Остановившись на мгновение я пойду домой
1. Мир, в коем ты казалось бы живешь — тебе не дом. И где–то в глубине души ты это понимаешь. Память о доме преследует тебя, будто он — место, зовущее тебя вернуться, хоть ты ни голоса не узнаешь, ни того, о чем он напоминает. И всё же. здесь ты себя чувствуешь пришельцем, явившимся неведомо откуда. Нет ничего, чтобы с определенностью сказать: здесь я в изгнании. Есть некое, тебя не покидающее чувство, по временам не более чем легкий трепет, а иногда — с трудом припоминаемое, активно отвергаемое, но снова возвращающееся к тебе.
2. То, о чем мы говорим, известно всем. Только одни стараются маскировать свои страдания в играх, придуманных, чтоб отстраниться от печали и время скоротать. Другие станут отрицать свою печаль и вовсе не узнают своих слез. А третьи станут утверждать, будто всё, о чем мы говорим — иллюзия, к которой нужно относиться как ко сну. Но кто же, положа на сердце руку, не защищаясь и без самообмана решится отрицать, что понимает, о чем ведется речь?
3. Сегодня мы говорим за каждого, идущего мирским путем, поскольку ни один из нас не дома. Одолеваемый сомнениями каждый пускается в бесконечный поиск и ищет во тьме то, чего нельзя найти, не узнавая то, чего он ищет. Устраивает он тысячи жилищ, но ни одним из них не удовольствуется его смятенный разум. Не понимает он, что строит тщетно. Тот дом, которого он ищет, не создан им самим. Царству Небесному замены нет. Всё, созданное им оказывалось на поверку адом.
4. Возможно, ты полагаешь, будто ищешь дом детства своего Память об отрочестве тела, о месте его приюта настолько искажена, что в твоем разуме сохраняется картина небывшего прошлого. При этом есть в тебе Дитя, что ищет дом Отца, уверенное, что здесь оно — чужестранец. То детство — вечно и вечно непорочное. То место, куда направляется Дитя — земля святая. Это Его Святость освещает Рай, неся на землю чистое отражение света с высоты, где Небеса с землею слиты воедино.
5. Это Дитя в тебе Отец твой знает как Собственного Сына Дитя же прекрасно знает своего Отца. Его желание пойти домой так глубоко и столь непреходяще, что Ею голос умоляет тебя позволить Ему немного отдохнуть. Ребенок молит лишь о нескольких мгновениях передышки, о малом интервале, чтобы Он мог вернуться, вдохнуть святого воздуха, что наполняет дом Его Отца. Ты — тоже Его дом. Он возвратится. Но дай Ему побыть немного самим собой, в покое, который и есть его дом, в безмолвии, спокойствии, любви.
6. Это Дитя нуждается в твоей защите. Оно от дома далеко. И столь мало, что, кажется, его нетрудно оттолкнуть, а тихий голосок Его заглушён с такой готовностью, что Его зов о помощи почти не слышен среди скрежещущих, визгливых шумов мира. Но знает Он, что всё еще в тебе Его уверенная защита. Ты не обманешь Его надежд. И Он пойдет домой вместе с тобою.
7. Младенец тот — твоя незащищенность, твоя сила. Он доверяет тебе. Он потому пришел, что знал: ты не обманешь его надежд. Всё чаще шепчет Он тебе о своем доме. Ибо желает привести тебя туда с собою, чтоб там остаться Самому, уже не возвращаться к тому, чему он не принадлежит и в чем Он чувствует себя изгнанником — к миру чуждых ему идей. Его терпение безгранично. Он подождет, покуда ты ни услышишь Его нежный Голос внутри себя, молящий дать ему уйти в покое с тобою заодно туда, где Он будет дома, а вместе с Ним и ты.
8. Когда ты остановишься на миг, когда отступит мир и бесполезные идеи утратят свою ценность в твоем смятенном разуме, тогда ты и услышишь Его Голос. Так страстно Он зовет тебя, что более ты не станешь ему противиться. В это мгновенье Он возьмет тебя к Себе домой, и ты пребудешь с ним в абсолютной тишине, в покое и безмолвии, за гранью слов, нетронутый сомнениями и страхом, возвышенно–уверенный в том, что ты — дома.
9. Ты с Ним сегодня чаще отдыхай. Ибо Он согласился стать Младенцем, чтобы ты от Него постиг, насколько тот силен, кто явится незащищенным и весть любви предложит всем, считающим его своим врагом. Могущество Небес Он держит на Своей ладони, однако всех их называет другом и дарит Свою силу, чтобы они увидели: Он им и вправду Друг. Он просит у них защиты, ведь дом его далек и он не возвратится в него один.
10. Христос рождается Младенцем всякий раз, когда скиталец оставляет дом родной. Ибо тому предстоит познать: всё, что он пожелает защищать, есть только это Малое Дитя, явившееся беззащитным и защищенное своею беззащитностью. Так уходи же с ним домой время от времени сегодня. Ты здесь такой же странник, как и Он.
11. Найди сегодня время сложить свой ни на что не годный щит, свое копье и меч, которые ты поднял на мнимого врага. Другом и братом зовет тебя Христос. Он даже пришел просить тебя помочь Ему уйти домой сегодня в полноте и полностью. Приходит Он как малое дитя, ищущее защиты и любви у своего отца. Он правит всей вселенною и, тем не менее, постоянно просит тебя вернуться вместе с Ним и более не принимать своих иллюзий за богов.
12. Ты не утратил своей невинности. Это по ней твоя тоска. Она — желанье сердца твоего. Ты слышишь ее голос; она — тот зов, который невозможно отрицать. Дитя Святое — навсегда с тобой. Его дом — твой. Сегодня Он отдает тебе Свою незащищенность, и ты ее приемлешь в обмен на все, тобою созданные игрушки в придуманной тобой войне. И нынче путь открыт и ясно обозначился странствию конец. Остановись на миг и с Ним пойди домой, побудь в покое, пусть совсем недолго.
Урок 183