Социальное действие и социальное поведение
Социальное взаимодействие и социальные системы
Социальная система — ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа.
Вместо того чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие «социальной системы», выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп.
Само общество также может изучаться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но вместе с тем обладающей своими особенностями.
В 50-х гг. XX в. ряд ведущих теоретиков американской социологии Г. Парсонс, К. Дэвис, Н. Смелзер, Р. Мертон, М. Леви и другие предприняли попытку использовать принципы зарождающейся тогда системно-структурной методологии к анализу широкого круга социальных явлений.
Близкие по духу попытки предпринимались и раньше, вспомним хотя бы концепцию Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Спенсера, В. Парето и др. Однако своеобразие нового этапа развития социологии как науки, начавшегося в период Второй мировой войны, состояло в том, что социология перестала заимствовать идеи и понятия у других наук, что было характерно для социологии XIX — начала XX вв., а опиралась на свои собственные представления об общественной жизни, отражавшие своеобразие и специфику общественных явлений.
Одной из важных сторон этой новой методологии, как уже отмечалось, было установление аналитического различия и уточнения специфического содержания двух основополагающих понятий — «культуры» и «социальной системы».
Прежде чем подробно остановиться на изложении содержания последнего понятия, необходимо предварительно сказать несколько слов о другом важном термине — «социальное взаимодействие».
Категория «социальное взаимодействие»
Его уникальная роль в социологии заключается в том, что оно является онтологической предпосылкой всех общественных явлений, реальным фундаментом общественной жизни, на котором строится сложное и многоярусное здание общества с присущими ему нормами и ценностями, институтами, организациями, образом жизни людей.
Популярность категории социального взаимодействия в западной социологии объясняется тем фактом, что она отражает изменяющийся характер общественной жизни, дает возможность представить ее как процесс.
Отсюда преимущество данной категории перед другим популярным термином «социальные отношения», который фиксирует главным образом устойчивые аспекты социальных явлений.
Другое преимущество категории социального взаимодействия перед понятием социальных отношений заключается в том, что первое стремится учесть субъективную сторону человеческих действий.
Главная особенность социального взаимодействия заключается в том, что оно представляет собой процесс воздействия людей друг на друга в ходе этого процесса, поведение актера (действующего лица) сознательно реорганизуется под влиянием «поведения другого актера, и наоборот».
Иными словами, в процессе социального взаимодействия имеет место влияние сознания, интересов, потребностей, поведенческих установок одного человека на другого, и наоборот, т.е. аналогичное взаимодействие оказывает и другой индивид.
Поэтому неудивительно, что исходным в определении социальной системы служит истолкование ее как «системы социального взаимодействия множества индивидов».
При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Это обусловлено наличием общеразделяемых символов ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Последнее становится возможным в том случае, когда наличествуют социальные нормы, предписывающие людям определенные шаблоны действий — социальные роли.
Отсюда следует важный вывод, выражающий, кстати, специфику социальных систем: их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне или развиваются в рамках самостоятельной системы, но тоже в теснейшей зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей.
Социальное действие и социальное поведение
Один из основателей социологии Макс Вебер (1864–1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей.
Оно обладает двумя обязательными чертами: 1) осознанной мотивацией; 2) ориентацией на других (ожидание).
Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй — называть его социальным.
Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.
Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах.
Мотивация — субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям.
Но может ли быть понятным другим такое действие, которое непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т.е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые признаются соответствующими этим целям.
Поведение, обладающее указанными критериями, называется целерациональным.
Оно — основной тип в классификации социальных действий М. Вебера. Возьмем целерациональное действие за эталон и будем сравнивать с ним все другие действия людей, а их великое множество. Получим шкалу, построенную на принципе сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели — ясными, а средства — определенными. В конце шкалы мы обнаружим иррациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Назовем его действием с отрицательной целью. Оно выпадает из поля зрения социологии, хотя остается объектом психоанализа. По соседству примостилось аффективное действие, у которого вообще нет цели. Оно совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная психология.
Середину веберовской шкалы занимают ценностно-рациональные и традиционные действия.
Традиционное действие — это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки.
Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. А это означает, что мы совершаем социальное действие.
Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность.
У такого действия в сопоставлении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия.
В силу этого Вебер считал: только целе - и ценностно-рациональное действие суть социальные действия, обусловленные социальным статусом личности.
Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся.