Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение с учетом современных образовательных технологий

3.1. МЕТОДИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СОЦИОЛОГИИ

3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения

На протяжении всей истории высшей школы лекция была и оста­ется ведущей формой обучения (от латинского - чтение). С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, она вводит слушателей в науку, знакомит с основным категориальным аппаратом, закладывает основы научных знаний по изучаемому предмету. Ее основная цель - дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и тем самым подготовить студентов к само­стоятельной работе с источниками и научными публикациями. Осо­бенность вузовского обучения определяется тем, что здесь лекции отводится особая роль. Особенность эта.проявляется в том, что лек­тор (он же и научный работник) знакомит слушателей не просто с учебным материалом, а старается дать самые последние сведения из области своей науки, обобщая те данные, которые появляются в на­учной литературе, стремится не только сообщить сведения, но и разъяснить их, донести их смысл до каждого слушателя. Хорошая вузовская лекция - это творческий процесс, как в плане подготовки материала, так и в плане его донесения до слушателей, это творче­ское общение лектора с аудиторией. Эффект такого общения опре­деляется особым эмоциональным сопровождением, который активи­зирует познавательные возможности студентов. От преподавателя зависит, чтобы в лекции с как можно большей полнотой были ис­пользованы все потенциальные возможности этой формы обучения,

чтобы в его деятельности наиболее четко проявлялась как теорети­ческая, так и методическая грамотность. Молодой и зрелый препо­даватели весьма существенно отличаются друг от друга. У первого может быть запас более свежих научных данных, но слабая методи­ческая подготовка, у второго большой опыт устного изложения ма­териала, но несколько закостеневшие научные истины, что в любом случае снижает качество лекции. Ликвидация этих «перегибов» в деятельности преподавателя вуза достигается именно за счет совер­шенствования методической грамотности, ибо литература по мето­дике знакомит не только с технологией обучения, но и на профес­сиональном уровне анализирует наиболее проблемные вопросы чи­таемого курса.

В чем же состоит деятельность вузовского преподавателя по со­вершенствованию своего лекторского мастерства? Опыт вузовской работы показывает, что лекторское мастерство преподавателя скла­дывается из следующих показателей:

• научная эрудиция;

• навыки структурной и содержательной обработки научного и учебного материала по теме лекции;

• овладение содержанием подготовленной лекции, определение смысловых акцентов;

• отработка методов и техники изложения лекционного мате­риала.

Научная эрудиция преподавателя начинает складываться еще в студенческие годы и продолжает совершенствоваться в период всей его активной деятельности. Поговорка: «Век живи, век учись», имея отношение к любому специалисту высшей квалификации, в наи­большей степени относится именно к вузовскому преподавателю.

Опыт обработки материала связан с умением адаптировать сложный материал к учебным целям, с соответствующим его оформлением.

Овладение содержанием предполагает внимательное прочтение текста лекции с его внутренним субъективным анализом, с выделе­нием главных мест, с дополнительным обдумыванием аргументов и доказательств, с формой подачи иллюстративного материала, ис­пользования технических средств обучения и т.д.

Методика и техника изложения представляет собой реальный процесс сообщения слушателям учебного материала. Навыки этого изложения закладываются у будущих преподавателей в процессе педагогической практики и затем совершенствуются практически в период всей творческой деятельности специалиста. Здесь особую роль

играют как обмен опытом между преподавателями (открытые лекции, взаимопосещения занятий, методические конференции и т.д.), так и развитие навыков самоанализа и самооценки преподавателя.

Лекторское мастерство - это то, что характеризует субъективную сторону деятельности преподавателя. Кроме того, имеются и объек­тивные требования, определяющие качество лекционной деятельно­сти. К ним относятся:

• обеспечение идейной направленности преподаваемого курса, гармоничное сочетание познавательной и воспитательной функ­ций;

• научная информативность лекции, ее высокий научный уровень;

• доказательность и убедительность сообщаемых сведений,

• сочетание информационности и проблемности излагаемого мате­риала;

• четкость и логическая стройность изложения;

• активизация внимания слушателей, развитие их мышления: об­щего и профессионального;

• ясность и четкость языка изложения материала, темп чтения лекции;

• методическое обеспечение лекции - выделение основных мыс­лей, положений и определений, формулировка выводов и реко­мендаций, подбор иллюстративного материала, использование технических средств обучения;

• активизация творчества слушателей, развитие навыков конспек­тирования лекций.

