Глобализация социальных процессов
Проблемы глобализма
1. Какое из приведенных выражений характеризует понятие «глобалистика»?
Наука, изучающая социальные структуры и процессы, проходящие в них | |
Научное направление, изучающее динамику макросоциоприродных систем | |
Сфера науки, анализирующая духовные способности и возможности человека | |
Форма общественного сознания, отражающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления |
2. Что обозначает понятие «глобализация»?
Процесс создания системы международных экономических связей и зависимостей и стирание национально0государственных границ | |
Процесс становления единой системы управляемого и организованного мира в реальных масштабах всей земли и прежде всего основных сфер жизнедеятельности человека: экологической, социальной, экономической, политической и духовной | |
Процесс формирования свободных экономических и оффшорных зон | |
Процесс моделирования динамики макросоциоприродных систем |
3. Укажите названия моделей глобального развития, разработанных членами Римского клуба
«Гринпис», «Регенерация природы», «Чистое небо», «Зеленая планета» | |
«ЭКО – 1», «ЭКО – 2», «Ядерная зима», «Глобус» | |
«Мир – 1», «Мир – 2», «Мир – 3» | |
«Вертикаль», «Тополь», «Мир – 1», «Восток – 1» |
4. В чем состоит основная социальная причина глобальных проблем в соответствии с позицией членов Римского клуба?
Структурные изменения в экономике постиндустриальных обществ | |
Гиподинамизм демографических процессов | |
Режим воспроизводства социальных неравенств (диспаритетов) | |
Стратификация и социальная мобильность в постиндустриальных обществах |
5. Укажите основных теоретиков проблемы глобалистики (мир – системного анализа)?
И. Валлерстайн | |
Р. Арон | |
П. Соловьев | |
М. Вебер |
6. ?
7. ?
8. ?
9. ?
10. ?
11. ?
12. ?
13. ?
14. ?
15. ?
16. ?
17. ?
18. ?
19. ?
20. ?
21. ?
22. ?
23. ?
24. ?
25. ?
14. социальные конфликты |
1. Конфликтология это:
Область междисциплинарного исследования межличностных отношений | |
Область междисциплинарного исследования делового общения | |
Область междисциплинарного исследования социального конфликта | |
Область междисциплинарного исследования особенностей личности |
2. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых относят:
В. Парето, Э Дюркгейм, М. Ковалевский | |
П. Сорокин, Ч. Дарвин, А. Смит | |
М. Вебер, Г. Зиммель, Конфуций | |
О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса |
3. Определение конфликта, которое стало классическим, дал:
Герберт Спенсер | |
Огюст Конт | |
Льюис Козер | |
Вильфредо Парето |
4. В качестве участников конфликтного взаимодействия выступают:
Отдельные личности | |
Группы | |
Организации | |
Все три ответа |
5. Объектом конфликта может быть:
Все то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон | |
Право на имущество | |
Право выбора | |
Право собственности |
6. Конфуций в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь…
Разные характеры | |
Неравенство и несхожесть людей | |
Корысть | |
Краснобайство |
7. «Духовным отцом» теории конфликтов считается
Гераклит | |
Зиммель Г. | |
Смолли Д. | |
Самнер У. |
8. Конфликты порождают следующие факторы:
Биологические | |
Психологические | |
Социальные | |
Все три ответа |
9. Начало современным теориям конфликта положено в:
Начале 21 века | |
Конец 19 века | |
Начале 20 века | |
Конец 20 века |
10. Наиболее известным из теоретиков конфликта является:
Л. Гумплович | |
Г. Зиммель | |
Д. Смолли | |
У. Самнер |
11. Г. Зиммель рассматривает конфликты как:
Негативное явление в общественной жизни | |
Позитивное явление в общественной жизни | |
Нейтральное явление в общественной жизни | |
Неизбежное явление в общественной жизни |
12. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был рассмотрен в работах:
Л. Козера | |
К. Боулдинга | |
Л. Крисберга | |
Все три ответа вместе |
13. Конфликт состоит из:
Конфликтной ситуации и инцидента | |
Только из конфликтной ситуации | |
Только из инцидента | |
Субъектов и объектов конфликта |
14. Признаком конфликта является:
Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной | |
Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей | |
Неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия | |
Все три ответа |
15. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
Философско-социальный | |
Социальный | |
Философский | |
Индивидуальный |
16. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
Индивидуальный | |
Социологический | |
Социальный | |
Философский |
17. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
Социальный | |
Философский | |
Индивидуально-психологический | |
Индивидуальный |
18. Причинами конфликтов могут быть:
Все три ответа | |
Различные формы экономического и социального неравенства | |
Идеологические причины | |
Наличие противоположных ориентаций |
19. К видам конфликтов в зависимости от количества участников относят:
Внутриличностные | |
Все три ответа | |
Межличностные | |
Внутригрупповые |
20. По направленности воздействия различают следующие виды конфликтов:
Вертикальные, горизонтальные | |
Открытые, скрытые | |
Социальные, национальные | |
Антагонистические, компромиссные |
21. По природе возникновения рассматривают следующие виды конфликтов:
Вертикальные, горизонтальные, диагональные | |
Социальные, национальные, этнические | |
Открытые, скрытые, потенциальные | |
Внутриличностные, межличностные, внутриличностные |
22. По степени выраженности рассматривают следующие виды конфликтов:
Вертикальные, горизонтальные, диагональные | |
Социальные, национальные, этнические | |
Открытые, скрытые, потенциальные | |
Внутриличностные, межличностные, внутриличностные |
23. Сколько выделяют основных стадий конфликта?
