Социологический аспект брачного контракта

Лонгитюдные исследования свидетельствуют о большом интересе к семейно-брачным отношениям. Ответы наших респондентов убеждают в том, что ценность семьи и брака не потеряли свою значимость для всех слоев населения; подтверждают тенденцию увеличения числа женщин, для которых семья - первостепенная ценность, хотя традиционно в нашем обществе было больше (до 80 процентов) женщин, одинаково ориентированных как на работу, так и на семью. Как показывает статистика за 2006 г., в Казахстане 54 процента женщин состояли в браке, 19 процентов женщин никогда не были замужем, около 14 процентов состояли в разводе; ежегодно 60 казахстанских женщин выходят замуж за иностранцев. Несмотря на возросший прагматизм мотиваций вступления в брак, семья, в представлении большой части респондентов, это - “источник самых светлых и высоких чувств” и “основа всей общественной жизни”.

При изучении взглядов на юридическое и фактическое создание семьи выяснилось, что люди не связывают стабильность брака с продолжительностью знакомства именно в период совместной жизни (“пробный брак”). Ответившие считали, что регистрация брака необходима: “в начале совместной жизни” (63 процента), “по истечении совместного проживания до одного года” (32 процента), “более 2-х лет” (2,5 процента), “более 5-ти лет” (2,5 процента).

От каких факторов зависит психологический климат в семье? Существует “теория выбора супругов”, утверждающая, что многое зависит от той роли, которую выбрали в семье сами супруги, это: а) семьи, имеющие сходство со взаимоотношениями матери и сына, где сильная и способная женщина заботится о муже, который нуждается в ком-то, на кого можно опереться; б) семьи, где сильный, способный муж опекает пассивную и уступчивую жену, во многом похожую на маленькую куклу, которая нуждается в том, чтобы её нянчили; в) семьи, имеющие сходство с иерархическими взаимоотношениями хозяина и служанки, в которых снисходительный муж обслуживается способной женой; г)семьи, в которых деятельная женщина господствует над запуганным и разочарованным мужем.

Важнейшими функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Реализация репродуктивной функции семьи зависит от репродуктивных установок населения. Социологи выясняют такие показатели, как идеальное и желаемое количество детей. У казахстанских женщин, ответивших на вопросы социологов, идеальным числом детей является 2,8, для замужних -3, причем чем старше женщина, тем выше у нее идеальное число детей, чем моложе - меньшее; у мужчин схожая картина. Исследователи установили: женщины- казашки склонны к традиционно более высокому идеальному числу детей. Более высокое число детей хотят иметь те женщины, у которых нет достаточных социально-экономических условий для реализации своего желания. Только 12 процентов опрошенных молодых женщин в возрасте от 18 до 30 лет назвали троих и более детей в качестве желаемого числа (“при наличии всех необходимых условий для воспитания детей”).

Для детей особенно важен психологический климат в семье. Исследователи отмечают, что отсутствие отца или матери или их аморальное поведение далеко не всегда формирует личность с девиантным (отклоняющимся) поведением. Не состав семьи, хотя этот фактор очень важен для воспитания личности, а эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или отвержение играет решающую роль, какую личность получит общество. Влияния среды воспринимаются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются. Отсутствие психологического, эмоционального комфорта при неблагоприятном нравственном влиянии, усвоении индивидом антиобщественных способов решения жизненных задач могут иметь криминогенные последствия. И чем менее комфортно живется детям в семье, тем сложнее будут проблемы у самого общества. Проводя свои исследования, социологи предупреждают общественность, что число детей, готовых совершить преступление, растет.

Согласно распространенной феминистской концепции, подлинное понимание сущности семьи - это анализ эмоциональных или родственных отношений, а сама семья - это “место борьбы”, где интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом. В современном мире создаются социальные механизмы, способствующие превращению “поля боя”, если не в “поляну семейной идиллии”, то, по крайней мере, смягчающие остроту супружеских конфликтов и дающие возможность, при состоявшейся необходимости, менее болезненно перенести последствия развода.

К таким социальным механизмам относят, например, институт брачного контракта, существующего во многих странах довольно продолжительное время и ассоциирующегося в сознании жителей постсоветского пространства в первую очередь с голливудскими звездами и заокеанскими миллиардерами. В этих странах принято подписывать брачный контракт, в котором оговариваются все существенные моменты брака как сделки граждан, указываются последствия расторжения брака, имущественное положение сторон, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, каковы штрафные санкции применимы к недобросовестному супругу.

