Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение с учетом современных образовательных технологий
3.1. МЕТОДИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СОЦИОЛОГИИ
3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения
На протяжении всей истории высшей школы лекция была и остается ведущей формой обучения (от латинского - чтение). С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, она вводит слушателей в науку, знакомит с основным категориальным аппаратом, закладывает основы научных знаний по изучаемому предмету. Ее основная цель - дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и тем самым подготовить студентов к самостоятельной работе с источниками и научными публикациями. Особенность вузовского обучения определяется тем, что здесь лекции отводится особая роль. Особенность эта.проявляется в том, что лектор (он же и научный работник) знакомит слушателей не просто с учебным материалом, а старается дать самые последние сведения из области своей науки, обобщая те данные, которые появляются в научной литературе, стремится не только сообщить сведения, но и разъяснить их, донести их смысл до каждого слушателя. Хорошая вузовская лекция - это творческий процесс, как в плане подготовки материала, так и в плане его донесения до слушателей, это творческое общение лектора с аудиторией. Эффект такого общения определяется особым эмоциональным сопровождением, который активизирует познавательные возможности студентов. От преподавателя зависит, чтобы в лекции с как можно большей полнотой были использованы все потенциальные возможности этой формы обучения,
чтобы в его деятельности наиболее четко проявлялась как теоретическая, так и методическая грамотность. Молодой и зрелый преподаватели весьма существенно отличаются друг от друга. У первого может быть запас более свежих научных данных, но слабая методическая подготовка, у второго большой опыт устного изложения материала, но несколько закостеневшие научные истины, что в любом случае снижает качество лекции. Ликвидация этих «перегибов» в деятельности преподавателя вуза достигается именно за счет совершенствования методической грамотности, ибо литература по методике знакомит не только с технологией обучения, но и на профессиональном уровне анализирует наиболее проблемные вопросы читаемого курса.
В чем же состоит деятельность вузовского преподавателя по совершенствованию своего лекторского мастерства? Опыт вузовской работы показывает, что лекторское мастерство преподавателя складывается из следующих показателей:
• научная эрудиция;
• навыки структурной и содержательной обработки научного и учебного материала по теме лекции;
• овладение содержанием подготовленной лекции, определение смысловых акцентов;
• отработка методов и техники изложения лекционного материала.
Научная эрудиция преподавателя начинает складываться еще в студенческие годы и продолжает совершенствоваться в период всей его активной деятельности. Поговорка: «Век живи, век учись», имея отношение к любому специалисту высшей квалификации, в наибольшей степени относится именно к вузовскому преподавателю.
Опыт обработки материала связан с умением адаптировать сложный материал к учебным целям, с соответствующим его оформлением.
Овладение содержанием предполагает внимательное прочтение текста лекции с его внутренним субъективным анализом, с выделением главных мест, с дополнительным обдумыванием аргументов и доказательств, с формой подачи иллюстративного материала, использования технических средств обучения и т.д.
Методика и техника изложения представляет собой реальный процесс сообщения слушателям учебного материала. Навыки этого изложения закладываются у будущих преподавателей в процессе педагогической практики и затем совершенствуются практически в период всей творческой деятельности специалиста. Здесь особую роль
играют как обмен опытом между преподавателями (открытые лекции, взаимопосещения занятий, методические конференции и т.д.), так и развитие навыков самоанализа и самооценки преподавателя.
Лекторское мастерство - это то, что характеризует субъективную сторону деятельности преподавателя. Кроме того, имеются и объективные требования, определяющие качество лекционной деятельности. К ним относятся:
• обеспечение идейной направленности преподаваемого курса, гармоничное сочетание познавательной и воспитательной функций;
• научная информативность лекции, ее высокий научный уровень;
• доказательность и убедительность сообщаемых сведений,
• сочетание информационности и проблемности излагаемого материала;
• четкость и логическая стройность изложения;
• активизация внимания слушателей, развитие их мышления: общего и профессионального;
• ясность и четкость языка изложения материала, темп чтения лекции;
• методическое обеспечение лекции - выделение основных мыслей, положений и определений, формулировка выводов и рекомендаций, подбор иллюстративного материала, использование технических средств обучения;
• активизация творчества слушателей, развитие навыков конспектирования лекций.
