По учебной дисциплине «Конфликтология»

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра социологии управлени

Шакарбиева С.В.

(фамилия, инициалы автора (ов)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

Управление персоналом

(код специальности) (наименование направления подготовки ).

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2012 г.     Подпись заведующего кафедрой ………………………………..    

Волгоград 2012

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология»  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицыпо дисциплинам, включенным в ГОС/ФГОС  
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.2. Рекомендации по работе с литературой  
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса  
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях  

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Конфликтология»:Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта; функции конфликта, их позитивные и негативные проявления; типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам; источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере; мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний; структура, фазы и стадии развития конфликта; методы предупреждения и урегулирования конфликтов; стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов; социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений; роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.

Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Конфликтология»

ДЕ 1. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта;

ДЕ 2. Функции конфликта, их позитивные и негативные проявления;

ДЕ 3. Типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам;

ДЕ 4. Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере;

ДЕ 5. Мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний;

ДЕ 6. Структура, фазы и стадии развития конфликта; методы предупреждения и урегулирования конфликтов;

ДЕ 7. Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов;

ДЕ 8. Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений;

ДЕ 9. Роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами

1.2. Целью учебной дисциплины «Конфликтология» является: привить студентам навыки теоретического и практического характера в исследовании сущности конфликтов, их причин, этапов и проблемного поля протекания конфликта; исследовать возможные пути конструктивного решения конфликтов и применять полученные навыки и знания на практике.

Основными задачами данного учебного курса являются:

1. Овладение понятийным аппаратом конфликтологии в рамках современных социологических теории и парадигм;

2. Определение модели протекания конфликтоа в различных сферах деятельности;

3. Определение методов регулирования конфликтных ситуаций и конфликтов, а также способов их предотвращения;

4. Выявление типологии конфликта, своеобразие и особенности каждого

из них.

Изучение дисциплины «Конфликтология» предусматривает включение следующих вопросов:

ü Роль конфликтологии в современном быстро меняющемся мире.

ü Конфликтология как наука о мире.

ü Социальное партнерство – путь бесконфликтного решения проблемы.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины[1].

В результате изучения предмета «Конфликтология» студент должен знать:

1. Научный статус конфликтологии, ее объекта и предмета, проблемного поля и категорий, связей с другими научными дисциплинами, изучающих конфликт.

2. Владеть пониманием различий в подходах объяснения конфликта: мировоззренческого, идеологического, философского, психологического, политологического, экономического и культурологического.

3. Знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты конфликтологического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль конфликтологии в подготовке и обосновании политико-управленческих решений.

4. Владеть знанием специфики посреднических отношений, особенностей их институциализации, общих правил и технологий диагностики конфликтов, приемами и методиками ведения переговорного процесса конфликтующих сторон.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Уметь определять объективные и субъективные причины, вызывающие конфликт, общие и специфические механизмы возникновения и развития конфликтов, их динамики, этапов их зарождения и протекания.

2. Уметь распознавать противоречия и знать об их влиянии на развитие общества и отдельных его компонентов;

3. Владеть инструментарием конфликтологического анализа и прогнозирования, методиками и техниками эмпирических исследований конфликта.

4. Уметь выделять институциональные и внеинституциональные аспекты конфликта, рациональное и нерациональное в нем.

5. Владеть кругом проблем, относящихся к деятельности человека, его свойствам и качествам, особенностям социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношению общего блага и индивидуального интереса.

6. Уметь анализировать международные процессы, геополитическую обстановку, факторы и условия созревания международного конфликта и роль, международных и региональных конфликторазрешающих институтов.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Способность различать особенности протекания конфликта в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения и после конфликтной адаптации, разрабатывать меры профилактики конфликтов.

2. Способность использовать методы прикладного анализа для определения уровня конфликтности в обществе, регионах, городах и других поселенческих образованиях.

3. Способность формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения.

4. Уметь анализировать конкретный конфликт и “проектировать” бесконфликтную среду обитания.

5. Владеть методами научных исследований в более узких направлениях конфликтологии.

6. Приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие и специфически конфликтологические знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем конфликтолога и преподавателя.

Обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК)

v владением научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);

v знанием основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);

v способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);

v способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

v способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);

v владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-6);

v умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);

v осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

v владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Профессиональные компетенции (ПК)

v знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК-1);

v способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);

v способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира (ПК-3);

v знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4);

v в информационно-аналитической деятельности:

v владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5);

v владением навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6);

v в технологической деятельности:

v способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (ПК-7);

v способностью и готовностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога (ПК-8);

v в проектной деятельности:

v способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9);

v способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10);

v в педагогической деятельности:

v пониманием социальной значимости профессии конфликтолога, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готовностью и способностью преподавать конфликтологию в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-11);

v владением навыками воспитательной работы и умением их использовать в педагогической практике (ПК-12);

v в организационно-управленческой деятельности:

v способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13);

v способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, добывать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-14).

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи

Дисциплина «Конфликтология»» принадлежит к гуманитарному учебному циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Конфликтология», «История конфликтологии», «Общая конфликтология», «Социология», «Статистика», «Психология», «Философия» и др.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Конфликтология» (18ч. и 16 ч. )

На 2012 – 2013 уч. год.

Наши рекомендации