Для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ
Для студентов заочной формы обучения
Направления 080100 «Экономика»
Новотроицк 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………………… ...3
Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины……………………….. ...4
Распределение часов по видам работы……………………………………………..5
Тематика лекций……………………………………………………………………..6
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям………...7
Планы семинарских занятий………………………………………………………...8
Методические рекомендации по написанию контрольной работы ..………… ..11
Контрольные работы……………………………………………………………... ..13
Вопросы к зачету………………………………………….……………………… ..30
Приложение №1……………………………………………………………………..31
Приложение №2……………………………………………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения дисциплины:
- научить студентов понимать социальные феномены современности, такие как общество и механизмы его функционирования и развития, социальные явления и процессы, социальные факты;
- ознакомить с ролью субъектов социальной жизни в реформировании общества;
- выработать объективный и достоверный взгляд на современный социум.
Приобретаемые умения на основе полученных знаний для формирования частных компетенций и личностных свойств:
Умения:
- анализировать общество как целостную систему;
- сравнивать содержание социологических концепций, теорий, парадигм с учетом их специфики в понимании общества;
- систематизировать полученные знания о личности как социальном субъекте
Навыки:
- самостоятельной работы с различными источниками для поиска актуальной информации о тенденциях в развитии современного общества ;
- использования результатов эмпирических исследований для решения управленческих, организационных и прогностических задач, связанных с профессиональной деятельностью специалиста металлургического предприятия;
- подготовки и написания аналитической справки, отчета, публичного выступления, научного доклада по социальной тематике.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Волков Ю.Г. Социология. М., 2010.
2. Волков Ю.Г. Социология. М., 2011.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2012.
4. Социология под ред. Батурина Ю.В. М.. 2012.
Дополнительная литература
1. Э. Гидденс Социология. М., 2005.
2. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 2003.
3. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997
4. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону., 1996
5. Комаров М.С. Введение в социологию. М. 1994.
6. Кравченко А.И. Социология. М., 2003.
7. Общая социология. Под ред. Эфендиева. М., 2000.
8. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.
9. Смелзер Н. Социология. М. 1994.
10. Социология под ред. Лавриненко В. Н. М. 2005.
11. Фролов С.С. Социология. М. 1998.
12. Фролов С.С. Социология. М. 2006.
13. Харчева В. Основы социологии. М., 1999.
Распределение часов по видам работы
Вид работы | Заочная форма обучения 3семестр |
Лекции Семинары Контрольная работа Форма итогового контроля | 6 час. 6 час. Экзамен |
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
№ | Тема | Лекции |
Введение в социологию как науку. | ||
Социология личности | ||
Социальные изменения и социальные процессы. | ||
ТЕМА 1 Введение в социологию как науку
Объект и предмет социологии как науки. Специфика социологического подхода к изучению общества.
Структурные уровни социологического знания. Прикладное исследование (КСИ) – программа, этапы и основные виды. Методология и методика КСИ. Место КСИ в процессе профессиональной подготовки специалиста.
Основные этапы развития социологии на Западе и их особенности. Развитие социологии в России в XIX – XX веках. Перспективы и направления развития современной социологии.
ТЕМА 2 Социология личности
Личность – понятие, структура и специфика социологического подхода. Статусно – ролевая концепция личности. Социализация личности и ее влияние на индивида. Основные теории социализации (Ч.Кули, Ж.Пиаже, Г.М.Андреева). Группа и ее роль в формировании и развитии личности. Социальные организации и социальные институты как агенты социализации.
Девиация личности – основные подходы (У. Шелдон, З. Фрейд, Э. Дюркгейм); структура и виды. Особенности современного девиантного поведения в России. Социальный контроль.
ТЕМА 3 Социальная изменения и социальные процессы в обществе
Основные теории социальных изменений в обществе: эволюционизм, неоэволюционизм, модернизации, постиндустриального общества, циклических изменений и революционные. Социальное изменение и его формы. Социальный прогресс.
Социальные процессы в обществе. Миграция и мобильность в современном обществе. Глобализация как социальное явление. Модернизация и её особенности в современной России.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ
№ | Тема | Семинары |
Основные этапы развития социологии как науки | ||
Социальная стратификация общества | ||
Социально- демографическая структура | ||
Методические рекомендации студентам
для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»
Подготовка к семинарскому занятию по дисциплине «Социология» должна начинаться с ознакомления с планом предстоящего занятия. Уточнив название семинарского занятия, вопросы плана, следует остановиться на одном из двух возможных вариантов подготовки:
1. Выбрать вопрос плана и сделать обзорное выступление по нему на основании 2-3 литературных первоисточников;
2. Выбрать литературный первоисточник и тщательно проштудировать его содержание с учетом вопросов плана (если это возможно).
Определившись со стратегией подготовки необходимо приступить к изучению литературы, а именно:
1. Просмотреть оглавление и найти рекомендованную главу или параграф.
2. «Пробежать текст глазами», чтобы убедиться в соответствии материала учебника (монографии, статьи) теме и вопросам занятия (можно обратиться к плану лекционного материала, если таковой имеется, чтобы получить представление о направлении изучения).
3. Приступить к составлению краткого конспекта для устного выступления, которое не должно длиться более 10 минут (этот же алгоритм остаётся и при подготовке по материалам электронной библиотеки).
При написании конспекта желательно чередовать изложение изучаемого материла «своими словами» с цитатами и отрывками из текста, особенно понравившимися Вам, но не злоупотреблять цитированием и плагиатом из найденных электронных источников.
Оформите конспект, обязательно указав ФИО автора, название статьи или учебника, год издания, место издания; если журнал, то его название и номер; электронный адрес сайта).
Предварительно перед выступлением на семинаре следует внимательно прочитать конспект, разобраться в терминах и определениях. Выступая на семинаре не стоит злоупотреблять примерами, цифрами, непонятными психологическими терминами. Если они необходимы для выступления, то обязательно уточните их смысл в глоссарии, который имеется в некоторых учебниках, либо в словаре. При желании можно использовать раздаточный материал, воспроизвести часть информации на доске или в виде презентации.
Cеминар № 1
Основные этапы развития социологии как науки
1. Развитие западной социологии в XIX- нач. XX века.
2. Современная западная социология (2 пол.XX – нач. XXI века).
3. Русская социологическая мысль XIX- нач. XX века.
3. Развитие современной социологии в России.
Литература
1. Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону. 2007. Разд. гл. 2.
2. Волков Ю.Г. Социология. М.. 2010. Гл.2
3. Волков Ю.Г. Социология. М.. 2011.Раздел 1гл.2.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2012. Гл.1-2.
5. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. С-Пб. 1997
6. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. С-Пб. 2004
7. Капитонов Э А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-н/Д. 1996. Гл. 1-4.
8. Козырев Г.И. основы социологии и политологии. М. 2010. Гл.2.
9. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. М., 2008. Гл. 3.
10. Социология под ред. Батурина Ю.В. М.. 2012.Гл.1 п.1.1;гл.4 п.4.1-4.4; гл. 5 п. 5.2-5.4; гл.6.
11. Социология под ред. Лавриненко. М., 2005. Гл. I3-6.
12. Социология: история и современность. Ростов на Дону. 2007.
Cеминар № 2