В практике вузовской работы в зависимости от курса (первый или заключительный), форм обучения (очное, заочное), периода изучения предмета (начало, середина или конец) сложились различные виды лекций. К таковым относятся:
- вводная;
- лекция систематического курса; -лекция специального курса;
- обзорная;
- установочная.
По форме подачи материала лекции бывают:
-лекция информационно-объяснительного характера;
- проблемная лекция;
-лекция-размышление;
-лекция беседа.
Характеристика каждого вида лекции дается в справочной литературе и легко обнаруживается в соответствующих словарях, справочниках и энциклопедиях.
Подготовка лекции - важный творческий акт. Даже тогда, когда преподаватель использует уже имеющийся и опубликованный курс лекций по предмету, все равно он вносит в него соответствующие коррективы, диктуемые конкретными условиями преподавания (курс, специальность, объем часов и т.д.). Особое значение в плане подготовки лекции (а затем и всего курса) имеет профессиональный опыт преподавателя, его теоретическая информированность и методическая грамотность. Этот опыт проявляется прежде всего в умении ориентироваться в большом потоке профессиональной информации, т.е. в той литературе, которая необходима для подготовки читаемого курса. Литература, используемая при подготовке лекций по социологии, может быть подразделена на следующие виды:
• научная (книжная продукция или периодические издания);
• учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций);
• методическая (общая и частная методика, соответствующие планы и программы);
• справочная (словари, справочники, энциклопедии);
• художественная;
• общая периодика (газеты и журналы).
Уже один этот перечень литературы, необходимой для изучения общего курса социологии, показывает сложность этой работы как для педагога, так и для студента. Здесь совершенно не оправдан чисто механический процесс чтения лекций и их заслушивания, а действует принцип творческого анализа материала, отбора наиболее важной и актуальной информации. Только при таком подходе можно рассчитывать на внимание слушателей и их заинтересованное отношение к изучаемому курсу.
Как курс в целом, так и отдельная лекция по социологии могут иметь свою целевую установку. Цель лекции (даже по одной и той же теме) может определяться как интересами слушателей (их профессиональной ориентацией), так и ее социальной значимостью. Цель определяется ориентацией либо на сообщение нового объема информации (познавательный аспект), либо на развитие мышления (когнитивный аспект), либо на формирование оценочных суждений и представлений (воспитательный аспект).
Композиционно лекция подразделяется на три части: вводную часть, главную (или основную) часть и заключение. Все эти части представляют собой не отдельные «кирпичики», механически со-
члененные друг с другом, а органичное целое, определяемое основной идеей рассматриваемой темы.
Главная часть лекции, с методологической точки зрения, распадается на теоретический и эмпирический материал. Теоретический материал представляет собой общезначимую часть знания. То, что принято в научном сообществе в виде определенных теоретических положений, принципов, законов и категорий, что не допускает субъективной интерпретации, - это информационное ядро темы.
Знакомство слушателей с этим ядром может быть осуществлено в виде трех различных методик: либо как изложение бесспорных истин, либо как доказательное изложение истин (с соответствующей аргументацией), либо как текущее, изменяющееся знание (которое хотя и имеет в настоящем определенную доказательную основу, тем не менее заключает в себе и ряд проблем, нуждается в своем уточнении).