Две | |
Три | |
Четыре | |
Пять |
24. Предконфликтная стадия – это …
Период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы | |
Завершение инцидента | |
Стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников | |
Стадия принятия решения |
25. К ресурсам сторон в конфликте относят:
Материальные ценности | |
Информация, связи | |
Власть, престиж | |
Все три ответа |
26. Формирование стратегий или нескольких стратегий у каждой из конфликтующих сторон происходит на стадии:
Предконфликтная | |
Стадия непосредственного конфликта | |
Стадия разрешения конфликта | |
На всех стадиях |
27. Наибольший научный и практический интерес вызывает следующая стадия:
Стадия предконфликтная | |
Стадия непосредственного конфликта | |
Стадия разрешения конфликта | |
Все три стадии |
28. Стадия непосредственного конфликта характеризуется, прежде всего:
Формирование нескольких стратегий | |
Оценкой своих и чужих ресурсов | |
Устранение, прекращение индидента | |
Наличием индидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников |
29. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
Две | |
Три | |
Четыре | |
Пять |
30. К действиям, которые носят открытый характер, относят:
Интриги, маскировки, провокации | |
Спортивное состязания, создание ложных объектов | |
Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие | |
Передача правдивой информации с целью принятия ее за ложную |
31. К действиям, которые носят скрытый характер, относят:
Интриги, маскировки, провокации, создание ложных объектов | |
Спортивное состязание, политическая борьба | |
Словесные прения, физическое воздействие | |
Передача правдивой информации, экономические санкции |
32. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на:
Рациональные и интеллектуальные | |
Рациональные и эмоциональные | |
Эмоциональные и интеллектуальные | |
Интеллектуальные и мотивационные |
33. Конфликт, который охватывает сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры, называется:
Эмоциональным | |
Мотивационным | |
Интеллектуальным | |
Рациональным |
34. Конфликт, в котором его первопричины забываются, а участники действуют на основе личной неприязни, называют:
Эмоциональным | |
Мотивационным | |
Интеллектуальным | |
Рациональным |
35. Наиболее непредсказуемые и в подавляющем случае не управляемые:
Интеллектуальные конфликты | |
Мотивационные конфликты | |
Эмоциональные конфликты | |
Рациональные конфликты |
36. Как называется конфликт, при котором в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику
Мотивационный | |
Рациональный | |
Интеллектуальный | |
Эмоциональный |
37. Что служит необходимым, но недостаточным условием погашения конфликта?
Прекращение активного взаимодействия | |
Завершение инцидента | |
Только переживание фрустрирующего состояния | |
Поиск причин конфликта |
38. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении:
Конфликтной ситуации | |
Отношения к активным действиям | |
Образа врага | |
При прекращении хотя бы на время инцидента |
39. Разрешение рационального конфликта возможно следующим путем:
Устранение причины конфликта или истощения ресурсов сторон | |
Изменение требований одной из сторон | |
Вмешательство третьей силы | |
Все три ответа |
40. Наиболее важным в разрешении эмоционального конфликта является следующее:
Изменение установок соперников относительно друг друга | |
Изменение требований одной из сторон | |
Вмешательство третьей силы | |
Устранение причины конфликта |
41. Управление конфликтами – это:
Целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта | |
Целенаправленное воздействие на людей с целью достижения своей цели | |
Целенаправленное воздействие на собственное поведение | |
Коррекция поведения участников конфликта |
42. К методам управления конфликтами относят:
Внутриличностные | |
Структурные | |
Межличностные | |
Все три ответа |
43. К внутриличностным методам управления конфликтами относят:
Умение правильно организовывать свое собственное поведение | |
Умение высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека | |
Разъяснение требований к работе | |
Первые два ответа |
44. К основным стилям поведения в конфликтной ситуации относят:
Шесть стилей | |
Пять стилей | |
Четыре стиля | |
Три стиля |
45. К факторам, которые обостряют конфликт, относят:
Расширение рядов участников, которые принимают ту или иную сторону | |
Повышение и проявление внешне накала страстей (гнев, тревога, страх, разочарование) | |
Ничего не делается для установления и поддержания отношений | |
Все три ответа |
46. К факторам, которые ослабляют конфликт, относят:
Уход на нейтральную территорию | |
Умение своего умения регулировать конфликты | |
Разговор об эмоциях, объяснение, но не их демонстрация | |
Все три ответа |
47. Сотрудничество – это…
Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия | |
Поиск решения за счет взаимных уступок | |
Активная борьба индивида за свои интересы | |
Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения |
48. Соперничество, противоборство – это …
Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения | |
Активная борьба индивида за свои интересы | |
Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия | |
Поиск решения за счет взаимных уступок |
49. Компромисс – это …
Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения | |
Активная борьба индивида за свои интересы | |
Поиск решения за счет взаимных уступок | |
Активный поиск решения, которое удовлетворяет всех участников взаимодействия |
50. Уклонение – это …
Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия | |
Поиск решения за счет взаимных уступок | |
Активная борьба индивида за свои интересы | |
Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения |
15. Структура и процесс социологического исследования
Методы сбора данных и анализ интерпретаций эмпирических данных
1. Назовите социолога, который описал социологическое знание как единство трех основных частей: фактов, гипотез и теорий?
