Понятие личности, виды, агенты и этапы её социализации
Традиционные знания об общественных основах жизнедеятельности человека дополняются знаниями о формировании личности, ее эмоционально волевых качествах, механизмах самосознания, самореализации. Именно в этом есть специфический аспект социологии, на котором акцентировал внимание ПитиримСорокин (1889-1968). Ученый утверждал, что “наша социология есть “homo социология”, т. е. главными объектами изучения социологии являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы, а также структура общества в целом. По его мнению, вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.
Индивид (лат. individ - неделимый, конечный) - единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик”, индивидуальность - совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Согласно материалистической позиции, человек - это субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле (представитель вида homo sapiens). Природа человека заключается в том, что он способен освоить культуру, войти в общество, стать социальным существом, личностью.
Способность социализироваться у человека развивается, если человек растет и живет в обществе. Если же жизнь его проходит вне общества, то эта способность социализироваться угасает. Только в обществе человек - человек.
В процессе социализации, выполнения социальных ролей, человек формирует сознание своего “частного” существования, отделяет себя от окружающего мира, осознает свое субъективное “Я” - как стержень, основу своего поведения. Он также приобретает культурный идеал и стремится соответствовать ему.
Все человеческие существа обладают определёнными, общими им всем свойствами. Причём речь идёт не о том, что, несмотря на различия во внешнем облике, биологически все люди принадлежат к одному и тому же виду. Общее свойство заключается в высокой гибкости поведения, обусловленной способностью включаться в социум.
Следовательно, необходимо иметь в виду, что человек - существо биосоциальное: он - часть природы, и - социальный индивид, член конкретного общества. Понятие “человек” выражает единство биологического и социального, это то, что его отличает от остальной части природы, хотя признание социальной сущности человека не снимает вопроса о его природных основах. Например, у современного человека идет т. н. процесс акселерации. Растет вверх, уверяют ученые, почти всё население мира: голландцы за последние 100 лет стали выше на 20 см, отмечается рост и таких этносов как китайцы, вьетнамцы и др. Антропологи свидетельствуют, что в течение 20 века масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100-300 г. Тинейджеры выросли на 10-15 см за счет вытянувшегося туловища и конечностей (см.: АиФ. 2008. №20. С.10).
Формирование социальной сущности, процесс социализации означает не исчезновение в нем природных биологических начал, а означает преобразование биологических качеств в социальные в соответствии с потребностями общества. И если этот процесс (преобразование) идет успешно, тогда мы говорим о личности. Необходимо иметь в виду, что образование свойств личности обусловлено особенностями типа нервной деятельности, темперамента, нейродинамическими, конституционно-биохимическими процессами. Всякая личность имеет свои биологические и психологические характеристики (эмоции, интеллект, привычки, стиль поведения, ценностные ориентации и т. п.).Эти характеристики придают каждой личности индивидуальный характер.
Понятие “социализация” шире традиционных понятий “воспитание” и “образование”. Социализация включает в себя и воспитание, и образование, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции (лат. assimilatio - уподобление, сходство) индивидов в социальные группы. Социализация предполагает воздействие не только со стороны общества на индивида, но и активность самого индивида. Социализация длительный процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.
Принято различать первичную социализацию, главным агентом которой является семья, так как этот период охватывает детство. Вторичная социализация занимает более длительный этап, включает в себя также зрелый и преклонный возраст. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: школа, армия, государственные учреждения, вузы и др.
Социализацию рассматривают как типичный и единичный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических, культурных различий.
Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных отличается от социализации преуспевающих бизнесменов.
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д.
Ученые различают несколько видов социализации ( нравственная, политическая, правовая, интеллектуальная социализация и др.); все эти виды социализации объединяет их последовательность по стадиям, по этапам (1-й, 2-й, 3-й и т. д. этапы, а социализация идет всю сознательную жизнь); ответственные агенты социализации (семья, детские учреждения, школа, армия и др.).
Например, интеллектуальная социализация начинается еще в младенчестве и представляет собой наиважнейший (!) в жизни личности (американский социолог- психолог Скин Пэтси), далее идет следующий 2-й этап (предоперациональный, как определяет его социолог-психолог Жан Пиаже), который тоже является судьбоносным (как вся человеческая эволюция!) для интеллектуального формирования и длится до 5-7-ми летнего возраста; затем начинается операциональная стадия (с 5-7 лет до 11-12 летнего возраста, это время абстрактного мышления) и т.д.
Итак, в результате процесса социализации формируется личность. Личность - это человеческий индивид с целым набором социальных качеств. Чем меньше их у него, тем меньше он личность. Бывает, что качества эти есть, а это все не личность. Можно сказать, что он - личность внутри себя, “вещь в себе”, так как качества личности проявляются только в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим поступкам можно судить о внутреннем мире человека, о его нравственных и других качествах (положительных, отрицательных).