Какой из этих трех способов изложения учебного материала является более эвристичным, а какой менее, сказать трудно, т.к. даже самый догматический способ обучения может стать стимулом к развитию мышления хотя бы по принципу отторжения пропагандируемых истин. О чем свидетельствует опыт Возрождения, Свободомыслия и Просвещения или индивидуальное развитие гениев Средневековья. Можно лишь сказать, что в наш просвещенный век просто не модным стало «вколачивать» прописные истины (что ощущают на себе даже теологи, все чаще апеллирующие не только к чувствам, но и к разуму верующих). Идеалом знания становится его текучесть, изменчивость, относительность, что и определяет современную методику вузовского преподавания. Свою дидактическую ценность имеет и эмпирический материал, как необходимая аргументирующая часть теоретических положений лекции. Умение подобрать этот материал, органично вписать его в текст лекции является важным показателем преподавательского мастерства. А со стороны студента, умение самому определять смысловые блоки с соответствующей их фиксацией.
Четкое изложение лекции (ее исполнение) требует своих навыков и методических приемов. Здесь преподаватель как бы перевоплощается из кабинетного ученого в публичного деятеля, оратора, в лектора в собственном смысле этого слова. Лекция в ее живом воплощении представляет собой непосредственный процесс обучения, в котором предъявляются свои требования к преподавателю, к студентам и к самим условиям, в которых лекция происходит (помещение, мел, доска, размещение студентов, наличие разной аппаратуры или ее отсутствие и т.д.).
От студентов требуется умение слушать, размышлять и писать одновременно. От преподавателя же требуется максимально четкое и ясное изложение материала. Здесь важную роль играют и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое, многое другое, из чего складывается лекторское мастерство.
Особенность подготовки лекций по социологии заключается в том, что преподавателю, с одной стороны, необходимо умело ориентироваться в многоликом теоретическом материале, который имеется чуть ли не по каждой теме курса, а с другой стороны, проявить мастерство в его организации и систематизации. Материал лекций по социологии должен быть максимально привязан к местным условиям. Например, если читается тема о семейно-брачных отношениях или о девиантном поведении, то, конечно же, необходимо теоретические положения подкреплять местными данными, а не теми, которые приводятся в учебниках, изданиях в дальнем или ближнем зарубежье. Только в этом случае курс социологии будет восприниматься не как чисто теоретическое, абстрактное построение, а как имеющий большой практический смысл, непосредственно затрагивающий интересы слушателей.
Разобрав общие моменты, характеризующие лекцию как основную форму вузовского обучения, обратимся теперь к рассмотрению методических особенностей лекционного курса по социологии.
План и программа общего курса социологии рассчитана на ознакомление студентов не социологических специальностей с основами современного социологического знания с соответствующими методическими указаниями и пояснениями. Стандартная программа рассчитана на 34 учебных часа, т.е. на изучение социологии в течение одного семестра с зачетом в виде контроля знаний. При этом предполагается, что на лекции будет отведено 18 часов, на семинары- 12 часов и на контролируемую самостоятельную работу студентов - 4 часа. Разумеется, в каждом отдельном случае это сочетание может варьироваться вплоть до таких крайних случаев, когда весь объем учебного времени отводится только под лекции. Тогда тематика лекций должна расширяться за счет тем семинарских занятий.
Учитывая то обстоятельство, что в цикле гуманитарных дисциплин изучаются такие предметы, как политология, религиоведение, этика, культурология и т.д., то из общего курса социологии можно было бы исключить ряд тем смежных с данными предметами, например, социология политики или социология религии и т.д. Основное внимание в общем курсе социологии уделяется изучению социальной структуры, анализу основных социальных институтов и проблемам социализации и институционализации.
Количество лекционных тем, предлагаемых ниже (если исходить из предположения, что на каждую тему отводится 2 часа), несколько больше, чем предполагает восемнадцатичасовая программа, что позволяет преподавателю либо укрупнять указанные темы, либо некоторые из них сокращать. Кроме того, каждая тема носит комплексный характер и может быть разбита на ряд отдельных вопросов, которые могут стать либо темами для самостоятельной проработки, либо темами семинарских занятий. Именно поэтому предлагаемая программа в целом имеет примерный характер и допускает варьирование в зависимости от профиля специальности и от количества учебных часов, отводимых на изучение социологии в каждом вузе и на каждом факультете.
