Макс Вебер – и его учение о понимающей социологии
Макс Вебер (1864 - 1920) - знаменитый немецкий экономист, историк и социолог. Он универсально образованный человек: историк хозяйства, политических институтов, политических теорий, религии и науки, он логик и методолог, разбирался прекрасно в политэкономии, социологии, философии. По настроениям он был либерал, не принимал ученых, ориентированных на целостные структуры.
Его взгляды:
Учение о понимающей социологии. Социология изучает поведение и социальную деятельность человека или группы.
Эти действия не всякие, а:
- осмыслены людьми с точки зрения целей и средств их достижения;
- ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию, т.е. социальные действия составляют систему их сознательного, осмысленного взаимодействия.
Если социолог рассматривает осмысленные и внутренне ориентированные действия человека, то в соответствии с понимающей социологией, он должен разобраться:
- в субъективных мотивах этой деятельности;
- какими духовными ценностями человек руководствуется;
посредством, каких действий субъект осуществляет свои стремления, по каким причинам это удается, либо нет;
- какие последствия, понятные социологу, имели эти стремления на поведение других людей.
В понимающей социологии Вебера понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов может быть:
- логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, их анализа на уровне науки;
- чисто эмоциональным - через вживание, в чувствование социолога в мир субъекта, - его социального действия, т.е. процесс сопереживания как социальный метод.
В понимающей социологии Вебера заметно учение о ценностях - моральных, политических, эстетических, религиозных.
Речь идет о понимании социологом установок субъекта на ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. Сам социолог тоже придерживается каких-либо ценностей, что влияет на результаты его исследований. Ценность в обществе Вебер усматривал как установку той или иной исторической эпохи, как интерес эпохи. Этот подход объясняет социальные действия людей.
Социальное действие по Веберу - это то, что является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. А общество есть совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих целей.
При этом всякие социальные действия делятся Вебером на четыре вида.
Целерациональные - это действия через ожидание определенного поведения внешнего предмета, других людей, групп и использование этого ожидания, как рационально направленных и регулируемых целей. Критерием оценки этого действия является успех.
Ценностно-рациональные - это действия, которые совершаются через этическую, эстетическую, религиозную ценность, это действия определенного поведения как такового, независимо от успеха.
Аффективные - протекают через эмоции, чувства, аффекты, т.е. через бессознательные психологические импульсы и чувства.
Традиционные - совершаемые через привычку, традиции, опыт.
Степень осознанности социальных действий наращивается от аффективных и традиционных к целерациональным. Рационализация социального действия, по Веберу, есть тенденция исторического процесса.
Важно и интересно учение Вебера об идеальных типах.
Под идеальным типом Вебер понимал интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции. Это идеальная модель того, что полезно человеку и отвечает его интересам. В этом случае наиболее полезным человеку он считал - моральные, политические, религиозные и др. ценности, вытекающие из традиций, правил и норм поведения, установок поведения и деятельности людей.
Идеальные типы характеризуют состояние: власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания, взаимосвязи между духовными и другими ценностями, уровня организованности и целесообразности поведения людей, а также уровень упорядоченности элементов духовной, материальной и политической жизни. Общеизвестно, что идеальные типы Вебера содержат элементы утопии, но показывают взаимосвязь духовных и других ценностей.
Вебер выделил также несколько типов легитимного господства:
1) легальное господство - в его основе подчинение законам и законный приход к власти: выборы, по наследованию, по принадлежности к аппарату управления и т.д.
2) традиционное господство - содержится в принципах поведения, в навыках, в нравах, в привычках.
3) харизматическое господство - признание необычного, ранее не признанного, обожествление лидера, придание ему качеств, сходных со сверхъестественными.
Исследуя религию в жизни общества, Вебер дает схему облика религиозных систем.
- носители конфуцианства являются организующей мир бюрократией
- носители иудаизма - маги, упорядочивающие мир
- носители буддизма - созерцатели, монахи, странствующие по миру
- носители ислама - воины, покоряющие мир
- носители христианства - бродячие ремесленники
Что касается религии, то Вебер свои главные взгляды выразил в работе «Протестантская этика и дух капитализма». В ней он показал определяющую роль религии на уклад жизни человека, его отношения к профессиональному труду, понимания им своей роли, места в обществе и осмысления своих потребностей. В этой работе Вебер показал, что в ходе Реформации в 16 веке ряд догматов католической церкви под воздействием лютеранства и кальвинизма были изменены. Исходя из этого, наивысшей нравственной задачей человека является угождение Богу через выполнение мирских обязанностей, труд, реализацию своего призвания. Здесь же отрицается необходимость монашества, аскетизма, жертвенности, свойственных католицизму и православию.
В данной работе Вебер показал новое качество капиталистического человека, для которого прибыль, нажива, обогащение, приумножение своего капитала, возможность кредитовать других, быть всегда платежеспособным составляют определенную ценность и смысл жизни человека. А люди, пропитанные таким духом, являются основой капиталистического строя. Вебер доказывает, что только протестантское общество, которому свойственны выше названные догматы, может через семью, школу, церковь воспитать у человека дух капитализма.
Вебер показывает, что, не смотря на то, что протестанты в германском обществе играют по численности не первую роль, однако доминируют в обществе. Это происходит потому, что протестанты, наделенные особой мирской и религиозной этикой, не отрицают необходимость труда, идут в бизнес, реализуют экономические цели. На этой основе Вебер доказывает, что протестантская этика, свойственная духу капитализма, способствует становлению капиталистических отношений, поэтому за протестантизмом будущее, в сравнении с моралью католиков.
В работах Макса Вебера четко определен предмет социологии как науки, раскрыта сущность бюрократии, как аппарата управления, раскрыта сущность социальных действий, социального поведения, место власти в жизни общества, место религий в развитии и жизни общества.