В практике вузовской работы в зависимости от курса (первый или заключительный), форм обучения (очное, заочное), периода изучения предмета (начало, середина или конец) сложились различные виды лекций. К таковым относятся:

- вводная;

- лекция систематического курса; -лекция специального курса;

- обзорная;

- установочная.

По форме подачи материала лекции бывают:

-лекция информационно-объяснительного характера;

- проблемная лекция;
-лекция-размышление;
-лекция беседа.

Характеристика каждого вида лекции дается в справочной лите­ратуре и легко обнаруживается в соответствующих словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

Подготовка лекции - важный творческий акт. Даже тогда, когда преподаватель использует уже имеющийся и опубликованный курс лекций по предмету, все равно он вносит в него соответствующие коррективы, диктуемые конкретными условиями преподавания (курс, специальность, объем часов и т.д.). Особое значение в плане подготовки лекции (а затем и всего курса) имеет профессиональный опыт преподавателя, его теоретическая информированность и мето­дическая грамотность. Этот опыт проявляется прежде всего в уме­нии ориентироваться в большом потоке профессиональной инфор­мации, т.е. в той литературе, которая необходима для подготовки читаемого курса. Литература, используемая при подготовке лекций по социологии, может быть подразделена на следующие виды:

• научная (книжная продукция или периодические издания);

• учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций);

• методическая (общая и частная методика, соответствующие пла­ны и программы);

• справочная (словари, справочники, энциклопедии);

• художественная;

• общая периодика (газеты и журналы).

Уже один этот перечень литературы, необходимой для изучения общего курса социологии, показывает сложность этой работы как для педагога, так и для студента. Здесь совершенно не оправдан чис­то механический процесс чтения лекций и их заслушивания, а дей­ствует принцип творческого анализа материала, отбора наиболее важной и актуальной информации. Только при таком подходе можно рассчитывать на внимание слушателей и их заинтересованное отно­шение к изучаемому курсу.

Как курс в целом, так и отдельная лекция по социологии могут иметь свою целевую установку. Цель лекции (даже по одной и той же теме) может определяться как интересами слушателей (их про­фессиональной ориентацией), так и ее социальной значимостью. Цель определяется ориентацией либо на сообщение нового объема информации (познавательный аспект), либо на развитие мышления (когнитивный аспект), либо на формирование оценочных суждений и представлений (воспитательный аспект).

Композиционно лекция подразделяется на три части: вводную часть, главную (или основную) часть и заключение. Все эти части представляют собой не отдельные «кирпичики», механически со-





члененные друг с другом, а органичное целое, определяемое основ­ной идеей рассматриваемой темы.

Главная часть лекции, с методологической точки зрения, распа­дается на теоретический и эмпирический материал. Теоретический материал представляет собой общезначимую часть знания. То, что принято в научном сообществе в виде определенных теоретических положений, принципов, законов и категорий, что не допускает субъ­ективной интерпретации, - это информационное ядро темы.

Знакомство слушателей с этим ядром может быть осуществлено в виде трех различных методик: либо как изложение бесспорных ис­тин, либо как доказательное изложение истин (с соответствующей аргументацией), либо как текущее, изменяющееся знание (которое хотя и имеет в настоящем определенную доказательную основу, тем не менее заключает в себе и ряд проблем, нуждается в своем уточнении).

Какой из этих трех способов изложения учебного материала яв­ляется более эвристичным, а какой менее, сказать трудно, т.к. даже самый догматический способ обучения может стать стимулом к раз­витию мышления хотя бы по принципу отторжения пропагандируе­мых истин. О чем свидетельствует опыт Возрождения, Свободомыс­лия и Просвещения или индивидуальное развитие гениев Средневе­ковья. Можно лишь сказать, что в наш просвещенный век просто не модным стало «вколачивать» прописные истины (что ощущают на себе даже теологи, все чаще апеллирующие не только к чувствам, но и к разуму верующих). Идеалом знания становится его текучесть, изменчивость, относительность, что и определяет современную ме­тодику вузовского преподавания. Свою дидактическую ценность имеет и эмпирический материал, как необходимая аргументирующая часть теоретических положений лекции. Умение подобрать этот ма­териал, органично вписать его в текст лекции является важным по­казателем преподавательского мастерства. А со стороны студента, умение самому определять смысловые блоки с соответствующей их фиксацией.