В конспекте лекций после каждой темы список литературы не указывается, т.к. общий список этой литературы с соответствующими методическими указаниями дается в конце комплекса.
3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии
1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции.
2. Основные этапы становления и развития социологии.
3. Методология и методы прикладного социологического исследования.
4. Системно-структурная и динамическая характеристика общества.
5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации.
6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции.
7. Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений.
8. Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность.
9. Организационная структура общества. Понятия социальной организации и социального института.
10. Социальные связи, действия и взаимодействия.
11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.
12. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений. Проблемы его изучения и формирования.
3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии
Тема 1
Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции
Понятие социального, его соотношение с другими характеристиками общества (экономической, политической, культурологической, исторической и другими сторонами общественной жизни). Социальность как особый объект научного познания. Определение предмета социологии. Генезис идей о предмете социологии. Основные функции социологии. Разновидности социологического знания: макро- и микросоциология, социология фундаментальная (академическая) и прикладная, теоретическая и эмпирическая. Место социологии в системе общественных наук.
Тема 2
Основные этапы становления и развития социологии
Проблема периодизации истории социологии. Преднаучный этап становления социологии (социально-политические воззрения Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье). Зарождение социологического знания в XIX в. (воззрения Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классические социологические концепции (социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса). Теоретический плюрализм современной западной социологии. Понятие институционализации социологии. Особенность институционализации отечественной социологии.
Тема 3
Методология и методы прикладного социологического исследования
Структура социологического исследования. Этапы и виды социологического исследования. Понятия методологии, методики и техники социологического исследования. Программа исследования и методы сбора социологической информации. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Социальный прогноз, социальная технология и социальная инженерия как разновидности социологического знания и его практического использования.
Тема 4 ___ _ _________________ _______________ 1_____ _______________ _____ ,
Системно-структурная и динамическая характеристика общества
Общество как объект научного познания, проблема определения общества. Общество как система и его основные подсистемы. Типологическая характеристика общественных систем. Понятие социальной структуры и ее истолкование в различных концепциях теоретической социологии. Проблемы функционирования, изменения и развития общества. Общественный прогресс и регресс. Случайность и закономерность, стихийность и сознательность, возможность и действительность в общественном развитии.
Тема 5________ _________ ____ ________ _______ ____________________________
Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации
Человек как исходный элемент социальной системы. Личностные качества человека. Социальная типология личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Статусно-ролевая характеристика общества и личности. Социализация, десоциализация и ресоциа-лизация личности. Социальное действие и взаимодействие. Социальное поведение в его норме и отклонении. Дисциплина как характеристика человеческого поведения.
_^Ге__ма_6___________ ____________ _.___________________ ____,_______ .
Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции
Понятие семьи как группы и социального института. Основные понятия, раскрывающие структуру семьи. Типы и формы семйно-брачных отношений. Функции семьи как социального института. Социология семьи и брака.
Тема 7 ______ __ ____________ .__ __________ ,_____ ,_______,_________
Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений
Понятие социальной группы. Типология социальных групп. Групповые связи и отношения. Группа и личность. Социализирующая роль групповых отношений. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.
Тема 8
Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность
Понятие социальной общности. Общность как макроэлемент социальной структуры. Типологическая характеристика социальных общностей. Особенности социологического изучения социальных общностей. Классовая и стратификационная характеристика социальной структуры. Теории стратификации и социальной мобильности. Проблемы социального равенства и неравенства, открытого и закрытого общества.
Тема 9
Организационная структура общества. Понятие социальной организации и социального института
Природа социальной организации и ее структурообразующая роль. Типологическая характеристика социальных организаций. Функциональная характеристика социальных организаций. Понятие и сущность социального института. Функциональная характеристика социального института. Институционализация как особенность социального развития.
Тема 10
Социальные связи, действия и взаимодействия
Понятие и природа социальных связей. Социальные связи, процессы и изменения. Связь элементов как основная характеристика социальной структуры.
Понятия социального действия и взаимодействия, их теоретические модели.