В благополучных семьях брачный договор предназначен предусмотреть возможные перипетии супружеской жизни, а значит - и сохранить этот брак как можно дольше. Чем плох, например, такой пункт брачного договора молодоженов из Питсбурга, который занимает 27 страниц и, возможно поэтому, попадет в “Книгу рекордов Гиннеса”: “Строго придерживаться бюджета, тратить на личные нужды и развлечения не более 20 долларов в неделю”? Пункт сам по себе очень полезный, правда, выполнить его реально можно только в стране, экономика которой свободна от галопирующей инфляции.

Всё больше и больше людей среднего класса, вступая в брак, заключают брачные договоры. Вероятно, одна из основных причин этого связана с ростом числа разводов и, соответственно, людей, стремящихся обезопасить себя если не от моральных, то хотя бы от материальных потерь в случае, если брак окажется неудачным.

Брачный контракт предопределяет начало семейных отношений, но не является обязательным условием вступления в брак. Закон допускает заключение брачного договора как до регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор составляется в письменной форме и нотариально удостоверяется. Может быть установлен режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого супруга. Заключение брачного договора должно быть свободно от какого - бы то ни было внешнего воздействия.

Кроме правового аспекта специалисты различают неправовые аспекты брачного договора: социологический, психологический и этический Изучение проблемы показывает, что заключить брачный контракт, как правило, стремятся те, кто вступает во второй или последующий брак, потерпев в первом “имущественное кораблекрушение”. Делается предположение, что брачный договор представляет интерес для супругов, когда каждый является предпринимателем и имеет собственный бизнес. Помимо названных категорий заключение брачного договора, наверное, будет желательным для пар, у которых имеется значительная разница в возрасте между мужем и женой и при этом у мужа (или жены) есть прочная экономическая база, а также взрослые дети от предыдущего брака, чьи имущественные интересы не желает ставить под удар их родитель.

Психологический аспект: поскольку в брачном договоре супруги вправе определить имущество, которое будет передано каждому в случае расторжения брака, то есть прогнозируется возможность такого результата, возникает опасение, не станет ли развод ожидаемым результатом брака, а брачный договор - катализатором разводов.

Этический аспект брачного договора связан с невозможностью содержать условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. У каждого супруга должен существовать внутренний запрет на извлечение из заключенного договора исключительных выгод для себя путем ущемления прав и интересов второго супруга. Заключение договора предполагает соблюдение сторонами паритетности и уважительного отношения к правам друг друга. Если одним из супругов при заключении брачного договора движет желание не только и не столько сохранить свое имущество, сколько прибрать к рукам имущество второго супруга, то это противоречит цели брачного договора - стать цивилизованным способом урегулирования имущественных отношений в браке или в случае развода. Важно не перейти ту грань, за которой право личности на свободу волеизъявления может способствовать нарушению существующих в обществе этических норм.

Процесс заключения брачного контракта выполняет важные функции: образовательную (так как ознакомление с содержанием Закона “О браке и семье” дает реальное представление о семейной жизни через призму действующего законодательства); регулятивную (так как в нем предусматривается весь комплекс прав и обязанностей в семейных отношениях). Закон исходит из равноправия сторон в семье, но в жизни часто случается так, что один из супругов в браке оказывается бедным, а другой состоятельным. Это - в фактически существующей семье, тем более очевидной бывает разница в материальном положении после развода, особенно у женщины с несовершеннолетними детьми.

Необходимо отметить, что помимо правового режима имущества, брачный договор может включать определение способов участия в доходах семьи в виде денежных и иных поступлений от вещи, обусловленные ее участием в гражданском обороте (дивиденды от акций, проценты по вкладам, доходы от реализации урожая с приусадебного участка и т.п.). Супруги вправе также оговорить порядок несения семейных расходов, хотя, по признанию юристов, это понятие широкое и в законе не детализировано.

Расходы группируются в зависимости от материального обеспечения семьи и соответственно ее потребностей (оплата жилья, транспорта, питания, услуг связи, расходы по содержанию дачи, а также, связанные с оплатой образования, медицинского обслуживания, отдыха и т.п.).

Широкий спектр многообразия хозяйственной деятельности семьи - от управления домашним хозяйством до обладания каким-либо капиталом - может потребовать юридически обоснованной договоренности.

В практике семейной жизни довольно распространенной является ситуация, когда, выйдя замуж, родив ребенка, женщина оказывается на продолжительное время домохозяйкой и как следствие - неоконченное образование или потеря квалификации.

При расторжении брака, такая женщина оказывается в очень тяжелом положении: алименты на содержание детей крайне малы и не регулярны. При этом алименты чаще всего начисляются из доходов так называемого официально известного источника, в то время как реальные доходы супруга зачастую значительно превышают их.