Четкое изложение лекции (ее исполнение) требует своих навыков и методических приемов. Здесь преподаватель как бы перевоплоща­ется из кабинетного ученого в публичного деятеля, оратора, в лекто­ра в собственном смысле этого слова. Лекция в ее живом воплоще­нии представляет собой непосредственный процесс обучения, в ко­тором предъявляются свои требования к преподавателю, к студентам и к самим условиям, в которых лекция происходит (помещение, мел, доска, размещение студентов, наличие разной аппаратуры или ее отсутствие и т.д.).

От студентов требуется умение слушать, размышлять и писать одновременно. От преподавателя же требуется максимально четкое и ясное изложение материала. Здесь важную роль играют и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое, многое другое, из чего складывается лекторское мастерство.

Особенность подготовки лекций по социологии заключается в том, что преподавателю, с одной стороны, необходимо умело ориен­тироваться в многоликом теоретическом материале, который имеет­ся чуть ли не по каждой теме курса, а с другой стороны, проявить мастерство в его организации и систематизации. Материал лекций по социологии должен быть максимально привязан к местным усло­виям. Например, если читается тема о семейно-брачных отношениях или о девиантном поведении, то, конечно же, необходимо теорети­ческие положения подкреплять местными данными, а не теми, кото­рые приводятся в учебниках, изданиях в дальнем или ближнем зару­бежье. Только в этом случае курс социологии будет восприниматься не как чисто теоретическое, абстрактное построение, а как имеющий большой практический смысл, непосредственно затрагивающий инте­ресы слушателей.

Разобрав общие моменты, характеризующие лекцию как основ­ную форму вузовского обучения, обратимся теперь к рассмотрению методических особенностей лекционного курса по социологии.

План и программа общего курса социологии рассчитана на озна­комление студентов не социологических специальностей с основами современного социологического знания с соответствующими мето­дическими указаниями и пояснениями. Стандартная программа рас­считана на 34 учебных часа, т.е. на изучение социологии в течение одного семестра с зачетом в виде контроля знаний. При этом пред­полагается, что на лекции будет отведено 18 часов, на семинары- 12 часов и на контролируемую самостоятельную работу студентов - 4 часа. Разумеется, в каждом отдельном случае это сочетание может варьироваться вплоть до таких крайних случаев, когда весь объем учебного времени отводится только под лекции. Тогда тематика лекций должна расширяться за счет тем семинарских занятий.

Учитывая то обстоятельство, что в цикле гуманитарных дисцип­лин изучаются такие предметы, как политология, религиоведение, этика, культурология и т.д., то из общего курса социологии можно было бы исключить ряд тем смежных с данными предметами, на­пример, социология политики или социология религии и т.д. Основ­ное внимание в общем курсе социологии уделяется изучению соци­альной структуры, анализу основных социальных институтов и про­блемам социализации и институционализации.

Количество лекционных тем, предлагаемых ниже (если исходить из предположения, что на каждую тему отводится 2 часа), несколько больше, чем предполагает восемнадцатичасовая программа, что по­зволяет преподавателю либо укрупнять указанные темы, либо неко­торые из них сокращать. Кроме того, каждая тема носит комплекс­ный характер и может быть разбита на ряд отдельных вопросов, ко­торые могут стать либо темами для самостоятельной проработки, либо темами семинарских занятий. Именно поэтому предлагаемая программа в целом имеет примерный характер и допускает варьиро­вание в зависимости от профиля специальности и от количества учебных часов, отводимых на изучение социологии в каждом вузе и на каждом факультете.

В конспекте лекций после каждой темы список литературы не указывается, т.к. общий список этой литературы с соответствующи­ми методическими указаниями дается в конце комплекса.

3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии

1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функ­ции.

2. Основные этапы становления и развития социологии.

3. Методология и методы прикладного социологического исследо­вания.

4. Системно-структурная и динамическая характеристика общества.

5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика соци­альной структуры. Проблемы социализации.

6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, измене­ния и социальные функции.

7. Группа как система и элемент социальной структуры. Социомет­рические методы изучения внутригрупповых отношений.

8. Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность.

9. Организационная структура общества. Понятия социальной орга­низации и социального института.

10. Социальные связи, действия и взаимодействия.

11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.

12. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явле­ний. Проблемы его изучения и формирования.