Тема 11
Социальные противоречия, конфликты и борьба
Понятия противоречия, конфликта и борьбы. Социальные противоречия как источник развития. Социальный конфликт как проявление социального противоречия. Типология социальных конфликтов. Теоретические модели социальных конфликтов. Причины и способы разрешения социальных конфликтов. Социальная борьба, ее виды и типы.
Тема 12_______________________________ .... ..„.,______ »___ ,,.,„.,_______________
Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования
Понятия общественного сознания и общественного мнения. Типология общественного мнения. Специфика социологического изучения общественного мнения. Социальная диагностика. Общественное мнение и средства массовой коммуникации. Общественное мнение и политическая жизнь. Технологии формирования общественного мнения.
3.1.4. Конспект лекций по социологии
Тема 1
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
План лекции:
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
1. Социология (лат. зос1е1;а5 - общество и греч. 1о§оз - учение) -наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем вплоть до малых групп.
Общество является объектом познания целого комплекса общественных наук, среди которых следует назвать социальную философию, историю, антропологию, этнографию, политологию, экономическую теорию, культурологию, религиоведение, демографию, социальную статистику, социальную психологию и т.д.
Каждая наука выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект, или предмет изучения. Предмет науки - это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны.
По этому признаку легко определяется предмет каждой науки: история изучает прошлое человеческого общества, политология -политические процессы и явления, экономическая наука — экономические процессы во всей их полноте и разнообразии, демография -количественные показатели рождаемости и смертности, т.е. основные тенденции народонаселения и т.д. Причем все эти аспекты социального бытия изучаются как объективные тенденции, вне их субъективного человеческого проявления, вне рамок отношений между людьми, вне того, что обычно определяется понятием «социальное». Вот этот последний аспект и определяет предмет социологии. Поэтому можно сказать, что социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия.
Сама социальность выступает как проявление совместного коллективного сосуществования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии, что является определяющей стороной: человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, и приходится анатомировать структуру общества, изучая действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов, т.е. тот человеческий материал, из которого складываются группы, общности, слои, институты, организации, статусы и роли, анализируя при этом как чувствует себя в рамках этих объединений отдельно взятый человек, как он относится к окружающим его людям и как это окружение имеет обратное воздействие на человека.
Представления о предмете социологии по мере ее становления как науки постоянно менялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время. Наличие многих определений этого предмета демонстрирует не столько зыбкость и неопределенность науки, сколько сложность самого объекта исследования. Дело в том, что разные авторы в рамках самой социальности могут выбирать те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки. Отдельные авторы идут от личности, другие отталкиваются от группы или общности, не исключается и институциональный подход рассмотрения социальной структуры; есть авторы, которые большее внимание обращают не на элементы структуры, а на характер действия и взаимодействия и т.д.; третьи пытаются скомбинировать несколько из этих признаков или даже перечислить их все, что делает определение предмета социологии чересчур громоздким и неопределенным.
Можно привести несколько примеров из истории социологии.
Огюст Конт. Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причем, изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, изучение отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.
Г. Спенсер. Предмет социологии - образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определенной расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип - отличительные особенности частей определяют свойство целого.
М. Вебер. Предмет социологии - социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентацию на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».
Э. Дюркгейм. Предмет социологии - социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идет о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.
Г. Зиммель. Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путем абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.
Ж. Гурвич. Социология - наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию.
П. Сорокин. Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.
Т. Парсонс. Социология - наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидае-
мых ролей - взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закрепленную в структурах, которые основываются на институализации культурных образцов, правил, статусов».
X. Гарфинкель. Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учетом методов взаимодействия, характерных для определенной культуры.
А. Шюц. Социология должна восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстает обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.
2. Уяснив, что изучает социология, необходимо разобраться в этом вопросе более конкретно, для чего необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии с другими общественными науками. Прежде всего, здесь необходимо сопоставить социологию с социальной философией.
Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания взаимодополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа.