Брачный контракт, заключенный в свое время, может повысить экономическую ответственность перед детьми и супругой, поможет максимально возможно и разумно решать финансовые вопросы супругов на случай неудачного брака, без унижения и страданий, связанных с имущественными проблемами, близких людей.

В Законе “О браке и семье” РК действует статья о брачном договоре. Здесь брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.

Исследователи задаются вопросом: почему совсем малая доля вступающих в брак, а также состоящих в браке, решаются оговорить свои имущественные права и обязанности в брачном контракте, специально созданным для разрешения спорных ситуаций?

Возможно, у нашего общества нет оснований для беспокойства? Но практика свидетельствует, а статистика подтверждает: три пары подают заявление на заключение брака, а две пары - на развод.

Тенденция увеличения общего коэффициента разводов спрогнозирована до 2015 года. А это значит, что еще больше семейных пар будут втянуты в процесс, который потребует от них значительных душевных, физических и материальных затрат.

Таблица. Коэффициент разводов в РК (на 1 тыс. человек в %)

(Демографический ежегодник Агентства РК по статистике. Алматы. 2007 г.)

  Годы число браков число разводов
  5,7 1,71
  6,11 1,84
  6,25 1,99
  6,66 2,10
  7,41 3,13
  7,64 2,10
  8,12 2,14
  8,9 2,3

Как видно из данной таблицы, коэффициент разводов в нашем обществе сегодня чрезвычайно высок. Но ведь и семей не становится меньше, что говорит об устойчивом и сравнительно высоком престиже семьи как формы организации личной жизни. Следовательно, вряд ли исчезнут драматические ситуации, подводящие к разводам. Кроме того, к разводам могут привести и уважительные причины, к которым нужно и относиться уважительно.

Исследование, проведенное авторами данного учебного пособия в свое время, показало, что опрошенные жители Алматы, независимо от пола, возраста, национальности и социального статуса, относились к необходимости заключения брачного договора как к гипотетической проблеме, часто с недоверием, не воспринимая значение и необходимость этого правового института. В целом, довольно большая часть респондентов (36 процентов) не определилась тогда с ответом, почти столько же опрошенных (34 процента) высказались однозначно отрицательно. Их ответы подтвердили рабочую гипотезу о том, что люди выскажутся в пользу традиционной формы заключения брачного союза по этико-психологическим мотивам, в соответствии с нашей ментальностью, которая ставит преграду новому институту и в принципе отторгает его. С семьей связаны такие чувства как любовь, преданность, самопожертвование, всепрощение, которые, на взгляд наших респондентов, все еще в состоянии регулировать отношения в этом самом древнем социальном институте. Повторные лонгитюдные исследования не обнаружили у общественного мнения каких-либо существенных перемен в отношении брачного контракта: “да, конечно, всё понимаем, надо, но не нам!”

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод: изучение общественного мнения показало, что данный правовой институт пока еще не получил массового признания по целому ряду причин и в этом плане трудно давать какую-либо (положительную или отрицательную) оценку выбору граждан или настаивать на их правовом нигилизме.

Литература

1.Абдуев А. А., Антонов А. И. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. – М., 1990.

2.Варламова С. Н., Носкова А. В., Седова Е. Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему. //СОЦИС, 2008, №1.

3.Гендерное развитие народа в Республике Казахстан. - Министерство Культуры и Информации РК: Алматы, 2008, “Дом Дружбы -ЦИПМО”.

4.Голод С. И. Социолого- демографический анализ состава и эволюции семьи. //СОЦИС, 2008, №1.

5.Голод С. И. Современная семья: мачеизм, феминизм. //Человек, 2006, №6.

6.Зиндер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. – М., 1997.

7.Жангирова М. Внебрачный союз- сожительство как альтернативная форма брака. // САЯСАТ. 2006, №2.

8.Каменская Е.Н. Социология: Учебное пособие. Изд. 2-е - М., 2007.

9.Климова Т. В. Основы укрепления семейных ценностей (по результатам комплексного исследования, направленного на изучение института семьи). - Алматы, 2007.

10.Каюпова Н. А., Климова Т. В. Социальный портрет современной казахстанской семьи (по результатам комплексного социологического исследования “Гендерные отношения в семье”). - Алматы, 2006.

11.Носкова А. В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога. - М., 2004.

12.Панкратова Н. В. Социальный и биологический аспекты родительства.//СОЦИС, 2006, №10.

13.Рассел Б. Брак и мораль. - М., 2004.

14.Рабжаева М. В. Историко-социальный анализ семейной политики в России в 20 веке. //СОЦИС, 2004, №6.

Наши рекомендации