3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии

Тема 1

Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции

Понятие социального, его соотношение с другими характеристи­ками общества (экономической, политической, культурологической, исторической и другими сторонами общественной жизни). Социаль­ность как особый объект научного познания. Определение предмета социологии. Генезис идей о предмете социологии. Основные функ­ции социологии. Разновидности социологического знания: макро- и микросоциология, социология фундаментальная (академическая) и прикладная, теоретическая и эмпирическая. Место социологии в системе общественных наук.

Тема 2

Основные этапы становления и развития социологии

Проблема периодизации истории социологии. Преднаучный этап ста­новления социологии (социально-политические воззрения Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье). Зарождение социологического зна­ния в XIX в. (воззрения Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классические социологические концепции (социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса). Теоретический плюрализм со­временной западной социологии. Понятие институционализации социо­логии. Особенность институционализации отечественной социологии.

Тема 3

Методология и методы прикладного социологического исследования

Структура социологического исследования. Этапы и виды социо­логического исследования. Понятия методологии, методики и тех­ники социологического исследования. Программа исследования и методы сбора социологической информации. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Социальный прогноз, социальная технология и социальная инженерия как разновидности социологического знания и его практического использования.



Тема 4 ___ _ _________________ _______________ 1_____ _______________ _____ ,

Системно-структурная и динамическая характеристика общества

Общество как объект научного познания, проблема определения общества. Общество как система и его основные подсистемы. Типо­логическая характеристика общественных систем. Понятие социаль­ной структуры и ее истолкование в различных концепциях теорети­ческой социологии. Проблемы функционирования, изменения и раз­вития общества. Общественный прогресс и регресс. Случайность и закономерность, стихийность и сознательность, возможность и дей­ствительность в общественном развитии.

Тема 5________ _________ ____ ________ _______ ____________________________

Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации

Человек как исходный элемент социальной системы. Личностные качества человека. Социальная типология личности. Понятие соци­ального статуса и социальной роли. Статусно-ролевая характеристи­ка общества и личности. Социализация, десоциализация и ресоциа-лизация личности. Социальное действие и взаимодействие. Соци­альное поведение в его норме и отклонении. Дисциплина как харак­теристика человеческого поведения.

_^Ге__ма_6___________ ____________ _.___________________ ____,_______ .

Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции

Понятие семьи как группы и социального института. Основные понятия, раскрывающие структуру семьи. Типы и формы семйно-брачных отношений. Функции семьи как социального института. Социология семьи и брака.

Тема 7 ______ __ ____________ .__ __________ ,_____ ,_______,_________

Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений

Понятие социальной группы. Типология социальных групп. Групповые связи и отношения. Группа и личность. Социализирую­щая роль групповых отношений. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.

Тема 8

Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность

Понятие социальной общности. Общность как макроэлемент со­циальной структуры. Типологическая характеристика социальных общностей. Особенности социологического изучения социальных общностей. Классовая и стратификационная характеристика соци­альной структуры. Теории стратификации и социальной мобильно­сти. Проблемы социального равенства и неравенства, открытого и закрытого общества.

Тема 9

Организационная структура общества. Понятие социальной организации и социального института

Природа социальной организации и ее структурообразующая роль. Типологическая характеристика социальных организаций. Функциональная характеристика социальных организаций. Понятие и сущность социального института. Функциональная характеристика социального института. Институционализация как особенность со­циального развития.

Тема 10

Социальные связи, действия и взаимодействия

Понятие и природа социальных связей. Социальные связи, про­цессы и изменения. Связь элементов как основная характеристика социальной структуры.

Понятия социального действия и взаимодействия, их теоретиче­ские модели.

Тема 11

Социальные противоречия, конфликты и борьба

Понятия противоречия, конфликта и борьбы. Социальные противо­речия как источник развития. Социальный конфликт как проявление социального противоречия. Типология социальных конфликтов. Теоре­тические модели социальных конфликтов. Причины и способы разре­шения социальных конфликтов. Социальная борьба, ее виды и типы.





Тема 12_______________________________ .... ..„.,______ »___ ,,.,„.,_______________

Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования

Понятия общественного сознания и общественного мнения. Ти­пология общественного мнения. Специфика социологического изу­чения общественного мнения. Социальная диагностика. Обществен­ное мнение и средства массовой коммуникации. Общественное мне­ние и политическая жизнь. Технологии формирования общественно­го мнения.

3.1.4. Конспект лекций по социологии

Тема 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

План лекции:

1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологии и ее основные функции.

