Социологическая мысль в России
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время не являлась самостоятельной дисциплиной.
Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество оценило новаторский характер теорий О. Конта, Г. Спенсера. Одновременно росло влияние марксистской теории, которая к концу XIX века превратилась в политическое движение.
Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
Географическое направление было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838-1888), который в своей работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Имен эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации общества к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.
Органическая школа представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829-1903), Я.А. Новиковым (1830-1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы- науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в технике, экономике, политике.
Марксистская школа в социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865-1919), А.А. Богдановым (1873-1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870-1924). Каждый из них по-своему развивал теоретические представления о материалистическом понимании истории.
М.И. Туган-Барановский создал учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития самыми важными являются психологические, альтруистические и религиозные интересы. Г.В. Плеханов в систематизированном виде изложил марксистскую теорию общественного развития, рассмотрел проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. В.И. Ленин, как политически мыслящий социолог, развил учение К. Маркса о классах классовой борьбе, роли народных масс в истории, занимался проблемами соотношения демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании социалистического государства.
Уникальным явлением в российской социологии стала школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.И. Кареев (1850-1931).
Представители субъективного направления русской социологии считали, что единственной реальной движущей силой общества является индивид, и поэтому социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными индивидами. При этом деятельность личности определяют не внешние факторы (исторические традиции, материальные условия жизни), а ее субъективные помыслы и цели.Личность выступает не только субъектом развития общества, но и мерилом общественного прогресса.
Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами.
Социология, по мнению П.Л. Лаврова изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее укрепления и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность- это общность привычек, интересов, аффектов или убеждений.
Разумеется, поведение и деятельность людей определяются и объективными обстоятельствами – природными и социальными. Однако, главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю.
А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение правды-истины, легко соединялся в его концепции с субъективным, оценочным подходом нахождения правды - справедливости.
Николай Михайлович Михайловский (1842-1904) прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии». Ведь социолог не бесстрастный наблюдатель тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их и не только с познавательных, но и с нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому в социологии неизбежно применение субъективного метода.
Михайловский развивает учение о двуединой правде, сочетающее в себе объективную и субъективную правду. И с позиций двуединой правды рассматривает проблемы общественной жизни им различных наук.
При этом он постоянно подчеркивает, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления следует осмыслить научно, а для этого надо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций. К тому же сами явления общественной жизни – политические, экономические, нравственные и другие – несут в себе большой заряд субъективности, идущий от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.
Много внимания Михайловский уделял решению проблемы взаимодействия личности и общества, «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером на хорошее или дурное дело. Толпа – же масса людей, способная увлечься примером. Подражание масс своему герою – явление почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях, растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам.
Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес Максим Максимович Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества. М.М. Ковалевский подходил к социологии, прежде всего, как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от Лаврова и Михайловского он отделяет правду- истину от правды- справедливости и исходит из того, что для социологии главное- правда-истина.
Идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса, как и социальной преемственности – важные стороны эволюционистской концепции Ковалевского, согласно, которой общество более или менее плавно переходит от одного своего состояния к другому.
Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции.
Ведущую роль в социологической теории Ковалевский отводит теории социального прогресса, сущность которого видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Одной из основных задач социологии считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение ее многообразных форм. Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя или топтания на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые тоже бывают в истории, Но побеждает все же закон прогресса – проявляющийся в расширении сферы человеческой солидарности.
Обширно и многогранно научное наследие одного из представителей русской и мировой социологической мысли П.А. Сорокина (1889-1968).
В «Системе социологии» Сорокин разъясняет научные принципы социологии:
1. социология как наука должна строиться по типу естественных наук, ни о каком противопоставлении наук о природе и наук о культуре не может быть и речи. Различны объекты изучения, но методы изучения этих объектов одни и те же;
2. социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отделена от добра, справедливости и других подобных норм и принципов;
3. социология должна быть объективной дисциплиной, т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
4. поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой она должна прекратить всякое философствование в смысле умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;
5. разрыв с философствованием означает и разрыв и идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
Сорокин поделил социологию на теоретическую и практическую.
В теоретической социологии выделил, в свою очередь три отдела:
· социальную аналитику – изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы;
· социальную механику – изучает процессы взаимодействия людей (поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается);
· социальную генетику- изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.
Практическая социология характеризуется как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика.
Объектами изучения социологии, согласно Сорокину являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии.
Взаимодействие двух индивидов характеризуется как простейшее социальное явление – социальная клеточка, из которой образуются все остальные более или менее сложные социальные явления.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина.
Согласно этой теории все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества, оно объективно обусловлено существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и др.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды человек переходит из одного социального слоя в другой.Этот процесс получил названиесоциальной мобильности.Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная- переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной стратификации
(сельский житель становится городским, однако, профессия и уровень доходов остаются прежними);
Вертикальная - переход человека из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, из низшего в высший, или обратно.
Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает экономическое неравенство, выражающееся в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.
Сорокин глубоко убежден, что все возникающие вопросы в обществе следует решать на основе разумного управления и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он противник социальных потрясений, революцией и выступал за нормальный, эволюционный путь развития.
В 1930-е годы социология в нашей стране была объявлена философской наукой. Возрождение социологии как науки произошло в начале 1960-х годов. Были проведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальный и профессиональный статусы работников, на их отношение к труду. На основе социологических данных осуществлялось планирование развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, апробированы методики, приобретены навыки проведения социологических исследований. В 1962 году возникла Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. создан Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. С 1974 года издается журнал «Социологические исследования». В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих эмпирические и теоретические исследования в самых разных областях общественной жизни.
Контрольные вопросы:
1. Какими объективными причинами было вызвано быстрое развитие социальных учений и возникновение социологии как науки в середине и во второй половине XIX века?
2. Какую роль в становлении социологии сыграла философия?
3. Раскройте основные положения социологической теории О. Конта.
4. Почему О.Конт первоначально называет социологию «социальной физикой»?
5. Раскройте закон трех стадий развития человечества О. Конта.
6. Почему философию и социологию О. Конта называют позитивистскими?
7. Дайте характеристику социологических концепций Г. Спенсера,
Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера.
5. Как Э. Дюркгейм трактует «аномию» и «социальный факт»?
6. Каковы отличия механической и органической солидарности?
7. Назовите правила социологического метода Э. Дюркгейма.
8. Какую типологию социальных фактов предлагает Э.Дюркгейм?
9. В чем сущность материалистического понимания истории?
10. Какие общественно-экономические формации (способы производства)
выделяет К. Маркс, и почему они сменяют друг друга?
11. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей
социологией»?
12. Раскройте содержание основных направлений развития современной
зарубежной социологии.
13. Охарактеризуйте основные методологические направления в русской
социологии.
Литература:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс –
Политика, 1992.
2. Воронцов А.В. История социологии: XIX - начало XX в. В 2-х частях. М.: Владос, 2005.
3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: «Книжный дом «Университет», 2000.
4. Култыгин В.П. История российской социологии. М.:, 1994.
5. Современная американская социология. М.:., 1994.
6. Эфендиев А.Г. Общая социология. М.: ИНФРА –М, 2002.