Проблема объективности моральных и нравственных норм
Вопрос объективности моральных и нравственных норм – один самых сложных вопросов всех этических теорий.
Действительно, в отличие от изучаемых различными науками позитивных законов объективного мира, действующих независимо от воли и желания людей, все этические законы являются императивами, т.е. указывают, как должно поступать человеку. Следовательно, эти законы, по самому своему определению, предполагают возможность своего нарушения, а значит, наблюдение за фактами окружающего мира ничего не может нам сказать относительно их истинности или ложности. Но как в таком случае можно определить их истинность? Имеем ли мы вообще в сфере этики дело с чем-то действительно объективным, или же основу любых нравственных оценок составляют произвольно сформулированные принципы и критерии? В ответах на данный вопрос расходятся подходы философии и социологии. Первая, начиная с Сократа, исходила из существования неких высших принципов и правил, объективность и истинность которых определялась, например, их божественным происхождением (данную теорию нередко называют интуитивизмом). Теория врожденных идей во всех ее разновидностях (Сократ, Платон, Декарт и т.д.) была наиболее удобным способом теоретического объяснения появления этих принципов как в индивидуальном сознании человека, так и в обществе в целом. Весьма близок к этому подходу был и Кант, обосновавший наличие в любой человеческой душе «морального закона» и считавший его столь же объективным и человеческому произволу неподвластным, как «звездное небо над головой». У подобной точки зрения существует немало сторонников и по сей день.
Другой, идущий еще от греческих софистов, также философский подход усматривал во всех нравственных принципах лишь более или менее удачные находки человечества, полезные с точки зрения организации общественной жизни, но не более того. Так, например, принцип «не убий» сам по себе лишен какой-либо объективности, однако общества, исповедующие этот принцип, являются более жизнеспособными в борьбе за существование. Данный подход иногда называют прагматизмом. В решении подобных вопросов близким к последнему оказывается утилитаризм, который предельно сближает нравственность поступка с его полезностью, в том числе полезностью для общества в целом. Разновидностью подобных подходов является классовый подход к объяснению формирования этических правил и норм, возникший, в частности, в некоторых ответвлениях марксизма. Хрестоматийной для этого направления является работа Л.Д.Троцкого «Их мораль и наша», в которой вообще отрицается возможность существования некоей «общечеловеческой», «бесклассовой» морали, ибо, с точки зрения этого автора, любые моральные нормы так или иначе выражают интересы исповедывающих их социальных групп.
Точка зрения социологии на данную проблему отчасти близка к прагматизму, но имеет и с ним существенные расхождения. Как и последний, социология отказывается от умозрительного метафизического поиска истинных этических норм. Ее интересуют правила и нормы, реально действующие в данном обществе, т.е. те, которым подчиняется в своем поведении его большинство. Согласно Дюркгейму, такие нормы являются объективными социальными фактами, и одна из задач научной социологии состоит в том, чтобы объяснить причины, по которым в данном обществе закрепились и получили развитие именно данные правила (см. 23.4). Однако далеко не все возникшие в обществе правила и нормы всегда способствуют его успешному функционированию и повышают жизнеспособность. Так, в современной социологии наряду с функциями норм и институтов выделяют также их дисфункции. Поэтому полностью объяснить существующие в обществе нормы их индивидуальной или даже общественной полезностью невозможно, здесь необходим учет множества факторов, в том числе с историей данного общества и его культурой.
Моральный идеал
Проблема объективности этических правил и норм тесно связана с другим фундаментальным вопросом – вопросом о моральном идеале. Возможно ли в реальном мире жить, полностью соответствуя требованиям высших моральных принципов, или же такая жизнь является недостижимой? На этот счет также существуют различные мнения.
Древние стоики (IV–I века до н.э.), например, считали этический идеал осуществимым и даже создали целое учение о мудреце, достигшем этого состояния. Этот мудрец должен жить, всецело руководствуясь собственными принципами, следование которым не может быть нарушено никакими внешними обстоятельствами, и именно такая позиция может ему обеспечить подлинную свободу. Отсюда знаменитый афоризм этой школы: «Мудрец свободен даже в цепях». Примером такого мудреца стоики считали Сократа.
Более поздние авторы были осторожнее в подобных утверждениях. Так, например, Кант принципиально отрицал возможность полной реализации в жизни этического идеала. Более того, именно с ощущением принципиальной недостижимости для обычного человека диктуемого этим идеалом образа жизни Кант связывал возникновение у людей представления о Богочеловеке, который только и оказывается способным к полной реализации этического идеала.
Однако недостижимость идеала отнюдь не умоляла в глазах Канта и других философов его значимости в жизни человека. Boт как объяснял эту значимость известный русский экономист и историк социальной мысли М.И.Туган-Барановский: «Всякий идеал, – писал он, — содержит в себе нечто неосуществимое, бесконечно далекое и недоступное... Осуществленный или, что то же, осуществимый идеал потерял бы всю свою красоту, всю свою особую притягательную силу... Идеал играет роль звезды, по которой в ночную пору заблудившийся путник выбирает дорогу; сколько бы ни шел путник, он никогда не приблизится к едва мерцающему, удаленному на неизмеримое расстояние светилу. Но далекая, прекрасная звезда верно указывает путь, но ее не заменит прозаический и вполне доступный фонарь под руками. Если идеал можно сравнить со звездой, то наука играет роль фонаря. С одним фонарем, не зная куда идти, не выйдешь на истинную дорогу; но и без фонаря ночью рискуешь сломать себе шею. И идеал, и наука в равной мере необходимы для жизни» [31, 85–86].