1. Социология (лат. зос1е1;а5 - общество и греч. 1о§оз - учение) -наука об обществе, о законах строения, функционирования, измене­ния и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем вплоть до малых групп.

Общество является объектом познания целого комплекса обще­ственных наук, среди которых следует назвать социальную филосо­фию, историю, антропологию, этнографию, политологию, экономи­ческую теорию, культурологию, религиоведение, демографию, со­циальную статистику, социальную психологию и т.д.

Каждая наука выбирает в этом объекте свой материал, свой ас­пект, или предмет изучения. Предмет науки - это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с дру­гой стороны.

По этому признаку легко определяется предмет каждой науки: история изучает прошлое человеческого общества, политология -политические процессы и явления, экономическая наука — экономи­ческие процессы во всей их полноте и разнообразии, демография -количественные показатели рождаемости и смертности, т.е. основ­ные тенденции народонаселения и т.д. Причем все эти аспекты со­циального бытия изучаются как объективные тенденции, вне их субъективного человеческого проявления, вне рамок отношений ме­жду людьми, вне того, что обычно определяется понятием «соци­альное». Вот этот последний аспект и определяет предмет социоло­гии. Поэтому можно сказать, что социология изучает не просто об­щество, а социальные аспекты общественного бытия.

Сама социальность выступает как проявление совместного кол­лективного сосуществования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социо­логии, что является определяющей стороной: человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, и приходится анатомировать структуру общества, изучая действия, взаимодейст­вия и отношения составляющих общество элементов, т.е. тот чело­веческий материал, из которого складываются группы, общности, слои, институты, организации, статусы и роли, анализируя при этом как чувствует себя в рамках этих объединений отдельно взятый че­ловек, как он относится к окружающим его людям и как это окруже­ние имеет обратное воздействие на человека.

Представления о предмете социологии по мере ее становления как науки постоянно менялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время. Наличие многих определений этого предмета де­монстрирует не столько зыбкость и неопределенность науки, сколь­ко сложность самого объекта исследования. Дело в том, что разные авторы в рамках самой социальности могут выбирать те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки. Отдельные авторы идут от личности, другие отталкиваются от груп­пы или общности, не исключается и институциональный подход рассмотрения социальной структуры; есть авторы, которые большее внимание обращают не на элементы структуры, а на характер дейст­вия и взаимодействия и т.д.; третьи пытаются скомбинировать не­сколько из этих признаков или даже перечислить их все, что делает определение предмета социологии чересчур громоздким и неопре­деленным.



Можно привести несколько примеров из истории социологии.

Огюст Конт. Предметом социологии является общество, иден­тифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причем, изучать следует как «социальную стати­ку» (своего рода анатомию общественного организма, изучение от­дельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития обще­ства. Социология изучает общие законы общественного бытия.

Г. Спенсер. Предмет социологии - образование, развитие, струк­тура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему чело­вечеству, так и особенности, свойственные определенной расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип - отличительные особенности частей определяют свойство целого.

М. Вебер. Предмет социологии - социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентацию на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное дейст­вие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».

Э. Дюркгейм. Предмет социологии - социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идет о коллек­тивном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.

Г. Зиммель. Социология должна изучать то, что является фор­мальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путем абст­ракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.

Ж. Гурвич. Социология - наука о целостных социальных фено­менах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жиз­ни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию.

П. Сорокин. Социология изучает «надорганическую» или «со­циокультурную» часть универсума. Эту область образуют социаль­ные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обы­чая и др.). Социология является общей наукой о социальных фено­менах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.

Т. Парсонс. Социология - наука, «изучающая социальные систе­мы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидае-

мых ролей - взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закрепленную в структурах, которые основы­ваются на институализации культурных образцов, правил, статусов».

X. Гарфинкель. Социология должна изучать все аспекты повсе­дневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учетом методов взаимо­действия, характерных для определенной культуры.

А. Шюц. Социология должна восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной ре­альности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультур­ного мира, каким он предстает обыденному сознанию людей, свя­занных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.

2. Уяснив, что изучает социология, необходимо разобраться в этом вопросе более конкретно, для чего необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии с другими общественными науками. Прежде всего, здесь необходимо сопоставить социологию с соци­альной философией.

Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его разви­тия с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функциони­рования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социаль­ного устройства и развития, а социология стремится дать конкрет­ную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. От­личаясь друг от друга, эти две сферы социального познания взаимо­дополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа.

