Ролевые конфликты и их типы
Поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей, иногда он попадает в ситуацию межролевого конфликта.
Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках одной и той же ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. В частности, российские социологи А.Г.Харчев и М.С.Мацковский показали, что ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей.
Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи «ролевых стратегий» — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей.
Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.
Помимо межролевых, возможны внутриролевые конфликты. Они возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий.
Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.
Еще одна форма ролевого конфликта описана К.Томасом и получила название «ситуационно-ролевого конфликта». В некоторых ситуациях на нас направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а мы не можем адекватно на них реагировать, потому что еще находимся в старой роли и не готовы принять на себя новую. Так, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж, и когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.
У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка держаться и говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье.
Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например, абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называются ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.
Исполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Существуют роли, настолько регламентированные извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере).
Исполнение таких ролей часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а некоторые даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, к примеру, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок.
Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью.
Ролевое поведение, таким образом, представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Лучше всего выполнение роли удается тогда, когда она оптимально соответствует индивидуальным склонностям исполнителя. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения в ходе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью.
Однако не следует понимать наличие социальной роли как что-то ограничивающее свободу личности, как его понимает.
Например, P. Дарендорф. Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира» в игре.
Клессенс называет эту фазу социального развития «социабилизацией». В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует уже как носитель собственных ролей (сын, ученик) и выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая маме по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.
Процесс социализации длится много лет, а в сущности всю жизнь. А это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Мы постоянно, играя свои роли, сталкиваемся с чужими ролями, которые нам пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта («я» глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.
Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое «я» развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.
Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролью, которые скрыто, присутствуют во внутреннем «я» человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естественному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием.
Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей. Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, то есть, которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. С другой стороны, необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение.
Так, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей переносили в течение долгих лет такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы с точки зрения современного индивидуалистического общества.
Социальный статус.