Основные подходы к определению предмета социологии
О-т науки = та реальность, на кот. направлен исследовательский интерес. Милецкий: О-т сц. об-во как организованная целостная система во всех его онтологич. проявлениях. В чем-то о-т сц. совпадает с о-тами др. социальных наук – эк-ки, демографии, соц. псих. и т.п. Но кажд. наука им. специф. пред-т, кот. опред. содержание науки. При этом он не м.б. стабильным, он нах-ся в постоянном движении и развитии. (Милецкий: С т.з. предмета сц. изучает сущ-ть, стр-ры, типы об-ва + объектив з-ны, закономерности и формы их проявл. 3 стороны П сц.: 1. знание о сущ-ти, стр-ре и типах об-ва 2. знание з-нах 3. знание об особенностях проявления з-нов в конкретных ист. сит-ях.) I. Представления о предмете сц. трансформ. на протяжении всей ее итории. => Определение предмета зависит от того, какую школу / направление сц. ученый разделяет. С этой т.зр. (учебник под ред. Скворцова) выделяют два подхода к определению П: 1) сц. как наука о целостности общественного организма, о соц. орг-ях и соц. с-ме; 2) сц. как наука о массовых соц. процессах и массовом пов-ии. О. Конт. Сц. – это позитивная наука об обществе и фундаментальных з-нах его разв-я. П сц. – общество в его целостности, основу кот. обр. всеобщее согласие. Г. Спенсер. Спенсер видел перед собой сложившееся английское буржуазное об-во, кот., несмотря на дифференциацию, сохраняло свою целостность благодаря новым соц. ин-там, сумевшим сгладить противоречия. П сц. – об-во как социальный организм, в кот. дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. Э. Дюркгейм: эл-тами соц. реальности являются соц. факты, совокупность кот. и есть об-во. Социальное = коллективное. Поэтому пр. сц., по его мнению, является общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. М. Вебер:сц. – наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение — по М. Веберу — это внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Социология М. Вебера называется «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. По мнению М. Вебера, предметом социологии должно быть не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Различия в определении предмета социологии ее основателями обусловлены разными социально-философскими подходами и ценностно-политической ориентацией. Сходство взглядов по этому вопросу заключается в понимании об-ва как целостной реальности, а различие — в понимании стр-ры об-ва и его динамики, особенно — его перспектив. Споры о предмете социологии ведутся и до сих пор. В настоящеевремя существуют десятки научных школ и направлений в понимании социологической проблематики. Петербургские социологи Л. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев:предмет общей социологии образует изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования. При этом, считают они, за основу не может быть принята лишь социальная сфера. Она лежит глубже — и экономике, в материальном производстве, которое и составляет общую основу развития общества, определяющую развитие других сфер Обществ. жизни. В учебном пособии Г. В. Осипова соц-я как наука об общих и специфических соц. з-нах и зак-тях развития и функц-я исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. В. А. Ядов:П сц - социальные общности (социальные группы, социальные страты, социальные классы и др.); сц-я как наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследующую массовые социальные процессы и массовое поведение. II. Подходы к опр-ю П-та сц. по онтологическим ориентациям:а) социологич. реализм: явл-я и процессы, как общ-во, соц. стр-ры, соц. ин-ты, образуют надиндивид. реаль-ть, кот. можно изучать, абстрагируясь от характер-к, дей-й отдель-х людей. «Люди проходят (умирают), а общ-во остается (статус. различ., нормы воспроизвод-ся в неизмен-м виде)». Но логика функционир-ния, разв-я соц. струк-р отлична от логики существ-я инд-да (за период жизни инд-да соц. стр-ры м. измен-ся в р-те реформ, револ-й). Логика действий индивидов детерминируется логикой фукционир-я, разв-я соц. структур => иссл-е соц. явл-й = иссл-е макросоц. явл-й (стр-ра обществ. мнения, соц.эволюция); Макросоциология = совокуп-ть исслед-й, основыв-ся на «реалистич.» онтологич. ориентации, сфокусир-х на надиндивид. стр-рах. б) социологич. номинализм: категории общ-во, соц. сист, пр. – «имена»для удобного обознач-я совокуп-й дей-й инд-дов; в реаль-ти струк-р,систем нет, т.к. их нельзя наблюдать. Наблюдать м. толь. инд-дов, их дей-я; дей-я многих инд-дов образуют устой., повторяющ. схемы, образцы, к-е в представл-ии людей выглядят как надиндив. стр-ры, но их существ-ние и характер полностью опред-ся знач-ем, к-е люди придают своим дей-ям. => иссле-е соц. явл-й = иссл-е межиндив-ого вз-дей-я в усл-х повседнев.жизни людей (ситуации социализации лич-ти, напр.). Микросоциол. = совок-ть исслед-й, основыв-ся на номиналистич. онотолог-й ориен-ции, сфокусир-х на вз-дей-х индив-в. В началь. период социол. оба подхода противостояли др. др., сейчас – характер специализации исслед-й работы для всестор. изуч. соц. явл-й. III. По степени общности предмета:а) общая социол.: ее пред-т – универсальные формы соц.обусловленности явлений. Существо пред-та выраж-ся такими категориями, как соц. ин-ты, роли, статусы. б) частные отрасли социол.: выделение из общего ряда соц. явлений к-л явлений, процессов в кач-ве особен. пред-та, требующ. спец. иссл-я. Пр.: экономич. социол.: пред-т = соц.обусловленность эк-х явл-й, проц-сов (через иссл-е соц. ин-тов в сфере эк-ки и т.д.); пол-я социол.: пред-т = соц. обуслов-ть пол. процессов, явл-й; социол. куль-ры и прочее.