Н. Смелзер | |
К. Маркс | |
Э. Дюркгейм | |
О. Конт |
2. Социологическое исследование, по Н. Смелзеру начинается с…
С эксперимента | |
С теории | |
С полевого исследования | |
С гипотезы |
3. Основным отличием научно-системного подхода является:
Детальное изучение структур | |
В рамках этого подхода изучаются только большие системы | |
Рассмотрение всех явлений и процессов, происходящих в природе и обществе с точки зрения их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости элементов | |
Применение только в естественных науках |
4. Этнометодология, изучая социальные явления, концентрирует внимание на анализе:
Повседневной жизни людей и разговорной речи | |
Методологии всех социальных наук | |
Исторических законов | |
Законов функционирования и развития общества |
5. Выборка – это…
Выбор части генеральной совокупности, подвергаемой опросу | |
Выбор социологом исследуемой проблемы | |
Выбор целей и задач социологического исследования | |
Выбор метода социологического исследования |
6. Какой метод социологического исследования используется при изучении такого объекта, как мнения людей по поводу чего-либо?
Эксперимент | |
Контент-анализ | |
Изучение документов | |
Опрос |
7. Найдите определение понятию «генеральная совокупность»
Совокупность людей, объединенных общими целями и интересами | |
Вся совокупность элементов, имеющих общие социальные характеристики, свидетельствующие о принадлежности к единому объекту социологического исследования | |
Социологическая категория, характеризующая общие черты различных сторон и условия жизни человека, качественную сторону удовлетворения человеческих потребностей | |
Упорядоченная совокупность должностных лиц, социально значимых индивидов, которые обретают социальное положение (пользуются особыми правами) по воле властных структур |
8. Выберите правильную комбинацию соответствия характеристик социологических понятий и названий
Названия: а) квантификация, б) социальная квота, в) корреляция.
Понятия:
Доля, часть элементов социального объекта, отобранных для социологического изучения, анализа; | |
Устойчивая, типовая связь между несколькими социальными переменными; | |
Числовое выражение качественных признаков исследуемых |
1 – а | 2 – б | 3 – в | |
1 – б | 2 – в | 3 – а | |
1 – в | 2 – б | 3 – а | |
1 – б | 2 – а | 3 – б |
9. Сущность контент-анализа заключается в следующем…
В подсчете того, как в некотором информационном массиве представлены интересующие исследователя смысловые единицы | |
Отражает степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению | |
Распространение и накопление информации о результатах исследования | |
В исследовании тенденции развития и динамики социального процесса или явления во времени |
10. Соотнесите методы социологического анализа с их названиями и выберите правильную комбинацию ответов
Названия:
1. Документальный метод
2. Драматический подход
3. Тестирование
Методы:
а) процесс выявления скрытых характерных качеств человека или группы лиц путем их краткосрочного испытания;
б) способ извлечения и анализа социологической информации путем рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте;
в) метод изучения и интерпретации социальных явлений и действий людей, которые рассматриваются как взаимодействия «актеров» с присущими им социальными ролями;
1 – б | 2 – в | 3 – а | |
1 – а | 2 – б | 3 – в | |
1 – б | 2 – а | 3 – в | |
1 – в | 2 – а | 3 – б |
11. ?
12. :
13. :
14. :
15. :
16. :
17. :
18. :
19. :
20. :
21. :
22. :
23. :
24. :
25. :