Такие же отношения различия и взаимного дополнения устанавливаются между социологией и другими общественными науками, каждая из которых изучает свой «срез» социальной структуры. Особую роль здесь играют такие науки, как история, этнография, экономическая теория, политология, культурология, религиоведение, демография, социальная статистика и социальная психология, а также ряд гуманитарных наук.
3. Современная социология, изучая различные фрагменты социальной структуры (от общества в целом до отдельных групп и организаций) и используя разные познавательные средства, представляет собой сложную систему социологического знания.
По своему логическому статусу социология делится на теоретическую и эмпирическую. Теоретическая социология в основном носит академический характер, представляя собой развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания.
Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера.
В зависимости от целей, т.е. от того, для чего проводятся эмпирические исследования, для решения практических задач или же задач чисто академического характера, эта разновидность социологического знания подразделяется на академическую и прикладную. Последняя в основном ориентирована на решение конкретных практических задач: определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т.д.
Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемого объекта подразделяется натри уровня:
• теории фундаментального, общесоциологического уровня (или макросоциология);
• теории среднего уровня (или отраслевая социология, например, социология семьи, образования, религии, культуры, спорта, медицины и т.д.);
• теории микроуровня (или микросоциология, например, теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, теории личности).
В каждом из этих уровней есть свой эмпирический базис. Прикладная же социология в качестве своей методологической основы использует теоретические построения всех трех уровней.
«Макротеоретики» работают (и вырабатывают) с общесоциологическими понятиями культуры, социальных институтов и общностей, социальных систем и структуры и т.д.
«Микротеоретики» используют понятия социального поведения, социального действия, межличностного взаимодействия, мотива, стимула и т.д.
Значение социологии определяется ее функциями. Количество этих функций и порядок их рассмотрения в разных учебных пособиях указывается по-разному. Для социологов эта проблема имеет свое методологическое значение и достаточно активно обсуждается. В рамках же общего курса можно указать лишь те функции, которые большинством исследователей признаются в качестве бесспорных и общепринятых. Такими общепринятыми функциями социологии являются:
• познавательная (гносеологическая)- связана с изучением социальной реальности, с накоплением логически и теоретически обоснованного знания об обществе, фактах и законах его строения, функционирования и изменения;
• прогностическая- связана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных структур, о тенденциях их развития;
• организационно-управленческая- связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом); »
• воспитательно-идеологическая- связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, ибо социология, как и любая другая общественная наука, просто не может откреститься от оценок тех событий и явлений, которые она изучает и идеальную типизацию которых предполагает.
Тема 2
Основные этапы становления и развития социологии
План лекции:
1. Философско-теоретические предпосылки возникновения социологии. Марксистская и позитивистская версии изучения и преобразования общества.
2. Зарождение и основные этапы развития теоретической социологии.
3. Эмпирическая социология и ее роль в утверждении социологии в качестве науки. Проблемы институционализации социологии.
4. Особенности развития российско-белорусской социологической мысли.
1. Материал этой темы чрезвычайно обширен. Можно было бы предложить отвести на изучение этой темы две лекции и два семинарских занятия. Если же ограничиться одной лекцией, тогда в каждом из обозначенных вопросов придется выбирать наиболее важные его моменты.
Второе методическое замечание состоит в том, что развитие социологической мысли нельзя рассматривать как линейно-поступательный процесс, когда новый этап сменяет и как бы отменяет предыдущий. Предшествующие этапы развития социологической мысли не отмирают с появлением новых, а продолжают существовать, имея собственную историю и современные формы своего проявления. Так, социальная философия предшествовала появлению теоретической социологии. Но с возникновением последней она не прекратила своего существования, а продолжает развиваться и в наше время, постоянно подпитывая своими идеями современную теоретическую социологию. Поэтому современная социология представляет собой довольно сложную смесь социально-философских, социально-теоретических и эмпирических (прикладных) исследований.
Наглядно основные этапы возникновения социологии можно проиллюстрировать следующей схемой, (см. рис. 6).