Учёные, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что “некоторые шаблоны поведения, играющие важную роль в повседневной жизни, по-видимому, являются инстинктивными”, ... хотя “всё человеческое поведение, безусловно, нельзя объяснить инстинктами, так как такие реакции обычно сдерживаются ... , но отрицать существование врождённых склонностей было бы серьёзной ошибкой”(см.: Шибутани Т. Социальная психология. С. 448).
Кроме того, важно учитывать и то, что шаблоны чувств, установившиеся в детстве, имеют тенденцию быть пронесёнными через всю взрослую жизнь. Например, некоторые реагируют на все авторитетные фигуры - учителей, полицейских, мастеров и др. - во многом так же, как некогда они реагировали на своих родителей. Кое-кто, по видимому, в течение всей своей жизни переносит на других ненависть к своим родителям.
Важнее всего, подчёркивают социальные психологи, что чувства переносятся на самого себя. Я- концепцию человек создаёт внутри социальной матрицы, и то, как он оценивает самого себя, зависит от того, как с ним обращались значимые другие (т.е. близкие окружающие).
Ощущение собственной ценности зависит от спонтанной любви и уважения тех, с кем человек себя идентифицирует. Педагогическая и психологическая практика показывает, что некоторые родители любят своего ребёнка только тогда, когда он “хороший”, когда он отвечает их требованиям. Некоторые видят в своих детях возможность осуществления собственных несбывшихся стремлений и с раннего возраста начинают готовить юнца для карьеры, к которой он не испытывает никакого интереса. Такие дети получают много преимуществ, но стоит им потерпеть неудачу, они начинают мучиться угрызениями совести и убеждаются, что они никчемны.
Исследователи различают следующие компоненты структуры личности.
Первый компонент - направленность личности, которая включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом, одни из них доминируют, имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль. Например, доминирование познавательной потребности активизирует интеллектуальную деятельность.
Второй компонент - возможности личности, её способности, которые обеспечивают успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Например, у А. С Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик.
Третьим компонентом является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное, синтетическое образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовнойжизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте (например, сангвиник, холерик и др.). В системе характера также можно различать ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные(чуткость или чёрствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к окружающим, скромность и др.). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, самообладание и др.), которые обеспечивают определённый стиль поведения и способ решения практических задач. Характер не следует рассматривать как набор неизменных статичных качеств. Характер пластичен и может быть воспитан.
Четвёртым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, является система управления, которую обычно обозначают понятием “Я”.
“Я” - это образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни.
“Конструкция” личности сложна. Наиболее простые личностные свойства - статус личности. Во многом статус личности является исходным моментом в структуре свойств личности, он во многом определяет поведение человека, его социальные роли.
Таким образом, понятие “личность” отражает в человеке его социальную сторону, социально-значимые качества, черты, которые проявляются в поступках и действиях (например, принципиальность, честность, порядочность, пунктуальность, интеллектуальность и т.д.).
Как уже отмечалось, в структуру личности включаются и биологические, и духовные, и социальные, и психические элементы. Все эти элементы личности должны быть структурированы, т. е. они не должны противоречить, а должны взаимодополнять друг друга, соподчиняться, гармонировать. Если такая гармония в личности есть, это здоровая, нормальная личность, способная вступать в социальные отношения с другими людьми. Если же ее нет - она дезорганизована, это уже отклонение от социальной нормы, которое, как правило, вызывает распад социальных связей и прочие жизненные трудности.
Итак, если процесс социализации идет успешно, то он предполагает: приобщение человека к культуре, усвоение им на протяжении его жизни социальных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Таким образом, понятие “социализация” в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности.
Перемещение всех признанных норм общества во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания. Успешное самовоспитание позволяет устоять перед любым негативным внешним влиянием, преодолеть асоциальные качества через самопринуждение, самоконтроль.
Социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе, дает ему возможность контактировать с людьми, учит, как нужно действовать для достижения как общественных, так и конкретных житейских целей.
Одним из регуляторов человеческого поведения является система ценностей личности. В некоторых социальных группах наибольшее значение, например, могут иметь деньги, богатство, власть, в других - идеология, в третьих - политика или честь, достоинство, социальный престиж и т. д.
В процессе социализации некоторые нормы, в том числе правовые, бывают интериоризированы, т. е. глубоко усвоены индивидом, а их соблюдение является результатом его внутреннего убеждения в их ценности. Однако это не всегда так. В ряде случаев поведение индивида обусловлено страхом перед возможной санкцией. Это означает, что подлинной социализации личности не произошло.