1-2. - М., 2009.
5. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М., 2010.
Темы докладов и рефератов
1. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления.
2. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
3. Социологическое измерение. Типы шкал.
4. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик.
5. Объективная необходимость выборочных исследований.
6. Генеральная и выборочная совокупности.
7. Репрезентативность выборки: качественные и количественные показатели.
Практическое занятие 9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Социологический опрос. Виды опросов.
2. Метод наблюдения и его виды.
3. Метод социального эксперимента.
4. Классификация экспертных опросов.
5. Анализ документов. Контент-анализ.
6. Качественные методы анализа социологической информации.
7. Анализ социологических данных. Оформление результатов исследования.
Задания для самостоятельной подготовки
1. Назовите преимущества и недостатки опроса.
2. Какие виды опросов Вы знаете?
3. В чем суть социометрического опроса.
4. В чем специфика наблюдения как метода сбора первичной социологической информации?
5. Какие виды наблюдений Вы знаете?
6. Назовите основные черты социального эксперимента.
7. Какие методы анализа документальных источников существуют?
8. В чем заключаются процедуры контент-анализа?
9. Какие качественные методы анализа данных Вы знаете?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. – Чебоксары, 2010.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2008.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.,2009.
4. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М.,2010.
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2008.
Практическое задание.Разработайте программу социологического исследования на интересующую Вас тему и составьте анкету социологического исследования.
РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ
Практические задания к теме 1.
Задание 1. Соотнесите функции социологии с описанием каждой из них.
Название функции социологии | Описание функции, которую выполняет социология |
1. Идеологическая (воспитательно-идеологическая) | а) Связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества. |
2. Прогностическая | б) Связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера. Как и любая другая наука, изучающая общественную сферу, социология не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремится утвердить в общественном мнении. |
3. Организационно-управленческая функция | в) Связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т.д.). |
4. Гносеологическая (познавательная) | г) Помогает разрабатывать научно основанные прогнозы предстоящих социальных изменений. |
Тест №1
1. Кто впервые ввёл в научный оборот термин «социология»?
а) О. Конт
б) Г. Спенсер
в) Э. Дюркгейм
д) М. Вебер
2.Что является предметом социологии как науки?
а) общество
б) «социальный материал», из которого общество складывается, на базе которого
функционирует и развивается
в) составляющие общество фрагменты
г) социальные явления, связи и отношения, законы функционирования социальных
объектов
3. Среди нижеперечисленных функций найдите такую, которую социология не
выполняет:
а) гносеологическую,
б) прогностическую,
в) гедонистическую,
г) идеологическую.
Тест №2
1.Что изучает современная социология?
а) прошлое общества,
б) будущее общества,
в) современное состояние общества с учётом его предшествующих стадий развития и
предсказывает возможные варианты его будущего состояния.
2. Социология О.Конта включает в себя разделы:
а) социология социальных групп и социология личности
б) теоретическая и практическая социология
в) микросоциология и макросоциология
г) социальная статика и социальная динамика
3.О.Конт рассматривал социологию как ...
а) социальную физику
б) социальную геометрию
в) социальную химию
г) социальную биологию
Тест №3
1. Понятие «теория среднего уровня» введено в научный оборот …
а) Р. Мертоном
б) П. Сорокиным
в) О.Контом
г) Э. Дюркгеймом
2. Социология - это ...
а) совокупность теорий макро- и микроуровня
б) только совокупность теории среднего уровня
в) многоуровневая, полиотраслевая наука
г) совокупность эмпирических исследований социальных процессов
3.Социология является многоотраслевой наукой
а) да
б) нет