Такие же отношения различия и взаимного дополнения устанав­ливаются между социологией и другими общественными науками, каждая из которых изучает свой «срез» социальной структуры. Осо­бую роль здесь играют такие науки, как история, этнография, эконо­мическая теория, политология, культурология, религиоведение, де­мография, социальная статистика и социальная психология, а также ряд гуманитарных наук.



3. Современная социология, изучая различные фрагменты соци­альной структуры (от общества в целом до отдельных групп и орга­низаций) и используя разные познавательные средства, представляет собой сложную систему социологического знания.

По своему логическому статусу социология делится на теорети­ческую и эмпирическую. Теоретическая социология в основном но­сит академический характер, представляя собой развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания.

Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академиче­ского характера.

В зависимости от целей, т.е. от того, для чего проводятся эмпи­рические исследования, для решения практических задач или же за­дач чисто академического характера, эта разновидность социологи­ческого знания подразделяется на академическую и прикладную. Последняя в основном ориентирована на решение конкретных прак­тических задач: определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т.д.

Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемо­го объекта подразделяется натри уровня:

• теории фундаментального, общесоциологического уровня (или макросоциология);

• теории среднего уровня (или отраслевая социология, например, социология семьи, образования, религии, культуры, спорта, ме­дицины и т.д.);

• теории микроуровня (или микросоциология, например, теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, тео­рии личности).

В каждом из этих уровней есть свой эмпирический базис. При­кладная же социология в качестве своей методологической основы использует теоретические построения всех трех уровней.

«Макротеоретики» работают (и вырабатывают) с общесоциоло­гическими понятиями культуры, социальных институтов и общно­стей, социальных систем и структуры и т.д.

«Микротеоретики» используют понятия социального поведения, социального действия, межличностного взаимодействия, мотива, стимула и т.д.

Значение социологии определяется ее функциями. Количество этих функций и порядок их рассмотрения в разных учебных пособи­ях указывается по-разному. Для социологов эта проблема имеет свое методологическое значение и достаточно активно обсуждается. В рамках же общего курса можно указать лишь те функции, которые большинством исследователей признаются в качестве бесспорных и общепринятых. Такими общепринятыми функциями социологии являются:

• познавательная (гносеологическая)- связана с изучением со­циальной реальности, с накоплением логически и теоретически обоснованного знания об обществе, фактах и законах его строе­ния, функционирования и изменения;

• прогностическая- связана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных струк­тур, о тенденциях их развития;

• организационно-управленческая- связана с выработкой реко­мендаций, социальных проектов и социальных технологий, кото­рые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом); »

• воспитательно-идеологическая- связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, ибо социология, как и любая другая общественная наука, просто не может откреститься от оценок тех событий и явлений, которые она изучает и идеальную типизацию которых предполагает.

Тема 2

Основные этапы становления и развития социологии

План лекции:

1. Философско-теоретические предпосылки возникновения со­циологии. Марксистская и позитивистская версии изучения и преоб­разования общества.

2. Зарождение и основные этапы развития теоретической социо­логии.

3. Эмпирическая социология и ее роль в утверждении социоло­гии в качестве науки. Проблемы институционализации социологии.

4. Особенности развития российско-белорусской социологиче­ской мысли.




1. Материал этой темы чрезвычайно обширен. Можно было бы предложить отвести на изучение этой темы две лекции и два семи­нарских занятия. Если же ограничиться одной лекцией, тогда в каж­дом из обозначенных вопросов придется выбирать наиболее важные его моменты.

Второе методическое замечание состоит в том, что развитие социо­логической мысли нельзя рассматривать как линейно-поступательный процесс, когда новый этап сменяет и как бы отменяет предыдущий. Предшествующие этапы развития социологической мысли не отмирают с появлением новых, а продолжают существовать, имея собственную историю и современные формы своего проявления. Так, социальная философия предшествовала появлению теоретической социологии. Но с возникновением последней она не прекратила своего существования, а продолжает развиваться и в наше время, постоянно подпитывая свои­ми идеями современную теоретическую социологию. Поэтому совре­менная социология представляет собой довольно сложную смесь соци­ально-философских, социально-теоретических и эмпирических (при­кладных) исследований.

Наглядно основные этапы возникновения социологии можно проиллюстрировать следующей схемой, (см. рис. 6).

Наши рекомендации