Понятие конфликта, его социальные предпосылки
Проблема конфликта является также одной из актуальных в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов: его природы как общественного явления, причины возникновения, возможностей разрешения, а также типологии, классификации конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, сил, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает “зоны кризиса”. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Исследователи отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Большинство из них склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Многое можно сказать об обществе, если знать, какие конфликты случаются здесь чаще, как они возникают и как они протекают и разрешаются
Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.
Более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа “Исследования о природе и причинах богатства народов”, в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.
Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из причин он считал социальную поляризацию между “накоплением богатства” и “привязанным к труду классом”.
Таким образом, многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития.
К. Маркс и Ф. Энгельс, считали, что конфликты порождаются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.
Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксистском учении не получила всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.
Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. Г. Зиммель писал, что “конфликт очищает воздух”.
Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в 20 веке. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества.
Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой “систему”, жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т. д.
Исходя из идеи “единства” общества как предпосылки его равновесия и стабильности, функционалисты называют в качестве решающего средства, обеспечивающего социальное единство, наличие у членов общества единыхценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религиозные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества и определяют практическую деятельность как отдельных индивидов, так и социальных групп и организаций.
РальфДарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтноймодели общества. Учёный утверждал, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт каждый момент. Он рассмотрел причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов(основная категория его теории). Дарендорф различает до 15 видов конфликтов (от семейной ссоры до глобальных политических конфликтов), он считает, что ни один из этих видов не является антагонистическим, непримиримым. Обосновывая свою модель общества, Дарендорф утверждает, что те антагонистические противоречия, на которые указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, это - реалии 19 века, и они ушли в прошлое. Согласно его заключению, сегодня большинство обществ “открытые” и “плюралистические” и наличие конфликта не рассматривается как угроза стабильности конкретного общества.
Любое общество, по его мнению, опирается на принуждение. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации.
Интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому чтобы понять природу конфликта, необходимо прежде всего понять природуинтереса и способы его осознания действующими субъектами конфликта. И здесь Дарендорф подчеркивает объективные (латентные) и субъективные (явные) интересы. Они обнаруживаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовываются “обе стороны” конфликта. Эти “стороны” еще не являются в буквальном смысле социальной группой, не консолидировались в нее. Поэтому Дарендорф называет их квазигруппами. В то же время в каждой группе происходит формирование неких общих интересов и психологической направленности на их защиту. Все это характеризует первый этап развития конфликта.
Второй этап развития конфликта состоит, по Дарендорфу, в осознании латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов субъектов и тем самым в организации квазигрупп в фактические группировки, организации групп интересов.
Третий этап заключается в непосредственных столкновениях тех или иных “идентичных” групп (например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т.д.). Если идентичность отсутствует, то конфликты неполные, т.е. до конца не сформировались. Дарендорф утверждает: “в целом каждый конфликт достигает своей окончательной формы лишь тогда, когда участвующие в нем элементы ... идентичны”.
По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом обществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Отсюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.
Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.
Дарендорф утверждает, что конфликты - это всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Кроме того, конфликты - источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и “отмена” конфликта ведет к его обострению. “Отменять” конфликт, тем более его подавлять - значит усилить его потенциальную злокачественность, дать новый толчок усилению его энергии. Подавление конфликта ведет, по Дарендорфу, к его обострению и, наоборот, “рациональная регуляция” - к “контролируемой эволюции”. Хотя причины конфликтов неустранимы, “либеральное” общество может улаживать их на уровне конкуренции между индивидами, группами и классами. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.
Ученый особое внимание уделяет регулированию конфликта. Регулирование конфликта должно основываться на выявлении воли большинства населения плюс уважение прав меньшинства, т.е. идет поиск консенсуса. По мнению учёного, чем больше конфликтов в обществе, тем лучше, значит, они меньше по объему и их легче разрешать и урегулировать. Причем, регулирование конфликта идет по линии интеграцииобщества и обеспечению свободы для человека.
Характер общества и власти, самой социальной структуры определяют и характер конфликта. Его интенсивность “снижается в той мере, в какой структура общества становится плюралистической, т.е. обнаруживает разнообразные автономные области”. Дарендорф видит функциональность конфликта в усилении адаптивности системы, появлении новых норм и механизма социальной стабилизации.
Американский социолог ЛьюисКозер под социальным конфликтом понимает “борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника”.
Исходя из состояния общества, Козер дает классификацию социальных конфликтов. Он замечает, что в закрытом обществе конфликты могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В открытом же обществе конфликтам дается выход (они играют роль клапана), что смягчает напряженность. И тогда они могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.
Общая теория конфликта разрабатывается также американским социологом Кеннетом Эвартом Болдуингом, который написал работу “Конфликт и защита: общая теория”. Он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Болдуинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению ученого, конфликт - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями.
Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Принципы борьбы формировались столетиями. Их смысл таков:
1)создавай сложности для противника;
2)ограничивай свободу его действий;
3)используй его положение и резервы для достижения собственных целей;
4)сосредоточь свои силы и средства на самом выгодном направлении;
5)выведи из строя координационные центры противника;
6)интересуйся обновлением координационных центров;
7)добивайся принятия решения, лишь потом начинай примирение;
8)проводи политику проволочек, которая ослабит противника;
9)угрожай, т. к. угрозы бывают более эффективными, нежели действия;
10)действуй скрыто, обманывай.
Однако проблематика конфликтов не исчерпывается взаимным сосредоточением и борьбой. Есть конфликты исключительно антагонистические, непримиримые, где есть только соперничество и отсутствует добрая воля.
Социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.
С помощью так называемых “средних” форм конфликтов (нейтралитет, единство и др.) можно перейти от противостояния к совместным действиям, сотрудничеству, кооперации.